дело № 2а-1561/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 года г.Рязань
Судья Октябрьского районного суда г.Рязани Шинкарук И.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства в помещении Октябрьского районного суда г.Рязани дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пеней,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> коп., из них задолженность по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб., по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> коп. В обоснование своих требований административный истец указал, что ФИО1 состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № по <адрес> по месту нахождения принадлежащего ей имущества. При этом ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговой инспекцией в отношении ФИО1 была выявлена недоимка, в настоящее время за ответчиком числится задолженность по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу. В связи с чем в его адрес было направлено единое требование об уплате налогов с указанием числящейся за ним задолженности. Однако до настоящего времени ответчик не исполнил в добровольном порядке требование об уплате налогов, сумма задолженности по уплате налога ФИО1 не погашена, в связи с чем, межрайонная ИФНС РФ № по <адрес> обратилась в суд с настоящим иском.
В силу ст.291, ст.ст.140, 292 КАС РФ дело рассмотрено без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.
Согласно ч. 1 ст. 1, п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом коэффициента-дефлятора.
Так, согласно сведений ФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/4 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб.
Согласно ст.3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.
Согласно расчету, представленному истцом, задолженность ответчика по оплате налога на имущество за 2014 год в сумме составляет <данные изъяты> коп. Ответчиком ФИО1 не оспорен расчет налога, произведенного истцом. Судом проверен расчет налога и признан правильным исходя из инвентаризационной оценки объекта недвижимого имущества и налоговой ставки 0,15 %.
Следовательно, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог, согласно ст. 15 НК РФ, устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ, и в силу ст.12 НК РФ обязателен к уплате на территории этого муниципального образования.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании ч.1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ч.1 ст.391 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика – физического лица, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 12 НК РФ, земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО1 является собственником 1/4 доли объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый №, доля владения 1/4, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровой стоимостью – 808599,54 руб., владеет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из информации о зарегистрированных правах, представленных в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Управлением федеральной службы государственного кадастра и картографии по <адрес>, данными единого налогового уведомления №.
В силу положений Решения Совета депутатов муниципального образования - Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 164 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования - Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района <адрес>" налогоплательщики –физические лица уплачивают налог на основании налогового 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства ставка налога установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с указанными нормами истец исчислил земельный налог за 2014 год в размере <данные изъяты> руб. на земельный участок, собственником которого является ФИО1, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, доля владения 1/4, назначение – земли, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровая стоимостью в размере – <данные изъяты> руб.
Следовательно, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию задолженность по земельного налогу за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Нало-говым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.
Пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, и автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с за-конодательством Российской Федерации.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О транспортном налоге на территории <адрес>» предусмотрено, что налоговые ставки устанав-ливаются в зависимости от мощности двигателя и категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. При этом на 2014 г. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 20 рублей с каждой лошадиной силы.
В силу ст. 4 этого же Закона, срок уплаты налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уста-навливается 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В судебном заседании установлено, что за ответчиком ФИО1 в течение 2014 г. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- автомобиль Рено Меган II P216115E2, г/н №, мощностью 113 л.с.,
- автомобиль Рено Меган II P2А16115, г/н №, мощностью 113 л.с.,
- автомобиль Рено Меган II P2А16115E2, г/н №, мощностью 113 л.с.
Данное обстоятельство подтверждается данными налогового уведомления №, выпиской из сведений представленных УГИБДД по РО.
Следовательно, ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку на ее имя в 2014 году были зарегистрированы транспортные средства, являющиеся в силу ст. 358 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения, и она обязана уплачивать транспортный налог в установленный налоговый период.
Как следует из материалов дела в соответствии с нормами действующего законода-тельства, Межрайонной ИФНС России № по <адрес>ФИО1 были начислены подлежащие уплате налоги за 2014 год и ей было направлено единое налого-вое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, на уплату транспортного налога, земельного и налога на имущество физических лиц за 2014 год, с указанием подлежащей уплате суммы налогов и срока уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно реестру почтовых отправлений налоговое уведомление № было направлено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ
В силу статьи 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Таким образом, налоговым органом соблюден порядок, предусмотренный ч.2 ст.52 НК РФ для направления уведомлений об уплате налога, когда расчет налоговой базы осуществляется налоговым органом.
Однако, в срок до ДД.ММ.ГГГГ налоги ФИО1 уплачены не были.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В ст. 70 НК РФ содержится положение о том, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с указанными нормами налоговым органом ДД.ММ.ГГГГФИО1 было направлено требование № об уплате налогов с указанием числящейся за ней задолженности по налогам в сумме <данные изъяты> руб., а также указание сроком уплаты недоимки и пени до 30.11.2015г.
Согласно представленному налоговым органом расчету (единому налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 обязана уплатить земельный налог, налог на имущество физических лиц и транспортный налог за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> руб.
Суд, проверив расчет, представленный истцом, находит, что указанный расчет произведен правильно. Таким образом, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию земельный налог и налог на имущество физических лиц, транспортный налог за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> руб.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно пп. 3,4 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Ввиду нарушения ФИО1 сроков уплаты налогов за 2013 г., истцом ответчику на основании ч. 1 ст. 75 НК РФ начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> коп.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Между тем, каких-либо доказательств, подтверждающих принятие мер по принудительному взысканию с ответчика суммы налогов и их своевременность, либо подтверждающих несвоевременной уплаты ответчиком суммы налогов за каждый из предыдующих периодов и размер неуплаченных налогов, с которых исчислены пени, стороной административного истца суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ФИО1 суммы пеней за неуплаченные в предыдующие периоды налоги в общем размере <данные изъяты> руб.
В силу ст.62 КАС РФ на ответчика была возложена обязанность доказать факт уплаты им суммы налогов, а также представить другие доказательства, опровергающие доводы административного истца. Однако, каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено, в том числе ответчиком не представлено доказательств факта исполнения им обязанности по уплате налогов за 2014 год, либо наличия оснований для освобождения от уплаты данного налога.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФИО1 не была исполнена обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2014 год в общей сумме <данные изъяты> руб., в связи с чем исковые требования МИ ФНС России № по <адрес> подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении настоящего административного искового заявления, то с ФИО1 в силу ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение административного дела в суде в размере <данные изъяты> коп., от уплаты которой при обращении в суд был освобожден административный истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 задолженность по налогам за 2014 год в общей сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени, - отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере – <данные изъяты>.
<данные изъяты>
Судья - подпись
Копия верна : Судья И.Н. Шинкарук