Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 27 августа 2018 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Мартиной Н.В.,
с участием
старшего помощника Соликамского городского прокурора Суворова М.Ю.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного соответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа об отмене регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в Соликамский городской суд Пермского края с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 ФИО4, указав, что 23.06.2018 года было опубликовано решение о назначении дополнительных выборов депутата Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20; 12.07.2018 года ФИО4 выдвинула свою кандидатуру для участия в выборах в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20, подав письменное заявление об этом в ТИК Соликамского городского округа. Кандидат ФИО4 являлась помощником депутата Соликамской городской Думы по избирательному округу № 20 КЕК Несмотря на то, что КЕК сложил полномочия депутата в 2018 году, ФИО4 использует преимущества своего служебного положения, а именно связи с Администрацией города, чтобы присутствовать на мероприятиях, организованных Администрацией до сих пор.
Так, 31.07.2018 года в городе Соликамск состоялось публичное мероприятие, организованное Администрацией <...>, – открытие детской площадки рядом с домом по <...>, на котором присутствовала заместитель главы администрации города ТИИ Ведущая мероприятия представила ФИО4 как <данные изъяты>, хотя она уже не является таковым, и поблагодарила её, сказав, что эта площадка заслуга ФИО4, таким образом, создав положительное впечатление о ФИО4 ФИО4 выступила с поздравлением и с просьбой представлять ей предложения для дальнейшего благоустройства территории, что является агитацией в соответствии с пп. «д, е» п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ. Другие кандидаты на указанное мероприятие Администрацией не приглашались, слово им не предоставлялось.
11.08.2017 года Администрация города Соликамск организовала публичное мероприятие – «спортивный субботник», посвященный всероссийскому дню физкультурника на лыжной базе «Снежинка». Ведущая мероприятия предоставила слово для поздравлений и агитации ФИО4, представив её как кандидата в депутаты. ФИО4 поздравила жителей с праздником физкультурника, рассказала, что сама спортсмен, что является агитацией, а также призвала приходить на выборы и голосовать. При этом другим кандидатам слово предоставлено не было, на праздник их не приглашали.
16.08.2018 года в рабочее время на почту нескольких СМИ пришел запрос от начальника Управления <данные изъяты>, который интересовался «как идут дела по буклету-программе ФИО4».
Таким образом, ФИО4 обладает преимуществами в ведении избирательной кампании по сравнению с административным истцом и другими кандидатами в виде использования работников администрации и мероприятий, которые они организуют, для целей избрания, чем нарушает равенство прав кандидатов, гарантированное ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Административный истец ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась; в материалах дела содержится ходатайство ФИО3 о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила административный иск удовлетворить, пояснила, что кандидат ФИО4 ранее являлась <данные изъяты>, воспользовалась преимуществом служебного положения муниципальных служащих администрации города Соликамск. Указанные в административном исковом заявлении мероприятия 31.07.2018 года и 11.08.2018 года, в ходе которых проводилась предвыборная агитация кандидата ФИО4, были спланированы и организованы Администрацией города Соликамск. На данные мероприятия административный истец и другие кандидаты в депутаты не приглашались. Кроме того, муниципальным служащим было направлено письмо работникам СМИ, в котором муниципальный служащий интересовался буклетом-программой ФИО4, тогда как в отношении остальных кандидатов в депутаты подобных писем не поступало, что также свидетельствует об использовании ФИО4 преимуществ.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа - председатель комиссии ФИО5, принимавшая участие в судебном заседании до объявления перерыва, доводы административного иска ФИО3 считала не соответствующими законодательству, административный иск - не подлежащим удовлетворению. Поддержала возражения, изложенные в письменном виде, и пояснила, что кандидат в депутаты ФИО4 в соответствии с предоставленной информацией работает <данные изъяты> не входит в субъектный состав лиц, указанных в п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на которых распространяются ограничения, установленные п. 4 ст. 40 Федерального закона. Из содержания представленного административным истцом письма от имени ПВН не следует, что лицо интересуется буклетом ФИО4 по её просьбе. Все приведенные административным истцом доводы не содержат признаков незаконной агитации и не могут служить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.
Административный соответчик ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась, направив в суд через своего представителя ФИО2 письменное ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием её представителя.
Представитель административного соответчика ФИО4 ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что кандидат в депутаты ФИО4 работает в должности <данные изъяты>», следовательно, не является лицом, которое может использовать преимущества своего должностного или служебного положения, поскольку её должность не входит в перечень, поименованный в п. 1 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ. Указанные административным истцом мероприятия проводились не по инициативе ФИО4, были спланированы еще до обнародования решения о назначении выборов. ФИО4 на мероприятия не приглашали. В ходе выступления ФИО4 поздравила всех с праздником, предвыборной агитации не вела. По факту направления письма от имени ПВН пояснила, что никаких указаний начальнику <данные изъяты>ПВН по направлению писем ФИО4 не давала; электронный адрес начальника <данные изъяты><...>ПВН, исходя из официальной информации, размещенной на сайте Администрации <...>, не соответствует указанному в представленной суду скан-копии.
На основании ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, представленные сторонами доказательства, принимая во внимание заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ) закреплено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Статьей 39 названного Федерального закона предусмотрено, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов.
Согласно положениям п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (пп. «в»);
- агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий (пп. «ж»).
Из содержания п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ следует, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 20.06.2018 года № назначены дополнительные выборы депутата Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 на 09.09.2018 года (л.д. 29).
Административное исковое заявление ФИО3, поступило в суд 21.08.2018 года, следовательно, установленный ч. 5 ст. 240 КАС РФ срок обращения в суд административным истцом соблюден.
Решением Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2018 года № ФИО4 зарегистрирована кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 (л.д. 31-32).
Решением Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2018 года № ФИО3 зарегистрирована кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 (л.д. 7-8).
В качестве оснований к отмене регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 ФИО4 административным истцом в административном исковом заявлении указано использование преимуществ своего служебного положения (<данные изъяты>.), а именно связи с администрацией города, чтобы присутствовать на мероприятиях, организованных администрацией города.
Данный довод административного истца суд считает несостоятельным.
Из представленных ФИО4 в Территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа 12.07.2018 года документов следует, что кандидат в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 ФИО4 работает <данные изъяты>» (л.д. 35), следовательно, не относится к лицам, поименованным в п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, которые при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Довод представителя административного истца о том, что ФИО4 использовала преимущества ранее занимаемого служебного положения, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку из буквального толкования п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что для отнесения кандидата к категории лиц, поименованных в п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, правовое значение имеет занимаемая им должность на момент проведении его избирательной кампании.
Довод административного истца об использовании административным соответчиком ФИО4 преимуществ должностного или служебного положения лиц, не являющихся кандидатами и находящихся на государственной или муниципальной службе, в период избирательной кампании в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашел.
Административным истцом представлены в подтверждение своих доводов фотографии и аудиозапись, произведенные 31.07.2018 года в ходе проведения мероприятия, посвященному открытию детской площадки по <...>, а также фотографии и видеозапись, совершенные 11.08.2018 года в ходе проведения мероприятия, посвященного всероссийскому дню физкультурника на лыжной базе «Снежинка».
При изучении данных доказательств судом установлено, что на вышеуказанных мероприятиях 31.07.2018 года и 11.08.2018 года ФИО4 действительно приглашалась на сцену для поздравления ведущими мероприятий, однако данный факт сам по себе не свидетельствует о том, что приглашена административный соответчик была на указанные мероприятия и для выступления с поздравлениями кем-либо из лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе.
Из анализа содержания аудиозаписи и видеозаписи следует, что во время проведения указанных мероприятий ФИО4 и иные лица, поименованные в п. 4 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ предвыборной агитации в смысле, придаваемом данному понятию п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, не проводили.
Иных доказательств в подтверждение доводов административного искового заявления административным истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 62 КАС РФ суду представлено не было.
Что касается довода административного искового заявления о поступлении 16.08.2018 года в рабочее время на почту нескольких СМИ запроса от начальника <данные изъяты>ПВН, который интересовался ходом дел по буклету-программе ФИО4, суд считает его необоснованным по следующим основаниям.
Административным истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 62 КАС РФ не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что данное письмо было направлено с адреса электронной почты начальника <данные изъяты> и именно указанным должностным лицом.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска и отмены регистрации ФИО4 в качестве кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,
р е ш и л:
Отказать ФИО3 в удовлетворении административного иска об отмене регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 ФИО4.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья О.В. Новикова