УИД 38RS0003-01-2021-003928-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года город Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.,
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-156/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании с физического лица обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы *** по <адрес> (далее – МИФНС *** по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к ФИО2, в котором просит (с учетом уточнения) взыскать в свою пользу задолженность по налогу в общей сумме 58 299, 51 руб., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 4596,80 руб., пеня в размере 7,16 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 1193,69 руб., пеня в размере 1,86 руб.;
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений необходимых для осуществления налогового контроля): штраф в размере 2 500 руб.;
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу): штраф в размере 50 000 руб.
В обоснование предъявленного административного иска МИФНС *** по <адрес> указала, что административный ответчик ФИО2 состоит на учете в налоговой инспекции в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам установлены на 2020 г.:
Сумма фиксированных страховых взносов на ОПС - 32448.00 руб.;
Сумма фиксированных страховых взносов на ОМС - 8426.00 руб.
Для предпринимателей, у которых основной ОКВЭД на ДД.ММ.ГГГГ числится в перечне пострадавших областей, фиксированная часть платежа на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляет 20318 руб. (п. 1.1с. 430 НК РФ).
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов, ФИО2 являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в установленные законом сроки. Однако свои обязательства не выполнил, по состоянию на текущую дату за ним числится задолженность за 2020 год:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) - 1 193,69 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) - 4 596,80 руб.
В связи с неуплатой должником в установленные сроки страховых взносов, должнику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 108,33 руб., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) – 1,86 руб. (за период с 01.01.2021 по 11.01.2021); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) – 7,16 руб. (за период с 01.01.2021 по 11.01.2021).
В соответствии п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии п. 2 ст. 129.1 НК РФ повторное неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган, влечет взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
В отношении ФИО2 вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ №***, 03-22/1149, 03-22/1148, 03-22/1145, 03-22/1151, 03-22/1152, 03-22/1146, 03-22/1147, 03-22/1153 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым Кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 НК РФ).
В ходе мероприятий налогового контроля установлено неправомерное несообщение ИП ФИО2 сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, выразившееся в непредставлении налоговому органу документов (информации), необходимых для проведения мероприятий налогового контроля, по сроку представления ДД.ММ.ГГГГ, совершено повторно в течение календарного года, за которое п. 2 ст. 129.1 НК РФ и п. 2 ст. 126 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность - штраф 75 000 руб.
Инспекцией в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ были выставлены и направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от 12.01.2021 № 380400169, от 18.01.2021 № 380400677, от 18.01.2021 № 380400676, от 18.01.2021 № 380400669, от 18.01.2021 № 380400670, от 18.01.2021 № 380400668, от 18.01.2021 № 380400671, от 18.01.2021 № 380400675, от 18.01.2021 № 380400672, от 18.01.2021 № 380400673, от 18.01.2021 № 380400674.
В связи с тем, что срок исполнения требований истек, но суммы налога и пени не оплачены, Инспекцией было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст.48 НК РФ, за взысканием общей суммы задолженности 80799,51 руб.
Мировым судьей судебного участка № 39 Центрального района г. Братска по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-1536/2021 от 16.06.2021, который был отменен согласно определению от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с исполнением судебного приказа и размером задолженности.
По состоянию на текущую дату задолженность по вышеуказанным начислениям ФИО2 не оплачена.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС *** России по <адрес>ФИО5 административные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в уточненном искового заявлении.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования признал частично в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 4596,80 руб., пеня в размере 7,16 руб.; и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 1193,69 руб., пеня в размере 1,86 руб. В остальной части требований административный иск не признал. Согласно письменным возражениям административного ответчика, решениями о привлечении к ответственности вынесенными налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ***,03-22/11-46,03-22/11-47, 03-22/11-48,03-22/1149, 03-22/11-50, 03-22/11-51,03-22/11-52, 03-22/11-53, 03-22/11-54 ФИО2 привлечен к ответственности за непредставление информации (ст. 93.1 НК КРФ) в виде штрафа по санкциям предусмотренными пунктом 2 статьи 126 НК РФ и пункта 2 статьи 129.1 НК РФ как индивидуальный предприниматель. С вышеуказанными решениями не согласен, считает, что они вынесены с нарушением норм Налогового кодекса РФ, незаконно, необоснованно.
Согласно данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенного на официальном сайте ФНС России (www.naloq.ru) ФИО2 (ИНН 380401418203) исключен из реестра лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя - ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, решения от ДД.ММ.ГГГГ***,03-22/11-46, 03-22/11-47, 03-22/11-48,03-22/11-49, 03-22/11-50, 03-22/11-51, 03-22/11-52, 03-22/11-53, 03-22/11-54 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности, вынесены налоговым органом только ДД.ММ.ГГГГ, (т.е. спустя месяц с момента прекращения статуса ИП), согласно которому ФИО2 привлечен к ответственности по санкциям, установленным для лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 126 НК РФ и пункт 2 статьи 129.1 НК РФ).
При таких обстоятельствах налоговый орган не имел права привлекать физическое лицо, на момент вынесения обжалуемого решения, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, по санкциям, устанавливающих ответственность для лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Основанием для привлечения к ответственности, согласно описательной части решений о привлечении к ответственности от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-22/11-46, 03-22/11-47, 03-22/11-48, 03-22/11-49, 03-22/11-5Д 03.-22/11-51, 03-22/11-52, 03-22/11-53, 03-22/11-54 послужил факт не исполнения ИП ФИО2 требований налогового органа ***, *** от ДД.ММ.ГГГГ; ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** от ДД.ММ.ГГГГ вне рамок налоговых проверок с целью подтверждений фактов финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика ООО «СТИМУЛ» ИНН 3834015507; ООО «Энергоресурс» ИНН 3804044229; ФГУП «ЖКХ ИНЦ СО РАН» ИНН 3812070832; ООО «АВТОРЕМЛЕС» ИНН 3804997782; ОАО «Санаторий Братское взморье» ИНН 3805100973; ООО «Бирюса+» ИНН 3818026276; ОАО «КБЖБ-1» ИНН 3805110717; МПАТП ИНН 3805110530; ООО «Эрчим-Тхан» ИНН 1434021848; ООО «Правобережный» ИНН 3804044211.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Указанная норма не предусматривает возможность истребования документов у самого налогоплательщика, а направлена на получение информации о налогоплательщике и о его сделках у контрагентов или иных лиц, у которых такие документы (информация) могут находиться.
Данная позиция подтверждается разной направленностью статей Налогового кодекса РФ - 93 и 93.1. Так, ст. 93 НК РФ регламентирует истребование документов у налогоплательщика и позволяет истребовать документы исключительно в рамках проведения выездной проверки, а в исключительных случаях в рамках камеральной проверки. Однако, ни выездные проверки, ни камеральные в отношении ФИО2 в период выставления вышеуказанных требований не проводились, следовательно, вышеуказанная информация в отношении вышеуказанных налогоплательщиков была истребована налоговым органом у налогоплательщика -ФИО2 в соответствии с нормами ст. 93.1 НК РФ, что является незаконным действием налогового органа по следующим основаниям.
Статья 93.1. НК РФ регламентирует истребование документов у контрагентов и иных лиц, в том числе и в рамках конкретной сделки.
Таким образом, с учетом места нахождения правила об истребовании информации о сделках (в статье 93.1, а не в статье 93 НК РФ), следует вывод, что это правило может применяться при истребовании документов (информации) не у налогоплательщика, а у его контрагента и иных лиц.
Тот факт, что статья 93.1 НК РФ регулирует истребование документов не у налогоплательщика, а у его контрагентов и иных лиц, подтверждается пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ, согласно которому налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Указание на поручение и на другой налоговый орган, в котором состоит лицо, располагающее документами, подтверждает то, что документы должны истребоваться не у самого налогоплательщика.
Таким образом, смысл пункта 2 статьи 93.1 НК РФ заключается в предоставлении налоговым органам правомочий не только в процессе контрольных мероприятий, но и за их рамками (по сути, за рамками контрагентов налогоплательщика), истребовать документы по «цепочке сделок», а не у налогоплательщика, который состоит у них на учете.
Наоборот, в решениях о привлечении к ответственности ***,03-22/11 -46,03-22/11 -47, 03-22/11-48, 03-22/11-49, 03-22/11-50, 03-22/11-51, 03-22/11-52, 03-22/11-53, 03-22/11-54 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенными налоговым органом, в описательной части на листе 1 указано, что к требованию о предоставлении документов (информации), прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Однако данное поручение от налогового органа, в котором состоят на учете вышеуказанные налогоплательщики, в адрес ФИО2 не направлялись.
В требованиях ***, *** от ДД.ММ.ГГГГ; ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов налоговый орган истребовал информацию в отношении самого ФИО2, то есть документы истребованы не у третьих лиц, у которых налоговый орган мог бы истребовать сведения, а именно у налогоплательщика ФИО2, что противоречит требованиям ст. 93.1 НК РФ и является незаконным.
Следовательно, налоговым органом налогоплательщик - физическое лицо ФИО2, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, не правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 и пункту 2 статьи 129.1 НК РФ.
Из системного толкования статей 93, 93.1 НК РФ следует, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки, также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.
Данный вывод согласуется с разъяснением, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Иными словами, законным является истребование налоговым органом у налогоплательщиков документов только в рамках проведения конкретного мероприятия налогового контроля, на которое должно быть указано в соответствующем требовании о предоставлении документов (информации) и (или) в поручении об истребовании документов, при этом вне рамок налоговой проверки налоговым органом может быть запрошена информация только в отношении конкретной сделки, идентифицирующие сведения о которой также указываются в требовании.
В частности, согласно форме «Требование о предоставлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-2/189@ (приложение *** к приказу), в соответствующем документе указывается, в том числе, наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации).
Аналогичное положение предусмотрено и Формой «Поручение об истребовании документов (информации)», утвержденной приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-2/189@ (приложение *** к приказу).
Таким образом, из буквального содержания приведенных выше норм НК РФ и положений подзаконных актов следует, что указание в требовании (поручении) наименования конкретного мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации), во-первых, позволяет установить объем информации и документов, запрос которых является допустимым для налогового органа в соответствующем случае, например, вне рамок налоговой проверки может запрашиваться только информация в отношении конкретной сделки) и тем самым, обеспечивает определенность требования (поручения). Во-вторых, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков путем предотвращения случаев необоснованного возложения на них обязанности по предоставлению документов (информации) со стороны налогового органа.
Вместе с тем, в требовании *** от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что документы и информация в отношении налогоплательщиков запрашиваются у ФИО2 на основании ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением мероприятий вне рамок налоговых проверок, без соответствующего поручения налогового органа, а также не в отношении конкретной сделки.
Несоблюдение налоговым органом требований пунктов 2, 3 ст. 93.1 НК РФ к форме и содержанию требования о предоставлении документов (информации) влечет за собой нарушение прав и законных интересов ФИО2 Следовательно, неисполнение налогоплательщиком незаконного требования налогового органа не образует состав нарушения, предусмотренного ст. 126 и 129.1 НК РФ. Считает, что требования административного истца о взыскании с ФИО2 штрафов за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ не правомерны и не законны, исковые требования не обоснованны.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> не явился, будучи надлежаще извещен, как следует из письменных возражений, поддерживает позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, и просит суд заявленные требования удовлетворить.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В статье 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные законом налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Положения закона об уплате страховых взносов закреплены в главе 34 НК РФ.
Нормы НК РФ в данном судебном решении применяются на момент возникших правоотношений.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу требований ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
- со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации,
- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Федеральный закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 1009-О-О и от 23.10.2010 № 1189-О-О).
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, ФИО2 состоял на налоговом учете в ИФНС России по ЦО <адрес>, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательно медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов ФИО2 были начислены страховые взносы:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) - 1 193,69 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) - 4 596,80 руб.;
В связи с неуплатой должником в установленные сроки страховых взносов, должнику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 108,33 руб., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) – 1,86 руб. (за период с 01.01.2021 по 11.01.2021); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) – 7,16 руб. (за период с 01.01.2021 по 11.01.2021).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение статьи 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате обязательных платежей и санкций. Указанные налоги не были им уплачены в установленный законом срок, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Оснований для не начисления пени на сумму недоимки по налогу не установлено.
Судом проверен расчет недоимки, предъявленной к взысканию, признан верным и соответствующим налоговому законодательству. Административным ответчиком размер начисленных пени не оспаривался, свой расчет в суд ФИО2 не представил.
При этом, в ходе рассмотрения дела административный ответчик не оспаривал указанную задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование с пенями за их несвоевременную уплату, административные исковые требования в указанной части признал.
Помимо этого, согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В пунктах 1 и 3 статьи 101.3 НК РФ указано, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что Инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт непредставления индивидуальным предпринимателем ФИО2 документов (информации) по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-21/2811, от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-21/2825, 03-21/2826, 03-21/2827, 03-21/2828, 03-21/2829, 03-21/2830, 03-21/2834 о предоставлении документов (информации). В связи с совершенными правонарушениями инспекцией вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-22/1145, 03-22/1153, которыми ФИО2 привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере по 2 500 руб., и пунктом 2 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере по 5000 руб. по каждому решению.
Инспекцией в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ были выставлены и направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от 12.01.2021 № 380400169, от 18.01.2021 № 380400677, от 18.01.2021 № 380400676, от 18.01.2021 № 380400669, от 18.01.2021 № 380400670, от 18.01.2021 № 380400668, от 18.01.2021 № 380400671, от 18.01.2021 № 380400675, от 18.01.2021 № 380400672, от 18.01.2021 № 380400673, от 18.01.2021 № 380400674, которые до настоящего времени административным ответчиком не исполнены.
В связи с тем, что срок исполнения требований истек, но суммы налога, пени и штрафа не оплачены, Инспекцией было принято решение об их взыскании через суд в порядке ст.48 НК РФ, за взысканием общей суммы задолженности в размере 80 799,51 руб.
Мировым судьей судебного участка № 39 Центрального района г. Братска по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-1536/2021 от 16.06.2021, который был отменен, согласно определению от 19.07.2021, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с исполнением судебного приказа и размером задолженности.
Как следует из штампа входящей корреспонденции Братского городского суда Иркутской области, административный иск поступил 03.09.2021. Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ соблюден.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела, административный ответчик, не согласившись с решениями налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> с жалобами, в которых просит указанные решения отменить.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решения ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-22/1145, 03-22/1146, 03-22/1147, 03-22/1148, 03-22/1149, 03-22/1150, 03-22/1151, 03-22/1152, 03-22/1153 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), отменены в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, в виде снижения штрафа в размере до 2 250 руб., в остальной части оставлены решения инспекции без изменения.
В связи со снижением суммы штрафных санкций, административный истец уточнил заявленные требования, и просит взыскать в свою пользу с ФИО2 задолженность по налогу в общей сумме 58 299, 51 руб.
Решения ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-22/1145, 03-22/1146, 03-22/1147, 03-22/1148, 03-22/1149, 03-22/1150, 03-22/1151, 03-22/1152, 03-22/1153 и решение Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке ФИО2 не были обжалованы.
Доводы административного ответчика о нарушениях законодательства о налогах и сборах со стороны Инспекции и Управления, нарушении процедуры налоговой проверки, незаконности решений ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***, 03-22/1145, 03-22/1146, 03-22/1147, 03-22/1148, 03-22/1149, 03-22/1150, 03-22/1151, 03-22/1152, 03-22/1153 несостоятельны, поскольку сводятся к несогласию заявителя с перечисленными решениями и решением Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо оснований для признания документов, представленных налоговым органом, недопустимыми доказательствами не имеется. Представленные документы исходят от компетентного органа, соответствуют установленной форме и содержат все необходимые реквизиты.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате налогов, пени, штрафов в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате страховых взносов, пени, штрафа, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком до конца не погашена, суд приходит к выводу, что требование Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы *** по <адрес> о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу в общей сумме 58299,51 руб. подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая положения НК РФ, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (пункт 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика госпошлину в местный бюджет в размере 1 949 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 3804014182003, проживающего по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы *** по <адрес> задолженность по налогу в общей сумме 58 299,51 руб., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 4596,80 руб., пеня в размере 7,16 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 1193,69 руб., пеня в размере 1,86 руб.;
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений необходимых для осуществления налогового контроля): штраф в размере 2 500 руб.;
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу): штраф в размере 50 000 руб.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 1 949 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд <адрес> в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.