5
Дело № 2а-1572/2022
42RS0009-01-2022-001071-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе:
судьи Марковой Н.В.
при секретаре Пышкиной Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
16 марта 2022 года
дело по административному исковому заявлению Аумана Евгения Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ### по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными решения ### от **.**.**** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения ### от **.**.**** об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Ауман Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу, Межрайонной ИФНС ### по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными решений налогового органа.
Требования мотивированы тем, что Ауманом Е.В. были проданы **.**.**** принадлежащие ему нежилые помещения за цену, соответствующую рыночной цене региона, их расположения, реальному состоянию данных объектов недвижимости, необходимости проведения ремонта и иных факторов влияющих на ценообразование:
...
...
...
...
Ауманом Е.В. в Межрайонную ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу была **.**.**** представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ... год, регистрационный номер ###, в которой заявлен доход от продажи недвижимости на общую сумму 610000,00 рублей. В соответствии с данной декларацией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0,00 рублей, поскольку доход налогоплательщика от проведения данных сделок также составил 0,00 рублей.
Ауман И.В. получил **.**.**** решение Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу ### от **.**.**** о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде занижения налогооблагаемой базы путем продажи имущества ниже кадастровой стоимости объектов более чем на 30%.
Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что, в соответствии с п.1 и п. 2 ст. 214.10 НК РФ, налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, принимается равной умноженной на пониженный коэффициент 0,7% соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества. Общая кадастровая стоимость проданных объектов с учетом коэффициента 0,7, установленного п.5 ст. 217.1 НК РФ, составляет 3100848 рублей 71 копейка. Такая сумма складывается из кадастровой стоимости всех объектов, а именно:
нежилое помещение, находящееся по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, ..., пом. ..., кадастровая стоимость 993058 рублей 26 копеек;
- нежилое помещение, находящееся по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, ..., пом...., кадастровая стоимость 2395 138,54 рублей;
- нежилое помещение, находящееся по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, ..., пом.... кадастровая стоимость 794446,61рублей
Административный истец не согласился с вынесенным решением Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу ### от **.**.**** в связи с тем, что кадастровая стоимость указанных нежилых объектов завышена, и не соответствуетдействительной рыночной стоимости.
Ауман Е.В. почтовым отправлением с описью направил **.**.**** в адрес УФНС по Кемеровской области – Кузбассу, через Межрайонную ИФНС ### по Кемеровской области – Кузбассу, апелляционную жалобу, в которой дал необходимые пояснения, обозначил свое намерение оспаривать кадастровую стоимость проданных им нежилых помещений и просил не привлекать его к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также не начислять пени.
Из содержания данной жалобы следовало, что решение Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу ### от **.**.**** должно быть отменено в части трех нежилых помещений, находящихся по адресу: ... поскольку кадастровая стоимость указанных нежилых объектов завышена, и не соответствует действительной рыночной стоимости, в остальной части решение не оспаривалось. Данные обстоятельства подтверждаются двумя сделками по покупке и продаже данных нежилых помещений, которые объективно отражают фактически сложившуюся рыночную стоимость на данные помещения.
Указанная позиция также подтверждается Отчетом об оценке недвижимости №###, выполненным НИИ «Ресурсы развития» от **.**.**** по заказу N и N1, являющихся в данный момент собственниками данных помещений.
Актуальная рыночная стоимость указанных помещений, согласно Отчету по оценке недвижимости составляет:
...
...
....
Соответственно, по мнению административного истца, налог на продажу обозначенных объектов недвижимости, доначисленный Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу, и рассчитанный с учетом завышенной кадастровой стоимости, является незаконным и необоснованным, поскольку был исчислен на основании недостоверных данных о стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 100,101.2.138, 111 НК РФ, ст. 18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, ст. 421 ГК РФ, административный истец просит суд: признать незаконным решение Межрайонной ИФНС ### по Кемеровской области -Кузбассу ### от **.**.**** и решение УФНС России по Кемеровской области ### от **.**.**** в части доначисления налогов, штрафов, пени в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу:
...
...
...
Административный истец Ауман Е.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от **.**.**** (л.д. 45 т.2).
Представитель административного истца – Титов К.Л., действующий на основании нотариальной доверенности от **.**.**** (л.д. 52 т.1), представивший диплом о высшем юридическом образовании (л.д.51 т.2), в судебном заседании требования Аумана Е.В. поддержал.
Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу – Вялых Д.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, представившая диплом о высшем юридической образовании (л.д.9, 10 т.2), в судебном заседании с требованиями Аумана Е.В. не согласилась, в материалы дела представила письменный отзыв (л.д.25-29, 46-50 т.2).
Представитель административных ответчиков – Межрайонной ИФНС России ### по Кемеровской области-Кузбассу и УФНС России по Кемеровской области – Разумнова Н.А., действующая на основании доверенностей от **.**.**** и от **.**.****, соответственно, представившая диплом о высшем юридической образовании (л.д.11, 12, 13 т.2), в судебном заседании требования Аумана Е.В. считала необоснованными по основаниям, изложенным в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела (л.д.19-23 т. 2).
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В силу положений пункта 3 статьи 210 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
На основании пункта 6 статьи 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 НК РФ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.09.2019 №325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения, предусмотренные статьей 214.10 НК РФ, применяются в отношении доходов, полученных начиная с 01.01.2020.
Согласно пункту 1 статьи 214.10 НК РФ налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7. В целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Пунктом 7 статьи 214.10 НК РФ установлено, что особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества предусмотрены статьей 217.1 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 217.1 НК РФ установлено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ.
Судом установлено, что с **.**.**** Ауман Е.В. являлся собственником недвижимого имущества: помещений ###, ###, ###, расположенных по адресу: ....
Согласно договорам купли-продажи нежилого помещения от **.**.****, Ауман Е.В. продал вышеуказанные нежилые помещения:
...
...
...... (л.д.12-23 т.1).
В представленной Ауманом Е.В. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы ### по Кемеровской области-Кузбассу налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за **.**.**** год административный истец отразил доход от продажи объектов недвижимого имущества и земельных участков, в общем размере 610000 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 0,00 руб. (л.д. 24-31 т.1).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, основанием для которой послужила представленная Ауманом Е.В. налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы ### по Кемеровской области-Кузбассу вынесено **.**.**** решение ### о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 69624 руб., а также доначислен налог на доходы физических лиц за **.**.**** год в сумме 348121 руб., пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 6057,30 руб. (л.д.32-37 т.1).
Инспекцией установлено занижение Ауманом Е.В. налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму 2677850,39 руб., в результате чего не исчислен и не уплачен в бюджет налог в сумме 348121,00 руб. Причиной занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2020 год явилось отражение налогоплательщиком в налоговой декларации дохода от продажи, в том числе, нежилых помещений с кадастровыми номерами ###, в размере меньшем, чем кадастровая стоимость указанных объектов, умноженная на понижающий коэффициент ###.
Кадастровая стоимость нежилых помещений, в соответствии с которой налоговым органом произведен расчет недоимки по НДФЛ и налоговых санкций Ауману Е.В. за **.**.**** год, установлена на основании данных, представленных Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу» в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 НК РФ:
...
...
.... (л.д. 30-41 т.2).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.****### оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Аумана Е.В.; утверждено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ### по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.****### (л.д. 42-50 т.2).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском о признании незаконными решений налогового органа от **.**.**** и от **.**.****, Ауман Е.В. указывает, что в результате купли-продажи объектов недвижимого имущества (с кадастровыми номерами ###) им экономической выгоды не получено. Фактически налог исчислен налоговым органом с учетом завышенной их кадастровой стоимости, на основании недостоверных данных о стоимости данных объектов недвижимости.
Административный истец считает, что кадастровая стоимость этих объектов недвижимости завышена и не соответствует рыночной стоимости; нежилые помещения проданы за цену, соответствующей рыночной цене региона их расположения, реальному состоянию данных объектов недвижимости, необходимости проведения ремонта.
В обоснование своих доводов Ауман Е.В. в административном иске ссылается на Отчет об оценке недвижимости №###, выполненным НИИ «Ресурсы развития» от **.**.****, согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений, находящихся по адресу ..., составляет: помещения ### рублей; помещение ###,00 рублей; помещение, ###,00 рублей (л.д.93-169 т.1).
В судебном заседании представитель административного истца также ссылался и на решение Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.****, которым установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: ### - в размере рыночной стоимости 184000 рублей; ### - в размере рыночной стоимости 229000 рублей; ### - в размере рыночной стоимости 553000 рублей.
Определение понятия кадастровой стоимости содержится в Федеральном законе от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 3), в соответствии с которой под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяются правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Как следует из статей 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления и завершается утверждением результатов определения кадастровой стоимости и внесение данных результатов в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Абзацем 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
В данном случае, информация о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: ... получена налоговым органом от уполномоченного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке.
Руководствуясь выше указанными нормами права, принимая во внимание, что заявление об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ..., было подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Кемеровской области только **.**.****, то есть по истечении налогового периода (**.**.**** год), в котором произошло отчуждение нежилых помещений (**.**.****), и соответственно, за который подлежит уплате налог на доходы физических лиц, налоговым органом обоснованно произведено доначисление Ауману Е.В. суммы налога на доходы физических лиц за **.**.**** год в размере 348121,0 руб., исчисленного, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанной в ЕГРН.
Соответственно, определенная решением Управления Росреестра по Кемеровской области от **.**.**** кадастровая стоимость не может быть применена для исчисления НДФЛ за **.**.**** год.
У налогового органа имелись основания для взыскания с Аумана Е.В. налога на доходы физически лиц, пени и штрафа, определенных решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ### по Кемеровской области-Кузбассу от **.**.****.
При таких обстоятельствах, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая доводы сторон, нормы закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ауману Е.В. о признании незаконными решений ### от **.**.**** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и ### от **.**.**** об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Аумана Евгения Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ### по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными решения ### от **.**.**** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения ### от **.**.**** об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения в части доначисления налогов, штрафов, пени в отношении нежилых помещений ###, ### и ###, расположенных по адресу: ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Кемерово.
В мотивированной форме решение изготовлено 24 марта 2022 года.
Судья: Н.В. Маркова