ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1576/19 от 24.05.2019 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-1576/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2019 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

в составе

председательствующего судьи Родионова В.А.,

при секретаре Эктовой Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дубовика Павла Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения о приостановке регистрационных действий,

у с т а н о в и л:

Дубовик П.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения о приостановке регистрационных действий,

в обоснование своих требований, указав, что ему на основании договора купли-продажи от 15.07.2014 принадлежит земельный участок площадью 800 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для ИЖС. К указанному земельному участку примыкают земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, превращенные соседями в свалку. Истец после наведения на указанных земельных участках порядка и благоустройства предпринял шаги для оформления свободной земли в собственность. На основании заявления истца от 10.04.2017 постановлением Администрацией г. Смоленска от 16.05.2017 № 1301-адм утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 350 кв.м., образованного из принадлежащего истцу указанного выше земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> На основании указанной схемы земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер . Впоследствии постановлением Администрации от 13.07.2017 № 1935-адм названное выше постановление от 16.06.2017 № 1301-адм отменено. В связи с этим, истцом в Администрацию г. Смоленска была предоставлена новая схема земельного участка с заявлением об утверждении схемы расположения нового земельного участка, площадью 1350 кв.м на кадастровом плане территории и о присвоении ему адреса. Постановлением Администрации г. Смоленска от 14.12.2018 №3284-адм заявление истца было удовлетворено и новому образованному участку был присвоен адрес: <адрес> После изготовления межевого плана, административным истцом Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области были представлены все документы для осуществления кадастрового учета нового земельного участка. Уведомлением от 16.01.2019 административному истцу было сообщено о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации права» в связи тем, что имеется наложение границ нового земельного участка на земельный участок с кадастровым номером . По этому поводу 17.01.2018 истец обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером . На данное обращение 14.02.2019 Администрацией г. Смоленска в адрес истца было направлено уведомление от 05.02.2019 о приостановлении снятия государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании Постановления Администрации г. Смоленска от 16.05.2017 №1301-адм и поданного заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без государственной регистрации права, имеет статус «Учтенный». В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером не может быть снят с государственного кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного просит суд признать действия административного ответчика незаконными и обязать его отменить приостановление «Постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации права» от 16.01.2019; уведомление о приостановление «Снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН» от 05.02.2019; исключить с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером в координатах от 05.07.2017; поставить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером в координатах от 14.12.2018.

В судебное заседание административный истец Дубовик П.В. не явился, по неизвестной суду причине, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административный иск.

Заинтересованное лицо Администрация города Смоленска, будучи надлежащим образом извещенным, явку представителя в суд не обеспечило.

При таких обстоятельствах, суд на основании ст.ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, определил, что неявка лиц, участвующих в деле, их представителей, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 данного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с частью 7 статьи 1 данного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав(далее - государственный кадастровый учет).

Согласно положениям части 3 статьи 3 названного Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По правилам статьи 14 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1 части 2).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона о регистрации).

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным в установленном названным Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Согласно статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V. 4 настоящего Кодекса.

Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.

Так, перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Дубовику П.В. на основании договора купли-продажи от 15.07.2014 принадлежит земельный участок площадью 800 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для ИЖС.

На основании заявления истца от 10.04.2017 постановлением Администрацией г. Смоленска от 16.05.2017 № 1301-адм утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 350 кв.м., образованного из принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

На основании указанной схемы земельный участок площадью 1 350 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера и одновременным снятием с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером принадлежащего Дубовику П.В., за счёт которого он был и образован.

После проведения кадастрового учёта постановлением Администрации города Смоленска от 13.07.2017 № 1935-адм выше указанное постановление от 16.05.2017 № 1301-адм «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» признано утратившим силу.

Таким образом, суд находит, что кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером следует признать недействительным, поскольку он произведён на основании недействующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была признана недействующей, то истец повторно обратился в Администрацию г. Смоленска с новой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заявлением об её утверждении.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 14.12.2018 № 3284-адм утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесенного к категории земель населенных пунктов, площадью 1350 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером и образованному земельному участку присвоен адрес: <адрес>

С новой утверждённой схемой Дубовик П.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области для осуществления кадастрового учета нового земельного участка.

Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 16.01.2019 административному истцу было сообщено о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации права», в связи тем, что граница земельного участка пресекает границу земельного участка с кадастровым номером , то есть земельного участка, поставленного на кадастровый учёт на основании недействующей схемы.

17.01.2018 истец обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о принятии мер по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , схема которого была признана недействительной.

Администрация г. Смоленска приняла меры по снятию с кадастрового учёта ошибочно поставленного земельного участка с кадастровым номером , но на её обращение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области было направлено уведомление от 05.02.2019 о приостановлении «Снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрировано в ЕГРН», в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании Постановления Администрации г. Смоленска от 16.05.2017 №1301-адм и поданного заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без государственной регистрации права, имеет статус «Учтенный». В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером не может быть снят с государственного кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством.

В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана, сформированного в соответствии с отмененным постановлением Администрации г. Смоленска от 16.06.2017 № 1301-адм, а потому регистрационная запись о таком участке подлежит исключению как произведённая на основании порочных документов. Сохранение в ЕГРН сведений о таком земельном участке, нарушает права и законные интересы истца, поскольку его земельный участок с кадастровым номером был снят с кадастрового учёта. Нахождение этого участка на кадастровом учёте лишает истца возможности как восстановить своё право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м, так и оформить право собственности на вновь образованный земельный участок площадью 1350 кв.м путём выкупа дополнительных 550 кв.м государственной земли.

При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о приостановлении «Снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН» от 05.02.2019 и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области обязанность по исключению с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Между тем, требование административного истца об обязании административного ответчика отменить приостановление «Постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации права» от 16.01.2019, удовлетворению не подлежит, поскольку удовлетворение первого требования о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером устраняет основания для приостановления регистрации постановки на кадастровый учет нового земельного участка. Приостановление государственного кадастрового учёта объекта недвижимости в связи тем, что граница земельного участка пресекает границу другого земельного участка, является законным и соответствует положениям п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу п. 3 ч. 1 ст. 124 и ч. 3 ст. 227 КАС РФ административный ответчик обязан в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения исключить из ЕГРН сведения о кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и восстановить в ЕГРН сведения о кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030713:24, сообщив об истцу и суду.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Дубовика Павла Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о приостановлении «Снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН» от 05.02.2019

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения исключить из ЕГРН сведения о кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и восстановить в ЕГРН сведения о кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об исполнении данного решения сообщить в течение трёх дней в суд и административному истцу Дубовику Павлу Викторовичу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Родионов