ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1573/2021 от 27.10.2021 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-1573/2021

УИД 28RS0023-01-2021-002622-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Тотмяниной М.В.

при секретаре судебного заседания Ныч А.А.,

с участием помощника Тындинского городского прокурора Кистановой М.А.,

представителя административного истца Покшиванова С.В.,

представителя административного ответчика Панина А.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трифановой Анны Викторовны к Администрации города Тынды о признании недействующим пункта 22 Положения «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, муниципальных унитарных предприятий»,

УСТАНОВИЛ:

Трифанова А.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что 2 марта 2020 года между ней и муниципальным образованием город Тында в лице Администрации города Тынды заключен трудовой договор № 09, согласно которому она была назначена на должность директора муниципального унитарного предприятия «Тында» для осуществления функции единоличного управления предприятием.

В соответствии с пунктом 12 трудового договора ей была установлена гарантированная заработная плата. Конкретный размер премии по итогам работы за месяц, вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия устанавливается правовыми актами работодателя.

Таким правовым актом является Положение «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий», утвержденное Постановлением Администрации города Тынды от 16.01.2017 года № 49, которое было опубликовано в газете «Авангард» № 4 от 20 января 2017 года, и которое по своим характеристикам относится к нормативным правовым актам города Тынды, поскольку в нем наличествуют правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений в сфере оплаты труда.

Положение устанавливает условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Тынды (далее предприятий) при заключении с ними трудовых договоров, порядок и условия индексации заработной платы, а также предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный года, и среднемесячной заработной платы работников предприятия.

Премия начисляется за фактически отработанное время и выплачивается руководителю в сроки, установленные для выплаты заработной платы на предприятии (п. 20 Положения).

В пункте 22 Положения содержится правило о том, что у руководителя предприятия отсутствует право на получение премии в случаях применения к руководителю дисциплинарного взыскания (на время действия дисциплинарного взыскания).

Считает, что п. 22 Положения является незаконным и нарушающим ее права.

По условиям трудового соглашения и Положения «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий» предусмотрена возможность установления размера премии (до 50%), исходя из результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ежемесячная премия выплачивается из критерия – результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Следовательно, при установлении порядка выплаты указанных премий исполнительный орган местного самоуправления должен исходить из тех критериев, которые установлены положением и отражают степень участия руководителя предприятия в достижении результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Наличие неснятого дисциплинарного взыскания, примененного за дисциплинарный проступок, совершенный за пределами периода, за который производится премирование, само по себе не влияет на степень участия руководителя предприятия в получении результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и не может служить основанием для лишения его премии, входящей в состав денежного содержания.

Вышеуказанное правовое регулирование, исходящее из не предусмотренных законодательством критериев оценки степени участия в достижении финансовых результатов предприятия, не соответствует требованиям законности и нарушает ее право на современное и в полном объеме получение денежного содержания, не отвечает критерию правовой определенности, допуская его неоднократное толкование, носит неопределенный характер.

Просит признать не действующим со дня принятия пункт 22 Положения «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий», утвержденного Постановлением Администрации города Тынды от 16.01.2017 г. № 49.

В судебное заседание не явился административный истец, обеспечила явку своего представителя адвоката Покшиванова С.В.

В судебном заседании представитель административного истца Покшиванов С.В., просил удовлетворить исковые требования, поддержал доводы, изложенные в заявлении, и суду пояснил, что пункт положения противоречит самому положению, и трудовому законодательству. Этот пункт не может, является нормой, регулирующей назначение премии. Трудовой договор ссылается на положение об оплате труда. Там уже установлено, что она назначается, и имеется норма о том, что она может не выплачиваться, поэтому данная норма противоречит положению. Нормами трудового законодательства, предусмотрено, что в систему заработной платы включается премия. Положение гарантирует назначение премии, её не могут лишить. Только размер премии устанавливается локальными актами.

В судебном заседании представитель административного ответчика Панин А.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований, и суду пояснил, что НПА принят в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 81 Устава г. Тынды полномочия по принятию НПА отнесена к компетенции Администрации г. Тынды. В положении определены условия, при которых премия не выплачивается - это наличие дисциплинарного взыскания. В материалах дела имеется распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания на Трифонову А.В. Этот акт ею, не был обжалован. Поэтому премия не выплачивалась. Эта норма соответствует действующему трудовому законодательству.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, который полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, исследовав собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлена, что Трифанова А.В. 2 марта 2020 года была принята на должность директора муниципального унитарного предприятия «Тында», освобождена от занимаемой должности 5 июля 2021 года на основании пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование о признании незаконным решение органа местного самоуправления, должностного лица только в том случае, если установит, что оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности этих условий, суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконным такого решения (пункт 2).

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Перечень стимулирующих выплат, предусмотренный частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, системой оплаты труда могут быть предусмотрены также иные выплаты стимулирующего характера, не определены также размеры и порядок их установления.

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в федеральных государственных учреждениях в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 Положения «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий», утвержденного Постановлением Администрации города Тынды от 16.01.2017 г. № 49, настоящее Положение устанавливает условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Тынды (далее - предприятий) при заключении с ними трудовых договоров, порядок и условия индексации заработной платы, а также предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников предприятий.

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей (к категории заместителей относятся лица, на которых: трудовым договором (должностной инструкцией) возлагается исполнение обязанностей заместителя руководителя)., главных бухгалтеров предприятий устанавливаются в трудовых договорах руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Амурской области, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами города Тынды

Оплата труда руководителя предприятия включает в себя: а) должностной оклад; б) вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности; в) премию; г) начисления по районному коэффициенту, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Заработная плата заместителей руководителя и главных бухгалтеров предприятий состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия коллективным договором предприятия, Положением об оплате труда предприятия, штатным расписанием предприятия.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия руководителю производится премиальная выплата по итогам работы за месяц за счет средств фонда оплаты труда предприятия. Выплата устанавливается в процентном отношении к должностному окладу в размере, установленном распоряжением Администрации города (пункт 19).

Премия начисляется за фактически отработанное время и выплачивается руководителю в сроки, установленные для выплаты заработной платой на предприятии (пункт 20).

В случаях применения к руководителю дисциплинарного взыскания у него отсутствует право на получение премии (на время действия дисциплинарного взыскания) (пункт 22).

В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 Устава города Тынды Администрация города Тынды в сфере организации труда и управления трудом обладает следующими полномочиями: 1) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений; 2) определяет условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в муниципальной собственности.

Таким образом, из приведенных норм видно, что Администрация города Тынды имела полномочия на установление порядка выплаты премии, а также на отсутствие права руководителя, на получение премии в случаях применения к нему дисциплинарного взыскания.

Положением «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий», утвержденного Постановлением Администрации города Тынды от 16.01.2017 г. № 49, предусмотрено, что выплата премии руководителям, является не только средством материального обеспечения, но и средством стимулирования его профессиональной служебной деятельности, и для материального стимулирования квалифицированной, компетентной, ответственной и инициативной работы руководителя.

Таким образом, установление премиальной выплаты по итогам работы за месяц за счет средств фонда оплаты труда предприятия, каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административный ответчик, определив в оспариваемой норме такой порядок и условия премиальной выплаты по итогам работы за месяц за счет средств фонда оплаты труда предприятия, не вышел за пределы своей компетенции и нарушения положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не допустил.

Таким образом, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика и в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие, что по своему содержанию он соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Трифановой Анны Викторовны к Администрации города Тынды о признании недействующим пункта 22 Положения «Об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, муниципальных унитарных предприятий», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись М.В. Тотмянина

Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2021 года.

Копия верна Судья Тындинского районного суда

М.В. Тотмянина