Дело № 2а-178/2020
УИД 44RS0026-01-2019-002011-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2020 г. г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Гаевого Д.Д., при секретаре Смуровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Костроме к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям. Требования мотивированы тем, что ИФНС России по г. Костроме была проведена выездная налоговая проверка деятельности ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. Проверкой были установлены следующие нарушения законодательства: неуплата налога на доходы физических лиц в размере 3 643 054 руб. По результатам проверки было принято решение от 08.04.2016 № 14-45/18 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления налога на доходы физических лиц в размере 3 643 054 руб., который до настоящего времени не погашен. Вышеуказанное решение вступило в законную силу (Приговором Димитровского районного суда г. Костромы от 15.05.2019 задолженность по налогу взыскана). В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога налогоплательщику начислены текущие пени на сумму 28 689,05 руб. ФИО1 прекратила деятельность в качестве ИП 21.03.2017. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. ФИО1, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, установленные законодательством сроки за 1 квартал 2017 г. не уплатила их. В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату страховых взносов в ПФ РФ налогоплательщику начислены текущие пени в общей сумме 44,58 руб., и в фонд ОМС в сумме 8,75 руб. В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлены требования об уплате налога и пени № 2888 от 24.01.2019, № 2887 от 24.01.2019. Несмотря на истечение срока исполнения требований, сумма задолженности по пени налогоплательщиком не погашена. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства, судебный приказ был отменен. Просили взыскать с административного ответчика задолженность: по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 28 689,05 руб., по пени по страховым взносам в ПФ РФ в сумме 44,58 руб., по пени по страховым взносам в ОМС РФ в сумме 8,75 руб., всего взыскать 28 742,38 руб.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что недоимка по страховым взносам в ПФ РФ за 1 квартал 2017 г. в сумме 5661,29 руб. и недоимка по страховым взносам в ОМС РФ за 1 квартал 2017 г. в сумме 1110,48 руб. взыскана ИФНС России по г.Костроме в судебном порядке- судебным приказом мирового судьи судебного участка № 14 Димитровского районного суда г. Костромы от 15.12.2017 по делу № 2а-1620/2017, судебный приказ не обжаловался, был направлен в службу судебных приставов для принудительного исполнения 14.02.2018. Денежные средства в Федеральный бюджет до настоящего времени не поступили. Основания для начисления неустойки на взысканные страховые взносы имеются.
Административный ответчик ФИО1, надлежаще извещенная о слушании дела по адресу места жительства6 <адрес>, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием суммы налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и прекратила свою деятельность 21.03.2017.
В рамках проведения выездной налоговой проверки деятельности ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, было установлено, что ФИО1 не уплачен налог на доходы физических лиц в размере 3 643 054 руб.
По результатам данной проверки 08.04.2016 налоговым органом было вынесено решение № 14-45/18 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, ей начислен налог на доходы физических лиц в размере 3 643 054 руб., который до настоящего времени не погашен.
Приговором Димитровского районного суда г. Костромы от 15.05.2019 года ФИО1 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 198 УК РФ, она освобождена от назначенного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. за истечением срока давности уголовного преследования, с нее в счет возмещения причиненного преступлением ущерба нее взыскано 5 564 974 руб., в том числе сумма невыплаченных налогов в размере 3 643 054 руб. Апелляционным постановлением Костромского областного суда от 18.07.2019 года приговор оставлен без изменения.
В связи с вынесением обвинительного приговора, на основании п. 15.1 ст. 101 НК РФ 13.09.2019 года налоговым органом вынесено решение об отмене решения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ИФНС России по г. Костроме ФИО1 за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц начислены пени в размере 28 689,05 руб. и направлены соответственно требование № 2887 от 24.01.2019 года с предложением погасить пени по ЕНВД в срок до 25.02.2019 года.
Копия указанного выше требования, документов об его направлении административному ответчику представлены административным истцом в материалы дела.
Таким образом, из материалов дела следует, что ФИО1 являлась налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, в результате налоговой проверки ей доначислен налог, который взыскан приговором суда. Поскольку налог своевременно оплачен не был, основания для начисления пени имеются. Начисление пени произведено за период с 01.12.2018 по 31.12.2018, расчет истцом представлен, ответчиком он не оспаривается.
Сведений об исполнении административным ответчиком в полном объеме налоговых требований в материалы дела не представлено.
Суд полагает исковые требования о взыскании пени в сумме 28689,05 руб. подлежащими удовлетворению.
ФИО1, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, в установленные законодательством сроки за 1 квартал 2017 г. не уплатила их.
Согласно выписке из базы данных налогоплательщика ФИО1 судебным приказом от 15.12.2017 по делу № 2а-1620/2017 с должника ФИО1 в пользу взыскателя ИФНС России взыскана недоимка по страховым взносам в ПФ РФ за 1 квартал 2017 г. в сумме 5661,29 руб. и недоимка по страховым взносам в ОМС РФ за 1 квартал 2017 г. в сумме 1110,48 руб. Судебный приказ, как исполнительный документ 14.02.2018 был направлен в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
ИФНС России по г. Костроме ФИО1 за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ начислены пени в размере 44,58 руб., в фонд ОМС в сумме 8,75 руб. и направлено соответственно требование № 2888 от 24.01.2019 года с предложением погасить пени по страховым взносам в срок до 25.02.2019 года.
Копия указанного выше требования, документов о его направлении административному ответчику представлены административным истцом в материалы дела.
Сведений об исполнении административным ответчиком в полном объеме налоговых требований в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
23.04.2019 года мировым судьей судебного участка № 14 Димитровского судебного района г. Костромы был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности. Определением от 31.05.2019 года судебный приказ был отменен по заявлению должника.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция должна была обратиться в суд с заявлением по данным требованиям в шестимесячный срок после отмены судебного приказа. Административное исковое заявление подано в суд 02.12.2019 года, то есть в установленный законом срок.
Оценив представленные сторонами доказательства, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что установленные выше обстоятельства подтверждаются представленными ИФНС России по г. Костроме доказательствами, а требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению, оснований для применения абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ не имеется.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением судом исковых требований в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 1062 руб. 27 коп.
На основании вышеизложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Костроме к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Костроме задолженность: по пени по налогу на доходы физических лиц за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 в сумме 28 689,05 руб., по пени по страховым взносам в ПФ РФ за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 в сумме 44,58 руб., по пени по страховым взносам в ОМС РФ за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 в сумме 8,75 руб., всего взыскать 28 742,38 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1062 руб. 27 коп.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.Д. Гаевый
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2020.
Судья Д.Д. Гаевый