Дело № 2а-1564/2021
УИД 27RS0006-01-2021-001990-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 07 июля 2021 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Зыковой Н.В.,
при секретаре Бондарь К.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Федоровой Юлии Алексеевне о взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику Федоровой Ю.А. о взыскании недоимки по налогам, которое мотивировал следующим.
Административный ответчик Федорова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на налоговом учёте в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налогов и сборов.
Согласно п. 1 и п. 2 ст.ст. 45, 419, 423, 431 НК РФ Налогоплательщику были произведены начислениям за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховые начисления на обязательное пенсионное страхование в размере 5 598,39 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 1 098,15 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате страховых взносов, налогоплательщику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором предложено уплатить начисленную задолженность по страховым взносам в размере 12 981,57 руб. до ДД.ММ.ГГГГ Однако задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.
Налогоплательщику были произведены начислениям за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховые начисления на обязательное пенсионное страхование в размере 13 728,96 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 3 796,85 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком своевременно в полном объеме налоговые обязательства не исполнены было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить задолженность по страховым взносам на общую сумму 31 132,77 руб.
Требованием от ДД.ММ.ГГГГ№ налогоплательщику в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предложено уплатить пени по страховым взносам в размере 4 738,49 руб. Однако задолженность по страховым взносам до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.
Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого налога в установленном порядке.
Согласно п. 3 ст. 346.10 НК РФ налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом либо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В установленные законом сроки налогоплательщиком своевременно и в полном объеме налоговые обязательства не исполнены, по лицевому счету налогоплательщика в соответствии со ст. 75 НК РФ начислялась пеня.
В адрес налогоплательщика в порядке ст. 69, ст. 70 НК РФ направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить пени по ЕСХН в размере 15,27 руб.
Однако пени по ЕСХН до настоящего времени налогоплательщиком не оплачены в полном объеме.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с недоимку на общую сумму 15 968,04 рублей по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 894,99 руб. (за 2016 год - 3 796,85 руб., за 2017 год - 1 098,14 руб.); пени в размере 2 570,35 руб. (за 2016 год - 2 432,99 руб., за 2017 год - 137,36 руб.);
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 5 598,39 руб. (за 2017 год); пени в размере 723,74 руб. (за 2016 год - 23,51 руб., за 2017 год - 700,23 руб.); пени по единому сельскохозяйственному налогу в размере 15,27 руб. (за 2016 год);
восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание стороны не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом. О причинах своей неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела - не ходатайствовали.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в период выставления требования) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила сумму (установленную редакцией п. 2 ст. 48 НК РФ действующей в период выставления требования), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила указанный предел.
Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила сумму (установленную редакцией пунктом 2 статьи 48 НК РФ действующей в период выставления требования) налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Федорова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на налоговом учёте в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налогов и сборов.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 45, 419, 423, 431 НК РФ Налогоплательщику были произведены начислениям за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховые начисления на обязательное пенсионное страхование в размере 5 598,39 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 1 098,15 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате страховых взносов, налогоплательщику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором предложено уплатить начисленную задолженность по страховым взносам в размере 12 981,57 руб. до ДД.ММ.ГГГГ Однако задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.
Налогоплательщику были произведены начислениям за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2016 г. по страховые начисления на обязательное пенсионное страхование в размере 13 728,96 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 3 796,85 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком своевременно в полном объеме налоговые обязательства не исполнены было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить задолженность по страховым взносам на общую сумму 31 132,77 руб.
Требованием от ДД.ММ.ГГГГ№ налогоплательщику в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предложено уплатить пени по страховым взносам в размере 4 738,49 руб. Однако задолженность по страховым взносам до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.
Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого налога в установленном порядке.
Согласно п. 3 ст. 346.10 НК РФ налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом либо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В установленные законом сроки налогоплательщиком своевременно и в полном объеме налоговые обязательства не исполнены, по лицевому счету налогоплательщика в соответствии со ст. 75 НК РФ начислялась пеня.
В адрес налогоплательщика в порядке ст. 69, ст. 70 НК РФ направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить пени по ЕСХН в размере 15,27 руб.
Однако пени по ЕСХН до настоящего времени налогоплательщиком не оплачены в полном объеме.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании налогов и сборов может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Настоящий административный иск административный истец подал в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом Хабаровского районного суда Хабаровского края.
Одновременно, с административным иском к Федоровой Ю.А. административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, в котором истец ссылается на большой объем работ по взысканию недоимок с физических лиц, осуществление налогового администрирования 8 муниципальных районов.
Иных доводов в обоснование заявленного ходатайства о пропуске срока обращения в суд, административным истцом не приведено.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок предъявления в суд заявления о взыскании налога с ответчика и не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными. Поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Приведенные административным истцом доводы такими доказательствами не являются, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления и направления его в суд в установленные законом порядке и сроки.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Федоровой Юлии Алексеевне о взыскании недоимки по налогам, необходимо оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока обращения административного истца в суд, в восстановлении которого судом отказано.
Руководствуясь ст.ст. 140, 178, 180, 219, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Федоровой Юлии Алексеевне о взыскании недоимки по налогам – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 13.07.2021 г.
Судья Н.В. Зыкова