Дело № 2а-1566/2022
УИД 18RS0009-01-2022-002801-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Лопатиной К.В., с участием старшего помощника Воткинского межрайонного прокурора Бурковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети интернет на сайтах https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/ запрещенной,
у с т а н о в и л:
Воткинский межрайонный прокурор обратился с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной, в котором просит: признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» на сайтах: https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что Воткинской межрайонной прокуратурой в рамках мониторинга Интернет-сайтов, содержащих запрещенную к распространению информацию, при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, выявлены Интернет-сайты https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/, на страницах которых размещаются объявления о поиске граждан для обналичиванияч денежных средств и совершения незаконных финансовых операций. Информация о владельце сайта отсутствует (сведения проверены на https://www.wservice.info). Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. На сайтах: https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/ размещена информация о возможности осуществления «заливов» денег на платежные карты (электронные кошельки), а также контактные данные пользователей сайта, размещаются объявления о поиске граждан для обналичивания денежных средств.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую деятельность.
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению транснациональной легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, против транснациональной организованной преступности 2000 года, против коррупции 2003 года, конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Международным сообществом применяются стандарты в области противодействию отмывания денег Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, закон от 07 августа 2001 года № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» и другие нормативные правовые акты.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный Кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем (ст.174 УК РФ) и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ)
На момент проверки указанные Интернет-ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесены.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсах по адресам: https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/ способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Обращаясь с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к рассмотрению на территории Российской Федерации, прокурор выступает как в интересах неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя, нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения преступлений и правонарушений.
Старший помощник Воткинского межрайонного прокурора Буркова О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Пояснила, что в настоящее время информация на сайтах находится в свободном доступе.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике на судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте его проведения надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещенная в сети Интернет на сайтах: https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/ содержит сведения о возможности осуществления «заливов» денег на платежные карты (электронные кошельки), а также контактные данные пользователей сайта, размещаются объявления о поиске граждан для обналичивания денежных средств.
Доступ к указанным сайтам открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным истцом.
В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, закон от 07 августа 2001 года № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» и другие нормативные правовые акты.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный Кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем (ст.174 УК РФ) и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ)
Распространение указанной выше информации противоречит основным целям и задачам действующего законодательства, способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанные сайты содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а иск подлежит удовлетворению.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации).
По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст. 265.4 КАС РФ судебные расходы по настоящему делу не подлежат распределению судом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» на сайтах: https:/obnali4ka.xyz/, https://dark-banker.xyz/, https://darkshop-bay.xyz/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть подано апелляционное представление.
Мотивированное решение суда составлено 14.07.2022 года.
Судья Е.В. Караневич