РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Качуг 29 мая 2017 года
Качугский районный суд в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н. при секретаре Прудских М.В., с участием прокурора Добротиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску прокурора Качугского района к думе Вершино-Тутурского муниципального образования (далее - Вершино-Тутурского МО) о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Качугского района обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным административным исковым заявлением к думе Вершино-Тутурского МО о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой района во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", информационного письма прокуратуры области от 14.04.2017 года № 7/1-33-17 в Вершино-Тутурском МО проведена проверка законности Устава Вершино-Тутурского муниципального образования.
В ходе проверки установлено следующее.
Согласно п. 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В нарушение указанной нормы закона Устав Вершино-Тутурского МО по состоянию на 04.05.2017 года не приведен в соответствие со следующими законами: Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.06.2015 № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 15.02.2016 № 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.06.2016 № 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 14.07.2016 № 66-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области", Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения".
Перечисленные законы влекут необходимость внесение изменений и дополнений.
Кроме этого, в декабре 2016 года прокуратурой района в адрес главы Вершино-Тутурского муниципального образования направлялся соответствующий инициативный проект о внесении изменений в Устав Вершино-Тутурского МО, который разработан с учетом положений вышеуказанных законов. Однако до настоящего времени инициативный проект прокуратуры района Думой поселения не рассмотрен.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций ( ч. 2 статьи 1 Закона).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 статьи 34 Закона).
Полномочия представительного органа местного самоуправления регламентированы частью 10 статьи 35 Закона.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления является представителем органа публичной власти, к исключительной компетенции которых соответственно относятся полномочия по внесению изменений и дополнений в Устав муниципального образования. Не соблюдение указанным органом требований закона указывают на его бездействие, нарушающее права населения Вершино-Тутурского муниципального образования на осуществление местного самоуправления с учетом требований действующего законодательства.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, учитывая мнением прокурора, не считает явку представителя ответчика обязательной, и рассмотрел дело в его отсутствие.
Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как было установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой Качугского района, на основании приказа Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", информационного письма прокуратуры области от 14.04.2017 года № 7/1-33-17, в нарушение указанной нормы закона Устав Вершино-Тутурского МО по состоянию на 04.05.2017 года не приведен в соответствие со следующими законами: Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.06.2015 № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 15.02.2016 № 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.06.2016 № 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 14.07.2016 № 66-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области", Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения".
Перечисленные законы влекут необходимость внесение изменений:
в часть 1 статьи 6 Устава Вершино-Тутурского МО, путем исключения из перечня вопросов местного значения поселения полномочий, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 8.1, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23, 24,31;
в часть 1 статьи 7 Устава Вершино-Тутурского МО в части дополнения пунктами 12) следующего содержания: «осуществление мероприятии по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения; 13) следующего содержания: "осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
в статью 17 Устава Вершино-Тутурского МО, а именно: пункт 4 части 3 статьи изложить в следующей редакции: "вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан".
в статью 29 Устава Вершино-Тутурского МО, а именно: пункт 19.1. изложить в следующей редакции; «Депутат Думы поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
в статью 32 Устава Вершино-Тутурского МО, а именно: пункт 2.1. изложить в следующей редакции: «Глава поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия главы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
- в статью 34 Устава Вершино-Тутурского МО, а именно: абзац 1, 2, 3 пункта 9 части 4 статьи признать утратившими силу; пункт 9 части 4 статьи дополнить абзацем 2 следующего содержания «Указанная в пункте 9 части 4 настоящей статьи единовременная выплата производится в связи с прекращением полномочий главы поселения (в том числе досрочном) при условии достижения им пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность.
Указанная выплата не производится в случае прекращения полномочий указанного лица по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- в статью 53 Устава Вершино-Тутурского МО, а именно: часть 6 статьи изложить в следующей редакции: «Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию».
статью 71 Устава Вершино-Тутурского МО признать утратившей силу.
статью 74 Устава Вершино-Тутурского МО признать утратившей силу.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора, так как в судебном заседании установлено, что бездействие думы Вершино-Тутурского МО, выразившееся в не внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Вершино-Тутурского МО, при наличии к тому оснований, нарушает нормы, установленные п. 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и нарушает права населения Вершино-Тутурского муниципального образования на осуществление местного самоуправления с учетом требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Качугского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Думы Вершино-Тутурского муниципального образования, выраженное в не приведении Устава Вершино-Тутурского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.06.2015 № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 15.02.2016 № 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.06.2016 № 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 14.07.2016 № 66-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области". Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения", а также нарушающим права населения Вершино-Тутурского муниципального образования на осуществление местного самоуправления с учетом требований действующего законодательства.
На Думу Вершино-Тутурского МО возложить обязанность по приведению Устава Вершино-Тутурского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.06.2015 № 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 15.02.2016 № 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.06.2016 № 197-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 14.07.2016 № 66-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области", Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Думе Вершино-Тутурского МО необходимо сообщить об исполнении решения в суд, а также прокурору Качугского района, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: