ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1573/18 от 15.05.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-1573/2018 15 мая 2018 года

в г. Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца – помощника Тосненского городского прокурора Роенко В.В.,

представителя административного ответчика Якубова Д.А.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Тосненского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Любанского городского поселения об обязании организовать мероприятия по устройству тротуаров и ограничивающих пешеходных ограждений,

установил:

Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исками к администрации Любанского городского поселения об обязании организовать мероприятия по устройству тротуаров (пешеходных дорожек) и ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на участке автомобильной дороги у МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева».

В обоснование административных исков указал, что в ходе проведенной Тосненской городской прокуратурой проверки установлено, что на участке автомобильной дороги у МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева» отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. Это не соответствует требованиям п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева» расположена в Любанском городском поселении Тосненского района Ленинградской области по адресу: г.Любань, ул.Алексеенко, д.24а. Автомобильная дорога перед данной школой имеет твердое покрытие и находится в черте поселения, включена в перечень муниципальных дорог Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, в связи с чем обязанность по устройству тротуаров (пешеходных дорожек) и ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа возникла у администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. Нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения ставят под угрозу безопасность несовершеннолетних, круг которых не может быть определен (л.д.2-4, 14-16).

Определением от 16 апреля 2018 года административные дела были объединены в одно производство (л.д.31).

В судебном заседании представитель административного истца Роенко В.В. поддержал административные иски, пояснил, что считает разумным срок для исполнения решения в девять месяцев со дня его вступления в законную силу. Верховный Суд неоднократно давал разъяснения о том, что отсутствие запланированных в бюджете денежных средств не является препятствием для исполнения решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия.

Представитель административного ответчика Якубов Д.А. административный иск не признал, пояснил, что администрация понимает, что нужно сделать тротуары и перила, готовится документация о внесении в бюджет расходов на эти цели. Выполнить требования в течение этого года администрация не сможет, в связи с чем просит предоставить время год – полтора.

Заинтересованное лицо МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева» извещено о времени и месте судебного разбирательства, не направило в суд своего представителя (л.д.34).

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": под дорожной деятельностью понимается проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог; под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающей в себя в том числе элементы обустройства автомобильных дорог (пешеходные дорожки и тротуары).

Этой же статьей определено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание автомобильных дорог включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.9 ст.5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статьей 13 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления, в частности, отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильная дорога, проходящая по улице Алексеенко города Любани Тосненского района Ленинградской области, относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, что подтверждается её включением в перечень муниципальных дорог данного поселения под порядковым номером 23, утвержденный постановлением администрации Любанского городского поселения от 10.04.2015 №128 (л.д.5-6). Исходя из изложенного, суд пришёл к выводу о том, что администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области является лицом, в обязанности которого входит обеспечение соответствия состояния этой автомобильной дороги установленным правилам, стандартам и техническим нормам.

В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст предусмотрено: ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.

Исходя из приведенных норм права, обязанность по обустройству тротуаров (пешеходных) дорожек возникает на автомобильных дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты; а обязанность обустроить их пешеходными ограждениями перильного типа – на тех участках автомобильных дорог вблизи детских учреждений, которые обустроены наземным пешеходным переходом.

Несоответствие автомобильной дороги, проходящей вдоль территории МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева» указанным требованиям национальных стандартов подтверждается справкой, представленной 20 февраля 2018 г. в Тосненскую городскую прокуратуру начальником ОГИБДД ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области майором полиции Барсовым С.И., актами о проведении проверки от 15 марта 2018 г., составленными помощником Тосненского городского прокурора юриста 3 класса Андреевой П.А., и не оспаривается административным ответчиком (л.д.7-10, 19-22).

Неисполнение административным ответчиком требований в сфере безопасности дорожного движения создает угрозу жизни и здоровью учащихся МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева», в связи с чем суд возлагает на него обязанность организовать мероприятия по устройству тротуаров (пешеходных дорожек) и ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на участке автомобильной дороги местного значения по адресу: г.Любань, ул.Алексеенко, д.24а.

В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Согласно требованиям статьи 187 КАС Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом необходимости проведения процедур по заключению муниципального контракта на выполнение работ по устройству тротуаров (пешеходных дорожек), оборудованию пешеходного перехода ограждениями суд соглашается с запрошенным административным ответчиком сроком для выполнения работ.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные иски Тосненского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать мероприятия по устройству тротуаров (пешеходных дорожек) и ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на участке автомобильной дороги у МКОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева» по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Любань, ул.Алексеенко, д.24а.

Установить срок исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев со дня его вступления в законную силу.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд и Тосненскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня истечения вышеуказанного срока.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (20 мая 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись