ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1568/2017 от 20.11.2017 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-1568/2017 20 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Реутской О.В.

при секретаре Храмцовой Н.А.

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по СПб и ЛО ФИО2,

представителя административного ответчика -Комитет по труду и занятости Ленинградской области – ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к ГУ МВД России по СПб и ЛО и Комитету по труду и занятости населения Правительства Ленинградской области об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО4 обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по СПб и ЛО, просит признать незаконным решение УФМС России по СПб и ЛО об 20.07.2016 года об отказе в выдаче ему свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение его прав.

Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебном коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 марта 2017 года решение отменено, дело направлено на новее рассмотрение.

Определением от 3 мая 2017 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по труду и занятости Ленинградской области.

Уточнив в порядке ч.1 ст. 46 КАС РФ исковое заявление, административный истец просит суд:

- признать незаконным отказ Комитета по труду и занятости Ленинградской области в согласовании заявления ФИО4, гражданина Украины, на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;

- признать незаконным решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников

- обязать административных ответчиков выдать ФИО4, гражданину Украины, свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников(л.д.133-137)

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что решение Комитета не мотивировано, не соответствует закону, административным ответчиком не доказано, что проверка вакансий была проведена в полной мере, полагает, что поскольку он самостоятельно трудоустроился, кроме того, является квалифицированным работником, имеет несколько специальностей, оснований для отказа не имелось.

Административный истец в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела через своего представителя, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося административного истца по правилам ст.226 КАС РФ.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования и изложенные основания, просил удовлетворить, поясняя, что из представленных материалов невозможно установить, как Комитет по труду и занятости проводил проверку и что именно явилось основанием для отказа в согласовании.

Представитель административного ответчика - ГУ МВД России по СПБ и ЛО в судебное заседание явилась, не признала заявленные требования, указала, что при наличии отрицательного решения Комитета по труду и занятости населения ЛО свидетельство не могло быть выдано, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель административного ответчика - Комитета по труду и занятости Ленинградской области, в судебное заседание явилась, не признала заявленные требования, пояснив, что после получения от ГУ МВД заявления была проведена проверка указанных в нем сведений и установлено, что ФИО4 осуществляет трудовую деятельность не на территории области, и трудоустроить его по той специальности, которая указана в анкете, невозможно, то есть данный гражданин не соответствует критериям, указанным в Программе, в связи с чем заявление не было согласовано, просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 99-ФЗ цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

В соответствии с Государственной программой, её участником признается соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.

Решение соотечественника об участии в такой программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта "д" пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 528, для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).

Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы и аннулирования ранее выданного свидетельства участника Государственной программы является исчерпывающим.

При этом отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы, а также аннулирование свидетельства участника Государственной программы федеральное законодательство связывает с фактами выступления лиц за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации, с осуждением за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличием непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократным в течение года привлечением к административной ответственности, с выездом из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, наконец, с представлением поддельных или подложных документов либо сообщением о себе заведомо ложных сведений (пункты 25 и 26 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637).

В соответствии с пунктом 27 Государственной программы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

Согласно Государственной программы, субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.12.2015 № 466 утверждена государственная программа Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области», в соответствии с которой(в редакции, действовавшей на момент проверки) участниками подпрограммы могут быть соотечественники трудоспособного возраста, свободно владеющие русским языком, которые постоянно проживают за рубежом либо проживают на законных основаниях на территории Российской Федерации и соответствуют не менее чем одному из следующих требований:

- имеют среднее профессиональное или высшее образование со стажем работы не менее 1 года по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям в соответствии с заявленными вакансиями на территории муниципальных образований Ленинградской области;

- имеют среднее профессиональное или высшее образование и осуществляют на территории Ленинградской области трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, приносящую доход;

- обучаются на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда, в соответствии с заявленными вакансиями на территории муниципальных образований Ленинградской области при условии прохождения не менее половины срока обучения, предусмотренного программой обучения.

(в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 26.04.2016 N 126)

Основаниями для отказа в согласовании заявления соотечественника об участии в подпрограмме являются несоответствие указанным критериям, а также:

отсутствие необходимого образования, опыта и стажа работы для трудоустройства по указанной соотечественником в заявлении профессии (специальности);

отсутствие вакансий для соотечественника в базе данных вакансий муниципального образования Ленинградской области - территории вселения, соответствующих его профессии (специальности), профессиональной квалификации, стажу и опыту работы.

В соответствии с Регламентом приема участников подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.07.2015 № 287, соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года № 196-р, и представляет документы, установленные Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 14 мая 2012 года № 166.(пункт 3.2)

Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области получает от указанных органов для рассмотрения электронный вариант заявления соотечественника, изъявившего желание принять участие в Государственной программе, и в течение двух рабочих дней с даты получения заявления направляет в администрацию муниципального района запрос о готовности к приему заявителя и членов его семьи, о возможностях жилищного обустройства, обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях(п.3.3)

Судом установлено, что 07.07.2016 года гражданин Украины ФИО4 обратился в УФМС России по СПб и ЛО с заявлением (л.д.14-21) о включении его в состав участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с регламентом, поданное ФИО4 заявление было направлено на согласование, в том числе, в Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области (л.д.22).

18.07.2016 года Комитетом было принято решение об отказе в согласовании заявления ФИО4 об участии в подпрограмме в связи с тем, что соотечественник не осуществляет на территории района приносящую доход деятельность, а так же вакансии по профессиям, указанные соотечественником, в базе данных вакансий муниципального района отсутствуют (л.д.24).

Копия указанного решения была направлена в УФМС России по СПб и ЛО 20.07.2016 года (л.д.23).

20.07.2017 года УФМС России по СПб и ЛО было принято решение об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы (л.д.25-26) по тем основаниям, что уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию программы переселения субъекта РФ – Комитет по труду и занятости населения ЛО принял решение об отказе в согласовании заявления ФИО4

О принятом решении административный истец был уведомлен 28.07.2016 года (л.д.27), в суд с настоящим административным исковым заявлением обратился 04.08.2016 года, то есть с соблюдением установленного ст.219 КАС РФ срока.

Заявление гражданина Украины ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на участие в региональной программе поступило в УФМС 07.07.2016 года (номер заявления 310324).

Из заявления следует, что ФИО4 предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, что подтверждено свидетельством №*** от **.**.****<данные изъяты>

В соответствии с предоставленными сведениями за период с апреля 2000 года по день подачи заявления ФИО4 осуществлял трудовую деятельность в течение 11 лет в должности слесаря-монтажника 6 разряда, а на момент подачи заявления работал 4 месяца инженером-электриком в ООО «Мимино».

В разделе 12 «Образование» заявитель указал, что имеет среднее специальное образование, диплом Полтавского строительного техникума транспортного строительства выданный в 1990 году, специальность: эксплуатация и ремонт дорожных машин и оборудования, квалификация – техник-механик.

В разделе 15 «Профессиональные знания и навыки» указывает «слесарь-монтажник, стаж 22 года»

Согласно ч.10 ст.226 КАС РФ обязанность доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; и наличие основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; возложено на административного ответчика.

Из объяснений представителя Комитета по труду и занятости следует, что основанием для отказа в согласовании кандидатуры явился факт трудоустройства в организации, которая юридически расположена не на территории субъекта, а по указанным заявителем специальностям вакансии в банке для участников региональной программы не имелось.

Между тем, организация, в которой на момент подачи заявления был трудоустроен ФИО4, фактически осуществляла деятельность именно на территории Ленинградской области в Гатчинском районе, пос. Вайялово дом 11.

Кроме того, представитель не смогла пояснить суду, какие именно специальности из указанных в анкете заявителя проверялись, хотя в электронной версии содержатся сведения и о квалификации, подтвержденной дипломом о среднем специальном образовании, и о стаже работы слесарем-монтажником.

Отвечая на запрос ФИО4, Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области сообщил, что в базе данных по состоянию на 26.10.2016 года имеются 4 вакансии, соответствующие уровню образования и стажу работы.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО4 имеет среднее профессиональное образование и стаж работы по профессии (специальности) в соответствии с имеющимся образованием, при этом специалисты с таким уровнем образования и стажем работы были востребованы на рынке труда в Ленинградской области, кроме того, самостоятельно трудоустроился на предприятии, осуществляющем деятельность именно на территории Ленинградской области, то есть заявитель соответствовал критериям отбора соотечественников для участия в региональной программе.

Исходя из изложенного, суд полагает, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения об отказе в согласовании кандидатуры для участия в региональной программе, поэтому Решение от 18.07.2016 года № 1050 Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области об отказе в согласовании заявления ФИО4 об участии в подпрограмме «Оказание содействия в добровольном переселении в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, является незаконным и полежит отмене.

Так как в основу оспариваемого решения УФМС РФ от 20.07.2016 года было положено незаконное решение Комитета по труду и занятости Ленинградской области, суд полагает, что оно также подлежит отмене.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральная миграционная служба упразднена, а также установлено, что правопреемником является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о Главном Управлении по вопросам миграции МВД РФ установлено, что Главное управление совместно с территориальными органами МВД на региональном уровне обеспечивает эффективность деятельности подразделений МВД России по вопросам миграции.

В настоящее время в составе ГУ МВД России по СПБ и ЛО создано Управление по вопросам миграции, которое не является самостоятельным юридическим лицом, но выполняет функции упраздненного органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить, признать незаконным решение ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20.07.2016 года об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и Решение от 18.07.2016 года № 1050 Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области об отказе в согласовании заявления ФИО4 об участии в подпрограмме «Оказание содействия в добровольном переселении в Ленинградскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Обязать ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области повторно рассмотреть заявление ФИО4 от 07.07.2016 года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме, через суд его постановивший.

Судья:

Решение суда изготовлено в окончательной форме 26 января 2018 года