К делу №
Решение
Именем Российской Федерации
13 июля 2017 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Едиджи С.Х.
При секретаре Ачох А.Р.
С участием:
- административного истца ФИО1,
- представителя административного истца ФИО4 по доверенности;
- представителя административного ответчика МИФНС России № по РА ФИО5 по доверенности,
Рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к МИФНС России № по РА о признании незаконными действий МИФНС России № по РА, обязании произвести перерасчет начисленного налога на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к МИФНС России № по РА о признании незаконными действий МИФНС России № по РА, обязании произвести перерасчет начисленного налога на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 10 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
В связи с применением МИФНС России № по РА при начислении налога на землю земельных участков с разрешенным использованием для строительства бизнес-инкубатора ставки налога 1,5%, а также непредоставлением как пенсионеру льготы по уплате налога на землю в размере 50%, как инвалиду 2 группы льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю, им в Управлением ФНС по РА была подана жалоба, которая решением вышестоящего налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ была оставлена без удовлетворения, сославшись на ст. 394 НК РФ, которая предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5% в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 настоящей статьи.
При этом, решение № от ДД.ММ.ГГГГ Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение», которым на территории поселения введен налог на землю и установлены налоговые ставки на его оплату в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков не содержит налоговой ставки для земельных участков с разрешенным использованием – «для строительства бизнес-инкубатора».
Несмотря на вышеизложенное, административным ответчиком при расчете налога на землю была применена ставка налога – 1,5% (для прочих участков).
Кроме того, ему отказано в предоставлении как инвалиду 2 группы льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю на основании того, что не предоставлены доказательства использования спорного земельного участка в некоммерческих целях.
Согласно пп. 10 п.3 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение», которым на территории поселения введен налог на землю и установлены налоговые ставки на его оплату в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, свалка, установлена налоговая ставка – 0,6% от кадастровой стоимости земель, которую считает подлежащей применению при расчете налога на землю в отношении принадлежащих ему земельных участков.
Понятие бизнес-инкубатор дано в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с которым бизнес-инкубатор, это организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.
Целью создания бизнес-инкубаторов является развитие экономики региона путем предоставления поддержки вновь созданным или молодым предприятиям, которая выражается в предоставлении соответствующих сервисных услуг, материально-технической базы, является некоммерческим, административным центром, способствующим развитию производственных процессов на той же территории, то есть деятельность бизнес-инкубаторов не ограничивается предоставлением офисных помещений в административных зданиях, а включает в себя размещение промышленных объектов, строений, сооружений и объектов по производству услуг.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета народных депутатов МО «Энемксое городское поселение» «Об освобождении от уплаты налога на землю граждан МО «Энемксое городское поселение» определен перечень льготных категорий граждан, которые освобождаются от уплаты налога на землю, в том числе инвалиды 2 группы, за исключением земельных участков, используемых в коммерческих целях.
Он является пенсионером, не занимается коммерческой или иной предпринимательской деятельностью, следовательно, не использует принадлежащий ему спорный земельный участок в коммерческих целях, участок находится в поле, где нет ни коммуникаций, ни подъездных путей, в связи с чем считает, что ему должна быть предоставлена льгота как инвалиду второй группы в виде освобождения от уплаты налога на землю в отношении указанного земельного участка.
Просит:
Признать незаконными действия МИФНС России № по РА, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю в отношении земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>
Обязать МИФНС России № по РА произвести перерасчет начисленного налога на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости указанного земельного участка с даты регистрации на него права собственности;
Признать незаконными действия МИФНС России № по РА, выразившиеся в отказе предоставления льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю как инвалиду 2-1 группы в отношении указанного земельного участка;
Обязать МИФНС России № по РА предоставить ему льготу в виде освобождения от уплаты налога на землю как инвалиду 2-1 группы в отношении спорного земельного участка.
Административный истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца – ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что изначально земельный участок его доверителю был предоставлен в коммерческих целях – для строительства бизнес-инкубатора, затем вид разрешенного использования был изменен – под строительство многоквартирного дома, поэтому полагает, что налоговая ставка 1,5% от кадастровой стоимости спорного земельного участка должна применяться ответчиком только со следующего года, то есть с 2016 г. Просил удовлетворить исковые требования у учетом уточнений касательно второго пункта требований – обязав МИФНС России № по РА при начислении налога на землю применить ставку 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка за 2015 г. и произвести перерасчет начисленного налога на землю, с применением ставки налога 0,6% от кадастровой стоимости земли за 2015 год, в связи с последующим изменением разрешенного вида использования спорного земельного участка.
Представитель административного ответчика – МИФНС России № по РА ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, представила отзыв на административный иск, указав, что в указанном административным истцом административном иске Решении Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№-б, которым установлены ставки для исчисления земельного налога не установлена процентная ставка, применяемая к земельным участкам с разрешенным использованием – для строительства бизнес-инкубатора, в связи с чем считает, что оснований для применения пониженной ставки по настоящему спору не имеется.
Отметила, что административным истцом не обеспечено использование спорных земельных участков под вид возможного использования, предусмотренного пп. 10 п. 3 Решения № то есть отсутствуют какие-либо здания и сооружения, либо признаки, указывающие на начало их использования по назначению. Кроме того, он не является индивидуальным предпринимателем или руководителем (учредителем) каких-либо организаций, зарегистрированных в МИФНС России № по РА.
Земельный налог был начислен ФИО1 на основании представленных сведений, с учетом Решения Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ и на основании ст. 394 НК РФ, с использованием процентной ставки 1,5% от кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка.
ФИО1 начислен земельный налог за 2015 г. в размере 337 431 руб., после произведения перерасчета в связи с предоставлением ему льготы 50%, как пенсионеру сумма земельного налога за 2015 г., подлежащего уплате в бюджет составила 168 715 руб., о чем истец был извещен налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № имеет коммерческое разрешенное использование – для строительства бизнес-инкубатора, ФИО1 как инвалиду 2-1 группы не могут быть предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю.
Просит в административном иске отказать.
Заинтересованное лицо – представитель администрации МО «Энемское городское поселение» - ФИО6, извещенная надлежащим образом о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Кодекса).
Согласно ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п.п. 1,2 ст. 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №
МИФНС России № по РА при начислении налога на землю земельных участков с разрешенным использованием для строительства бизнес-инкубатора налогоплательщику ФИО1 использована ставка налога - 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков
При этом основанием для принятия налоговым органом повышенной ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении указанных земельных участком явилась отсутствие значений процентной ставки, применяемой к земельным участкам с разрешенным использованием – для строительства бизнес-инкубаторов в Решении Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№, которым установлены ставки для начисления земельного налога.
В соответствии с Решением Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ "О земельном налоге", для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, свалка установлена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,6 процента от кадастровой стоимости (пп 10 п. 3).
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ», инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ» инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также бизнес-инкубаторы.
Посчитав, что оснований для применения пониженной процентной ставки, установленной для земель, предназначение которых заключается в размещении на них производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок у ФИО1 не имеется, поскольку административным истцом не обеспечено использование спорных земельных участков под вид возможного использования, предусмотренного пп. 10 п. 3 Решения №, то есть отсутствуют какие-либо здания и сооружения, либо признаки, указывающие на начало их использования по назначению, административный ответчик не предоставил материалы проверок использования земельных участков истцом не по целевому назначению и доказательств того, что эти земельные участки предназначены для иных целей.
Доводы административного истца о том, что целью создания бизнес-инкубаторов является развитие экономики региона путем предоставления поддержки вновь созданным или молодым предприятиям, которая выражается в предоставлении соответствующих сервисных услуг, материально-технической базы, является некоммерческим, административным центром, способствующим развитию производственных процессов на той же территории, то есть деятельность бизнес-инкубаторов не ограничивается предоставлением офисных помещений в административных зданиях, а включает в себя размещение промышленных объектов, строений, сооружений и объектов по производству услуг, административным ответчиком опровергнуты не были.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа о применении в отношении спорных земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности налоговой ставки – 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю является незаконным, нарушает права и законные интересы ФИО1
В соответствии с пп.8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенные обстоятельства, также то, что у административного истца заявлен вид разрешенного использования земельных участков – для строительства бизнес-инкубаторов, в соответствии с Решением Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ нормами ст. 394 НК РФ, налоговому органу правомерно и необходимо начислить административному истцу налог на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости спорного земельного участка с даты регистрации права собственности на них за истцом.
Однако, в связи с тем, что впоследствии вид разрешенного использования спорного земельного участка был изменен – земли населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. и погашенным свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом уточненных требований административного истца, суд считает законным применение указанной ставки 0,6% за 2015 год.
В соответствии с действующим налоговым законодательством, письмом МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 июля 2008 г. N 03-05-04-02/40, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Таким образом, исковые требования административного истца в указанной части суд считает подлежащими удовлетворению.
В удовлетворении административного иска в остальной части суд считает необходимым отказать, по следующим основаниям.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета народных депутатов МО «Энемксое городское поселение» «Об освобождении от уплаты налога на землю граждан МО «Энемксое городское поселение» определен перечень льготных категорий граждан, которые освобождаются от уплаты налога на землю, в том числе инвалиды 2 группы, за исключением земельных участков, используемых в коммерческих целях.
Поскольку принадлежащий ФИО1 спорный земельный участок на рассматриваемый налоговый период имел коммерческое разрешенное использование – для строительства бизнес-инкубатора, истцу, как инвалиду 2-1 группы не могут быть предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю.
Изложенное дает суду основание для отказа в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий МИФНС России № по РА выразившиеся в отказе в предоставлении указанной льготы и обязании ее предоставить.
ФИО1 начислен земельный налог за 2015 г. в размере 337 431 руб., после произведения перерасчета в связи с предоставлением ему льготы 50%, как пенсионеру сумма земельного налога за 2015 г., подлежащего уплате в бюджет составила 168 715 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Признать незаконными действия МИФНС России № по РА, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю в отношении земельного участка, общей площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес> за 2015 год.
Обязать МИФНС России № по РА произвести перерасчет начисленного налога на землю за 2015 год с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части административного иска ФИО1 к МИФНС России № по РА, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья С.Х. Едиджи