ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-156/2021 от 05.04.2021 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре БЧБ,

с участием старшего помощника прокурора Барун-Хемчикского района БАЭ, представителя административного ответчика САВ, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва НБББ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений градостроительного законодательства, признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, обязании устранить допущенное нарушение,

у с т а н о в и л :

прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва НБББ., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику, прося признать незаконным бездействие администрации Барун-Хемчикского района по непринятию мер, направленных на устранение нарушений градостроительного законодательства, допущенных при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания – ясельного корпуса <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания – ясельного корпуса <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование иска указывает, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратура республики в феврале 2021 года проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при вводе в эксплуатацию ясельного корпуса <данные изъяты><адрес>, по результатам которой выявлены нарушения федерального и регионального законодательства. В ходе проверки установлено, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, объект капитального строительства – ясельный корпус <данные изъяты><адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию. В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р для осуществления деятельности в области образования на праве оперативного управления <данные изъяты><адрес> передан ясельный корпус. Данное здание с ДД.ММ.ГГГГ фактически используется по целевому назначению, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время образовательное учреждение посещают 30 детей. В нарушение ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацией <адрес> разрешение на ввод объекта – ясельного корпуса в эксплуатацию выдано без соответствующего заключения органа строительного надзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию является основным документом, подтверждающим безопасность возведенного объекта капитального строительства, не исполнение администрацией района требований закона создает прямую угрозу безопасности и здоровью несовершеннолетних лиц, работником и неопределенного круга посетителей объекта.

ДД.ММ.ГГГГ подано уточненное административное исковое заявление, в котором просят признать незаконными бездействия администрации <адрес> по принятию мер, направленных на устранение нарушений градостроительного законодательства, допущенных при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания – ясельного корпуса <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, признать недействительным разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого здания – ясельного корпуса <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию <адрес> приостановить деятельность ясельного корпуса <данные изъяты> на неопределенное время, в срок до оформления лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в феврале 2021 года проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при вводе в эксплуатацию ясельного корпуса <данные изъяты><адрес>, по результатам которой выявлены нарушения федерального и регионального законодательства. В ходе проведенной в декабре 2020 года проверки установлено, что в соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию, выданного администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объект капитального строительства – ясельный корпус <данные изъяты><адрес>» введен в эксплуатацию. Фактическое строительство ясельного корпуса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, не окончено.

Также образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в ясельном корпусе без лицензии. В ходе проверки установлено, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, введен в эксплуатацию. Администрацией <адрес> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано без соответствующего заключения органа строительного надзора. Разрешение на ввод в эксплуатацию и лицензия являются основным документом, подтверждающим безопасность возведенного объекта капитального строительства и учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, не исполнение администрацией района требований закона создает прямую угрозу безопасности, жизни и здоровью несовершеннолетних лиц, работников и неопределенного круга посетителей объекта.

В судебном заседании старший помощник прокурора БАЭ административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.

Представитель ответчика САВ, действующая на основании доверенности, с административным исковым заявлением не согласилась, поддержав доводы, указанные в возражении на административное исковое заявление.

В возражении на административное исковое заявление представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требования прокурора района, указав, что в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.3 ст. 49 настоящего кодекса. В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего кодекса являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статьей 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящего объекта капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 квадратных метров, и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Согласно п. 2.2. &#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;??????????????????&#0;????&#0;??????????J?J???????&#0;??????????J?J???????&#0;??????????J?J???????&#0;??????????J?J?????????????&#0;?&#0;??&#0;????&#0;&#0;??????????J?J????j&#0;?????????J?J????????????J?J????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ст.3 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.101(21) Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1038 утверждены критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан: 1) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 2) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пункте 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при строительстве детских садов и ясельных пристроек в рамках национального проекта «Демография».

Проверкой установлено, что в рамках реализации национального проекта «Содействие занятости населения женщин – создание условий дошкольного образования для детей возраста до трех лет» между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Атроник-Сервис» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на строительство ясельного корпуса <данные изъяты>» <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей со сроком исполнения в течение 9 календарных месяцев с даты заключения контракта.

В ходе проведенной в феврале 2021 года проверки установлено, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, объект капитального строительства – ясельный корпус <данные изъяты>» <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию. Здание ясельного корпуса детского сада закреплено на праве оперативного управления за <данные изъяты><адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ данный детский сад посещают 2 группы в количестве 30 детей. Администрацией <адрес> разрешение на ввод объекта – ясельного корпуса в эксплуатацию выдано без соответствующего заключения органа строительного надзора.

Также проверкой установлено, что в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ясельный корпус <данные изъяты><адрес> не соответствует санитарным правилам здания, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства устранены частично, не устраненным остается нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в отсутствии обустройства покрытия на дорожках к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора. Завершение данных работ запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Также в <данные изъяты><адрес> неисправна система противопожарной сигнализации, в здании детского сада система пожарной сигнализации не обеспечена подачей сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» разрешает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – ясельного корпуса на 30 мест для <данные изъяты>» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением и.о.председателя администрации Барун-Хемчикского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ-р муниципальное имущество, находящееся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за <данные изъяты><адрес> Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.

Согласно акту передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером , 2019 года постройки, с общей площадью 674,8 кв.м. с балансовой стоимостью <данные изъяты> рублей было передано администрацией муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва в лице и.о.председателя администрации ТАВ,, действующего на основании Устава, <данные изъяты> Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в лице заведующей МСА, действующей на основании Устава.

Согласно акту проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Республики Тыва по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении <данные изъяты><адрес> Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, кроме нового здания; не исправна пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре; не проводится не реже 1 раза в квартал проверка работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; система пожарной сигнализации в здании образовательного учреждения не обеспечена подачей сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; обучение лиц мерам пожарной безопасности путем проведения пожарно-технического минимума в соответствии с нормативными документами не имеет.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иное имущество <данные изъяты> (пристройка на мест), расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п.п.3.16, 3.21, 5.1, 7.8, 8.3 СанПиН 2.4.1.3049*-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Согласно объяснению заведующей <данные изъяты><адрес>МСА от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект капитального строительства – ясельный корпус <данные изъяты><адрес>, введен в эксплуатацию, с ДД.ММ.ГГГГ фактически используется по целевому назначению, в данное время образовательное учреждение посещают 30 детей, в соответствии с экспертным заключением и акту проверки органом государственного пожарного надзора здание ясельного корпуса не соответствует условиям безопасности эксплуатации зданий. В настоящий момент не устраненными остается нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в отсутствии твердого покрытия на дорожках к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора. При заключении контракта на благоустройство территории ясельного корпуса обустройство дорожного покрытия на территории ясельного корпуса не было предусмотрено. Завершение данных работ запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией <адрес> разрешение на ввод в эксплуатацию объекта – ясельного корпуса в эксплуатацию выдано без соответствующего заключения органа строительного надзора.

Согласно письму первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва АВБ прокурора Республики Тыва АНБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по пристройке <данные изъяты> в <адрес> Барун-Хемчикского кожууна – срок ввода в эксплуатацию планируется в мае 2021 года после установки кнопки пожарной сигнализации и дублирующего сигнала.

Также в судебном заседании административным ответчиком предоставлено и изучено письмо Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное председателю администрации Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва ТАВ, согласно которому Служба не может выдать заключение о соответствии построенному объекту «Пристройка к детскому саду <данные изъяты> на 30 мест, расположенному по адресу: <адрес>, так как надзорные мероприятия на объекте не велись. Кроме того, согласно п. 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в п. 4 и 5 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, к объектам массового пребывания граждан относятся объекты с возможностью одновременного нахождения на объекте пятидесяти и более человек.

Таким образом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ обязательной экспертизе подлежит проектная документации на осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства - в случаях, если они относятся к объектам массового пребывания граждан (ч. 2.2 ст. 49).

В данном оспариваемом случае разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого здания – ясельного корпуса <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, не требуется, поскольку данный объект нежилого помещения, согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, не подпадает под объект массового пребывания граждан, как и не подпадает под категории объектов, перечисленных в ст.49 Градостроительного кодекса РФ. Соответственно, правовых оснований для признания недействительным выданного разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва НБББ действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений градостроительного законодательства, признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, обязании устранить допущенное нарушение - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.Ш. Манчыылай