ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1563/20 от 01.03.2021 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-178/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 марта 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Гуслиной Е.Н.

при секретарях Набоковой Н.Э., Масликовой А.Л., Гуцул О.С.,

помощник судьи Бегеева А.Ю.,

с участием представителя административного истца инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области Якубицкой О.В.,

представителя административного ответчика Гаранина А.А.,

рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области к Тюфяковой Е.Ю. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, штрафам, пеням,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, инспекция) обратилась в суд с административным иском к Тюфяковой Е.Ю., в котором просит взыскать с административного ответчика в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 4 020 523,87 руб., в том числе: по налогу на добавленную стоимость в размере 2 159 047 руб., пени с 26.03.2016 по 25.07.2019 в размере 600 579,29 руб.; по штрафам по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 229 496,58 руб., по налогу на доходы физических лиц - 716 671 руб., пени с 16.07.2016 по 25.07.2019 в размере 135 210,19 руб., по штрафам по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 111 188,95 руб., по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 57 043 руб., пени за период с 03.07.2018 по 25.07.2019 в размере 5 583,56 руб., по штрафу по страховым взносам на ОПС в размере 5 704,30 руб.

В обоснование административных исковых требований указала, что Тюфякова Е.Ю. состоит на налоговом учете в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области в качестве налогоплательщика. Тюфякова Е.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, с 13.05.2011, прекратила осуществлять предпринимательскую деятельность 25.05.2018. В период с 28.09.2018 по 06.05.2019 инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении Тюфяковой Е.Ю., по результатам которой было вынесено решение. В период осуществления предпринимательской деятельности Тюфякова Е.Ю. помимо заявленного вида деятельности – развозная (разносная) торговля, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, занималась торговлей товарами через интернет на сайте spvtomske.ru. Тюфякова Е.Ю. не вела раздельный учет операций по реализации товаров при развозной (разносной) торговле и реализации товаров на сайте spvtomske.ru. В период с 01.01.2015 по 31.12.2017 административный ответчик признается плательщиком налога на добавленную стоимость в отношении деятельности – торговля товарами через интернет на сайте spvtomske.ru. По результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога установлена неполная уплата суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 159 047 руб. Ответственность за умышленную неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога составила 524 563,60 руб. С учетом обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, сумма штрафа была уменьшена в 4 раза и составила 131 140,90 руб. Административным ответчиком не были представлены налоговые декларации в установленный законом срок, в связи с чем сумма штрафа составила 393 422,7 руб. С учетом обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, сумма штрафа была уменьшена в 4 раза и составила 98 355,68 руб. За несвоевременное исполнение обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость начислены пени по состоянию на 25.07.2019 в размере 600 579,29 руб. Тюфякова Е.Ю. также признается плательщиком налога на доходы физических лиц по деятельности – торговля товарами через интернет на сайте spvtomske.ru. В результате умышленных действий Тюфяковой Е.Ю., изложенных в решении ВНП, установлено занижение налоговой базы, что повлекло за собой неуплату налога на доходы физических лиц в размере 716 671 руб. Ответственность за умышленную неуплату налога на доходы физических лиц в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога составила 286 668,40 руб. С учетом обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, сумма штрафа была уменьшена в 4 раза и составила 71 667,10 руб. В нарушение налогового законодательства Тюфякова Е.Ю. не представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в установленный срок, что повлекло наложение штрафа в размере 158 087,50 руб. С учетом обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, сумма штрафа была уменьшена в 4 раза и составила 39 521,85 руб. За неисполнение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в установленные законодательством сроки Тюфяковой Е.Ю. начислены пени в размере 135 210,19 руб. Также Тюфякова Е.Ю. является плательщиком страховых взносов. По результатам выездной налоговой проверки определена база для исчисления страховых взносов за 2017 год в размере 6 004 342 руб. (доход Тюфяковой Е.Ю.) Фиксированная величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составляет 23 400 руб. (МРОТ*12*26%), МРОТ в 2017 году – 7 500 руб. Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование от полученных доходов не зависит, на 2017 год он равен 4 590 руб. (7 500 руб.*12*5,1%). Размер страхового взноса за 2017 год составляет 80 443 руб. (23 400+(6004342-300000)*1%). Максимальный размер страховых взносов в ПФР – 187 200 руб. Поскольку Тюфяковой Е.Ю. исчислен и уплачен ОПС в размере 23 400 руб., сумма страховых взносов к доплате составляет 57 043 руб. (80 443-23 400). Ответственность за умышленную неполную уплату страховых взносов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, составила 22 817,2 руб. С учетом обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, сумма штрафа была уменьшена в 4 раза и составила 5 704,30 руб. За просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов Тюфяковой Е.Ю. начислены пени в размере 5 583,56 руб. Должнику было направлено требование от 09.09.2019 № ** об уплате вышеуказанных налогов, взносов, пени, штрафа, в котором предложено уплатить задолженность в срок не позднее 11.10.2019. Требование Тюфяковой Е.Ю. оставлено без исполнения. области 31.10.2019 инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тюфяковой Е.Ю. в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 4 020 523,87 руб. 14.01.2020 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями. По истечении двух месяцев со дня срока уплаты задолженности по требованию в связи с наличием признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 НК РФ, налоговым органом были направлены материалы выездной налоговой проверки в отношении Тюфяковой Е.Ю. в Следственный комитет РФ по Томской области. Соответственно налоговым органом было вынесено решение о приостановлении исполнения решения налогового органа, принятого в отношении физического лица № 2 от 23.12.2019 и соответственно были приостановлены все меры взыскания по решению ВНП. После получения 12.10.2020 от Следственного комитета РФ по Томской области постановления об отказе в возбуждении уголовного дела налоговым органом было вынесено решение о возобновлении исполнения решения налогового органа, принятого в отношении физического лица № 1 от 14.10.2020, в связи с чем возобновляется срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Представитель административного истца ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Якубицкая О.В., действующая на основании доверенности № ** от 29.01.2020 сроком до 31.12.2021, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и письменных объяснениях на иск, в которых указала, что налоговым органом не пропущен срок для взыскания задолженности с Тюфяковой Е.Ю. Решение ВНП № ** от 25.07.2019 лично вручено Тюфяковой Е.Ю. 01.08.2019, в соответствии с п.9 ст. 101 НК РФ вступило в силу 01.09.2019. В соответствии со статьями 69,70 НК РФ должнику было направлено требование от 09.09.2019 № ** об уплате вышеуказанных налогов, взносов, пени, штрафа, в котором предложено уплатить задолженность в срок не позднее 11.10.2019. Требование административным ответчиком оставлено без исполнения. ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области на основании ст. 123.2 КАС 31.10.2019 обратилась к мировому судье судебного участка № 2 с заявлением вынесении судебного приказа о взыскании с Тюфяковой Е.Ю. в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 4020523,87руб. 15.11.2019 мировым судьей Северского судебного района Томской области вынесен судебный приказ по заявлению инспекции, то есть инспекция в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ обратилась с заявлением о взыскании в суд общей юрисдикции. Письмом №** от 20.12.2019 материалы в отношении Тюфяковой Е.Ю. направлены руководителю СУ СК РФ по Томской области. Материалы, направленные указанным письмом от 20.12.2019, соответствуют положениями п.3 ст.32 НК РФ (до 21.12.2019 - двухмесячный срок с 11.10.2019 +10 дней). Решение о приостановлении исполнения пункта 3.1 решения № ** от 25.07.2019 налогового органа, принятого в отношение Тюфяковой Е.Ю., вынесено 23.12.2019 за № 2. После получения 12.10.2020 от Следственного комитета РФ по Томской области постановления об отказе в возбуждении уголовного дела налоговым органом в порядке ст. 15.1 НК РФ было вынесено решение о возобновлении исполнения решения налогового органа, принятого в отношении физического лица №1 от 14.10.2020, в связи с чем возобновляется срок для обращения в суд с административным исковым заявлением. Таким образом, исполнение решения ВНП было приостановлено 23.12.2019 на основании п. 15.1 ст. 101 НК РФ, в связи с чем приостановилось и течение сроков взыскания, предусмотренных п. 2 ст. 48 НК РФ, а возобновлено только 14.10.2020. Параллельных действий как в рамках УК РФ, так и в рамках КАС РФ налоговый орган не осуществлял, поскольку 31.10.2019 на основании ст. 123.2 КАС РФ инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тюфяковой Е.Ю. в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 4 020 523,87 руб., а материалы по п.3 ст.32 НК РФ в отношении Тюфяковой Е.Ю. направлены в следственные органы письмом № ** от 20.12.2019.

Административный ответчик Тюфякова Е.Ю., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика Гаранин А.А., действующий на основании доверенности **** от 09.12.2020 сроком на три года, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, которые привел в письменных возражениях на иск, из которых следует, что истцом пропущен срок обращения с иском в суд, исходя из того, что должнику было направлено требование от 09.09.2019 № ** об уплате налогов, взносов, пени, штрафа, в котором предложено уплатить задолженность в срок не позднее 11.10.2019, которое оставлено без исполнения. Административный истец 31.10.2019 обратился к мировому судье судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области с заявлением о вынесении судебного приказа и о взыскании с административного ответчика в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 4 020 523,87 руб. Определением от 14.01.2020 судебный приказ по делу № ** был отменен в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно его исполнения, инспекции разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением согласно главе 32 КАС РФ. Однако административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением лишь 02.12.2020, то есть по истечении 10 месяцев 18 дней с момента отмены судебного приказа, соответственно пропустил шестимесячный срок, предусмотренный действующим законодательством. Ссылка административного истца в иске на те обстоятельства, что налоговым органом на основании п. 15.1 ст. 101 НК РФ было вынесено решение о приостановлении исполнения решения налогового органа, принятого в отношении физического лица № 2 от 23.12.2019 в связи с наличием признаков состава преступления, а также были направлены материалы выездной налоговой проверки в отношении Тюфяковой Е.Ю. в Следственный комитет РФ по Томской области, несостоятельны, поскольку данные обстоятельства не являются препятствием для обращения налогового органа в суд с исковым заявлением для реализации своих прав. Действующее законодательство не запрещает действовать параллельно как в рамках уголовно-правового поля, так и в рамках гражданско-правовых отношений. В том числе срок взыскания по решению ВНП в соответствии с налоговым законодательством во внесудебном порядке и сроки исковой давности не являются тождественными. Кроме того, в рамках ВНП была произведена переквалификация сделок, в соответствии с которыми Тюфякова Е.Ю. получала доход с договора комиссии либо агентского договора, а также изменен характер деятельности Тюфяковой Е.Ю. с развозной торговли на интернет торговлю. Налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы, пени в бесспорном порядке. В доход Тюфяковой Е.Ю. вменяется сумма в размере 18 783 353,49 руб., то есть весь объем денежных средств, поступивших на банковские карты административному ответчику, а не 16% в качестве организаторского процента от указанной суммы в качестве вознаграждения по договору комиссии или агентскому договору.

Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание административного ответчика Тюфяковой Е.Ю.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Если данные условия соблюдены, то у покупателя - налогового агента возникает обязанность исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-числа месяца, следующего за истекшим, если иное не предусмотрено НК РФ.

На основании ст. 207 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Исчисление и уплата налога на доходы, полученные физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ).

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, а именно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) являются обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6, п.п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Как следует из пп. 1, 2 ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться, в том числе пеней.

Согласно пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В п. 3 приведенной статьи (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ, от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 243-ФЗ, от 30.11.2016 № 401-ФЗ) указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 этой же статьи (в ред. в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, совершенное умышленно влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В судебном заседании установлено, что Тюфякова Е.Ю. состоит на налоговом учете в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области ИНН **.

Также установлено, не оспаривается лицами, участвующими в деле, и следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.10.2020, что Тюфякова Е.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 13.05.2011 и прекратила деятельность в качестве такового 25.05.2018.

Решением № ** от 25.07.2019 Тюфякова Е.Ю. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст. 101 НК РФ.

Как установлено в результате выездной налоговой проверки и следует из указанного решения, Тюфяковой Е.Ю. начислена следующая задолженность по состоянию на 25.07.2019: по НДФЛ за 2015-2017 гг.: сумма недоимки в размере 716 671 руб., сумма штрафа – 111 188,95 руб. (71 667,1 руб. (за умышленную неуплату налога) + 39 521,85 руб. (непредставление налоговой декларации в установленный срок)), сумма пени – 135 210,19 руб.; по НДС за 2015-2017 гг.: сумма недоимки в размере 2 159 047 руб., сумма штрафа – 229 496,58 руб. (131 140,9 руб. (за умышленную неуплату налога) + 98 355,68 руб. (непредставление налоговой декларации в установленный срок)), сумма пени – 600 579,29 руб.; по ОПС: сумма недоимки в размере 57 043 руб., сумма штрафа – 5 704,3 руб., сумма пени – 5 583,56 руб., в общей сумме 4 020 523,87 руб., что составляет цену административного иска.

При применении налоговых санкций ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области учла смягчающие обстоятельства: тяжелое материальное положение (несовершеннолетний ребенок 2010 г.р., отсутствие дохода, снятие с учета как индивидуальный предприниматель), несоразмерность деяния тяжести наказания (ранее к ответственности не привлекалась, отсутствие задолженности по имущественным налогам).

Данное решение было получено Тюфяковой Е.Ю. 01.08.2019, с которым она была ознакомлена в полном объеме, что подтверждается личной подписью административного ответчика в решении от 25.07.2019.

Административному ответчику было предложено уплатить указанные в решении недоимки, пени, штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, произвести расчет и уплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2015, 2016 гг. согласно выявленным нарушениям, в соответствии со ст. 145 НК РФ заявить об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (в случае ведения раздельного учета, связанного с реализацией подакцизных и не подакцизных товаров).

Также было разъяснено, что данное решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.

Решение Тюфяковой Е.Ю. обжаловано не было и в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ вступило в законную силу 01.09.2019.

Кроме того, указано, что жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба административным ответчиком в порядке ст. 139 НК РФ не подавалась.

В добровольном порядке решение налогового органа ответчиком исполнено не было.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ основанием для направления требования об уплате налога налогоплательщику является наличие у него недоимки.

Пунктом 4 ст. 69 НК РФ определены общие требования к форме и содержанию требования об уплате налога.

Статьей 70 НК РФ установлены сроки, в течение которых налоговым органом должно быть направлено требование об уплате налога налогоплательщику.

Так, согласно пункту 1 данной статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Пункты 3 и 4 ст. 70 НК РФ распространяют применение указанных сроков на требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа, в том числе о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

В связи с неуплатой установленных недоимок, пени и штрафов 09.09.2019 было вынесено требование № **, сумма задолженности на основании решения № ** от 25.07.2019 по состоянию на 09.09.2019 составляет 4 020 523,87 руб. Срок исполнения требований установлен до 11.10.2019.

Требование было направлено Тюфяковой Е.Ю. 20.09.2019, что подтверждается реестром почтовых отправлений заказных 199 и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.

Какие-либо доказательства, подтверждающие уплату административным ответчиком в добровольном порядке установленных проверкой недоимок, пени, штрафов, суду не представлены, требование № ** от 09.09.2019 не исполнено до настоящего времени.

Как следует из определения мирового судьи судебного участка № 3 Северского судебного района Томской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области, от 14.01.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области 15.11.2019 по заявлению ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области вынесен судебный приказ о взыскании с Тюфяковой Е.Ю. в бюджет соответствующего уровня задолженности по налогам, пени, штрафам в размере 4 020 523,87 руб.

В судебном заседании установлено и подтверждается сопроводительным письмом № **, что 20.12.2019 инспекция направила в Следственный комитет РФ по Томской области материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 198 УК РФ в отношении Тюфяковой Е.Ю.

23.12.2019 ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области вынесено решение о приостановлении исполнения решения налогового органа, принятого в отношении физического лица.

В соответствии с абз. 2 п. 15.1 ст. 101 НК РФ течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора, страховых взносов), пеней, штрафа.

По смыслу взаимосвязанных положений Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 32, пункт 15.1 статьи 101, статья 108 и пункт 2 статьи 115) привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

28.08.2020 следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Томской области, рассмотрев материал проверки КРСП № ** от 29.07.2020, зарегистрированный по факту уклонения ИП Тюфяковой Е.Ю. от уплаты налогов, совершенного в крупном размере, постановил отказать в возбуждении уголовного дела в отношении административного ответчика в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ.

14.10.2020 ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области вынесено решение о возобновлении исполнения решения налогового органа, принятого в отношении физического лица.

Суд отмечает, как верно указал представитель административного ответчика в судебном заседании, что налоговым органом не соблюден срок вынесения решения о возобновлении исполнения решения.

В соответствии с абз. 3 п. 15.1 ст. 101 НК РФ в случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора, страховых взносов), пеней, штрафа.

Так, решение о возобновлении исполнения решения налогового органа было вынесено спустя 46 дней после вынесения постановления об отказе в возбуждения уголовного дела. На имеющейся в деле копии постановления следственного органа имеется отметка о получении данного постановления инспекцией 12.10.2010, возобновлено же исполнение решения налогового органа 14.10.2020. Однако, несмотря на то, что исполнение решения налогового органа было возобновлено не на следующий день после получения уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела, это обстоятельство не повлияло на срок обращения с иском в суд, который административным истцом не пропущен.

Довод представителя административного ответчика Гаранина А.А. о пропуске срока обращения с иском в суд ввиду того, что административный истец обратился в суд лишь 02.12.2020, то есть по истечении 10 месяцев 18 дней с момента отмены судебного приказа, а приостановление исполнения решения налогового органа в свою очередь не является препятствием для обращения в суд с административным иском для реализации своих прав, суд признает несостоятельным с учетом следующего.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пунктом 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в числе прочих обстоятельств, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Следовательно, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, является исполнение налоговым органом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Как указано выше, статьей 48 НК РФ установлен общий срок на обращение в суд, составляющий шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2) и такой же срок на обращение в порядке искового производства - со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3).

При этом факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа.

Как видно из дела, срок исполнения требования об уплате налоговых платежей установлен 11.10.2019, шестимесячный срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа истекал 11.04.2020.

Судом установлено, что инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тюфяковой Е.Ю. задолженности по налогам, пени, штрафам 15.11.2019, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с абз. 2-3 п. 15.1 ст. 101 НК РФ течение срока взыскания задолженности с Тюфяковой Е.Ю. приостановилось со дня вынесения решения налоговым органом о приостановлении (23.12.2019) по день, следующий за днем получения уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела (13.10.2020), то есть на 9 месяцев 20 дней.

Поскольку определение об отмене судебного приказа было вынесено 14.01.2020, то есть тогда, когда уже было принято решение о приостановлении исполнения решения налогового органа до вынесения решения Следственным комитетом, то шестимесячный срок для обращения в суд общей юрисдикции начал течь с 13.10.2020, т.е. с момента, когда инспекцией должно было быть принято решение о возобновлении, а не с 14.10.2020, как указывает представитель административного истца.

Административное исковое заявление ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области о взыскании с Тюфяковой Е.Ю. задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, штрафам, пеней поступило в Северский городской суд Томской области 02.12.2020, что подтверждается штампом суда. Таким образом, ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области обратилась не позднее шести месяцев со дня начала течения срока (13.10.2020), а именно в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области соблюден установленный ст. 48 НК РФ срок обращения в суд.

Административным истцом представлен расчет по налогу на добавленную стоимость в размере 2 159 047 руб., пени с 26.03.2016 по 25.07.2019 в размере 600 579,29 руб.; по штрафам по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 229 496,58 руб., по налогу на доходы физических лиц - 716 671 руб., пени с 16.07.2016 по 25.07.2019 в размере 135 210,19 руб., по штрафам по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 111 188,95 руб., по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 57 043 руб., пени за период с 03.07.2018 по 25.07.2019 в размере 5 583,56 руб., по штрафу по страховым взносам на ОПС в размере 5 704,30 руб.

Проверив правильность математических операций представленного административным истцом расчета, суд с ним соглашается как с обоснованным, соответствующим требованиям налогового законодательства. Доказательств, подтверждающих уплату налогов, пени, штрафов, административным ответчиком не представлено, как и не представлен расчет задолженности в ином размере.

При таких обстоятельствах административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области к Тюфяковой Е.Ю. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, штрафам, пеней в заявленных размерах подлежат удовлетворению.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности.

В судебном заседании представителем административного ответчика Гараниным А.А. приведены следующие доводы:

- налоговым органом не было учтено, что в рамках ВНП была произведена переквалификация сделок, в соответствии с которыми Тюфякова Е.Ю. получала доход с договора комиссии либо агентского договора, а также изменен характер деятельности Тюфяковой Е.Ю. с развозной торговли на интернет торговлю;

- налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, были не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы, пени в бесспорном порядке;

- налоговым органом неверно исчислены налоги, поскольку в доход Тюфяковой Е.Ю. вменяется сумма в размере 18 783 353,49 руб., то есть весь объем денежных средств, поступивших на банковские карты административному ответчику, а не 16 % в качестве организаторского процента от указанной суммы в качестве вознаграждения по договору комиссии или агентскому договору.

Данные доводы суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства, помимо этого вопрос о начислении налогов являлся предметом выездном налоговой проверки, по результатам которой было вынесено решение № **, которое административным ответчиком было получено и не было обжаловано, а соответственно вступило в законную силу. Именно в нем указаны размеры выявленной недоимки по налогам и соответствующих пеней, а также подлежащие уплате штрафы.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Поскольку административный истец при подаче настоящего административного иска освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, соответственно в силу приведенных выше положений закона с административного ответчика Тюфяковой Е.Ю. в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 28 302,62 руб., размер которой исчислен в соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

В соответствии со ст. 89 КАС РФ принятые меры предварительной защиты необходимо сохранить до исполнения решения суда, отменить по его исполнении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области к Тюфяковой Е.Ю. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, штрафам, пеней удовлетворить.

Взыскать с Тюфяковой Е.Ю. в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 4 020 523,87 руб., в том числе: по налогу на добавленную стоимость в размере 2 159 047 руб., пени с 26.03.2016 по 25.07.2019 в размере 600 579,29 руб.; по штрафам по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 229 496,58 руб., по налогу на доходы физических лиц - 716 671 руб., пени с 16.07.2016 по 25.07.2019 в размере 135 210,19 руб., по штрафам по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 111 188,95 руб., по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 57 043 руб., пени за период с 03.07.2018 по 25.07.2019 в размере 5 583,56 руб., по штрафу по страховым взносам на ОПС в размере 5 704,30 руб.

Взыскать с Тюфяковой Е.Ю. в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 28 302,62 руб.

Меры предварительной защиты в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее Тюфяковой Е.Ю., **.**.**** года рождения, зарегистрированной и проживающей по [адрес], в пределах суммы исковых требований – 4 020 523,87 руб. отменить по исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Е.Н. Гуслина

УИД 70RS0009-01-2020-005698-48