Дело № 2а-1577/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Аримбековой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 19 июня 2018 года
дело по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по Омской области к Некоммерческому партнерству Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> обратился в суд с требованиями к Некоммерческому партнерству Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» о ликвидации некоммерческой организации.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
По результатам проведения плановой документарной проверки соблюдения ответчиком требований законодательства РФ и целей, предусмотренных ее учредительными документами, в том числе требований по расходованию организацией денежных средств и использованию ею иного имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, были выявлены грубые нарушения законодательства РФ.
Так, ответчик не представил информацию о продолжении своей деятельности в сети «Интернет» либо <данные изъяты>; организацией не исполняются требования устава, не проводятся заседания общего собрания, срок полномочий руководителя организации истек, протокол о его переизбрании либо избрании нового руководителя не представлен; уставом организации к исключительной компетенции высшего органа управления (общего собрания членов) не отнесено решение вопросов о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора организации.
Административному ответчику трижды выносились и направлялись предупреждения: ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении указанных выше нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ предупреждение № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ предупреждение № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчиком не исполнены.
В связи с неисполнением предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка № в <данные изъяты> судебном районе в г. Омске назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Организация с момента своего создания деятельность по достижению уставных целей не осуществляет, члены организации отсутствуют, что приводит к невозможности формирования высшего коллегиального органа организации– общего собрания членов партнерства. Устав административного ответчика не соответствует законодательству.
На основании изложенного просит ликвидировать Некоммерческое партнерство Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Шнайдер Н.В., действующая на основании доверенности (л.д.69), в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Согласно п. 4.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, пп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В силу ч. 1, 2 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
В судебном заседании установлено, что согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ учредителями Некоммерческого партнерства Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» принято решение о создании данной организации, утверждены устав, избран управляющий некоммерческого партнерства (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческое партнерство Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН <данные изъяты>
В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации партнерство зарегистрировано за учетным номером <данные изъяты>
В соответствии с п. 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
На основании пп. а п. 6 Положения предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.
Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Некоммерческого партнерства Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» проведена плановая документарная проверка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью установления соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству РФ, на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденного Приказом Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки были изучены порядок управления в некоммерческой организации и осуществления ею мероприятий, направленных на реализацию уставных целей, в том числе поступление и расходование денежных средств и использование иного имущества (л.д.20-23).
По результатам документарной проверки в отношении организации составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому организацией <данные изъяты> исполнялась обязанность по предоставлению в Управление сообщений о продолжении своей деятельности, однако в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик не размещал в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не предоставлял средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Кроме того, ответчиком не исполняются требования устава организации, выявлены несоответствия положений устава законодательству РФ (л.д.78-81).
Выявленные нарушения явились основанием для вынесения в отношении ответчика письменного предупреждения за нарушения законодательства РФ.
На основании пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
С целью устранения выявленных нарушений в отношении административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ было вынесено и направлено предупреждение №, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежит устранить выявленные в ходе проверки нарушения: разместить и представить в Управление информацию о размещении сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; привести деятельность органов управления организации в соответствие с требованиями устава; представить решение уполномоченного органа об избрании руководителя организации; привести устав организации в соответствие с законодательством РФ (л.д.24-29).
Ввиду неустранения выявленных нарушений в установленный в предупреждении срок было вынесено и направлено повторное предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-36).
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик вновь был уведомлен об устранении выявленных Управлением нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем направления ему предупреждения № (л.д.37-45).
Вынесенные в отношении организации предупреждения Некоммерческим партнерством Возрождения духовных национальных традиций «<данные изъяты> обжалованы не были.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства Юстиции РФ по <адрес> в отношении административного ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предупреждения Управления № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный в нем срок – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-61).
Постановлением мирового судьи судебного участка № в <данные изъяты> судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> духовных национальных традиций «<данные изъяты>» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (л.д.64).
Согласно пп.3 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты.
В соответствии с п. 1 ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно п. 1.1 Устава Некоммерческого партнерства Возрождения духовных национальных традиций <данные изъяты> - это добровольное объединение граждан на общих духовных, нравственных и этических основах в процессе совместной деятельности.
Пункт 1.2 Устава предусматривает, что некоммерческое партнерство является некоммерческой организацией, основанной на членстве, учрежденной гражданами для содействия своим членам в осуществлении деятельности по восстановлению нравственных ценностей и реализации духовных потребностей в процессе разумной и здоровой жизни на земле.
В п. 2.1 Устава указано, что организация создана для содействия своим членам в осуществлении деятельности по восстановлению нравственных ценностей и реализации духовных потребностей в процессе разумной и здоровой жизни на земле, по возрождению национальных культурных традиций и ремесел, по продвижению здорового образа жизни.
В соответствии с п. 2.3 Устава организация осуществляет информационно-просветительскую деятельность, организует культурный обмен, разрабатывает интернет – проекты, направленные на просвещение молодежи, проводит исследования в области истории национальных и культурных традиций, проводит семинары, направленные на популяризацию национальных культурных традиций и здорового образа жизни, исследует и внедряет методы агротехники природного земледелия, исследует и внедряет экологические материалы в жилом строительстве, проводит исследования в области альтернативных источников энергии.
Как усматривается из акта № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения административным истцом проверки управляющий некоммерческой организации Мирошников Р.К. указал в своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, что организация деятельности не ведет с момента ее регистрации, членов в организации нет, собрания не проводятся, финансово-хозяйственная деятельность не ведется, счетов в банке нет (л.д.50, 78-81).
В судебное заседание административный ответчик не явился, доказательств своих возражений не представил.
Таким образом, суд считает установленным, что в нарушение п. 1 ст. 123.8 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст. 8 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2.3 Устава организации деятельность по достижению уставных целей с момента создания партнерства не осуществляется.
Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами является общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (п.2).
Согласно п. 3.1 Устава Некоммерческого партнерства Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка» высшим органом управления является общее собрание членов организации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Отсутствие в организации членов (за исключением единственного члена-управляющего) не позволяет сформировать предусмотренные п. 1 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 3.1 Устава высшие органы управления организации и осуществлять деятельность в установленном законом и уставом порядке.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на протяжении длительного периода времени ответчик функционирует с нарушением ключевого принципа образования и деятельности некоммерческого партнерства, основанного на членстве добровольного объединения граждан, созданного для совместной деятельности, для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ определены вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. К таким относятся, в том числе принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Между тем п. 3.3 Устава организации к исключительной компетенции высшего органа управления (общего собрания членов) не отнесено решение вопросов о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора организации.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о несоответствии п. 3.3 Устава организации нормам Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, судом установлено, что не исполняются требования п. 3.6 Устава организации: в установленный срок не проводятся заседания общего собрания членов, срок полномочий руководителя истек, но протокол о его переизбрании на новый срок представлен не был.
В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В нарушение приведенных норм административный ответчик в период с 2013 года по 2016 год не размещал в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не предоставлял средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Пункт 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с п. п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно разъяснениям п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
При установленных по делу обстоятельствах суд полагает, что деятельность некоммерческого партнерства с нарушением принципа добровольного объединения граждан на основе членства, а также при отсутствии коллегиальных органов управления и невозможности их образования является грубым нарушением.
В соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Как установлено судом, ранее вынесенные в отношении административного ответчика предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнены, нарушения не устранены, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности, что позволяет сделать вывод о неоднократности нарушений допущенных административным ответчиком.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным Кодексом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, возражений против административного иска и доказательств устранения нарушений деятельности некоммерческой организации, выявленных административных истцом и указанных в предупреждениях не представил.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Некоммерческое партнерство Возрождения духовных национальных традиций «<данные изъяты>» допустило грубые и неоднократные нарушения требований Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для ликвидации организации и исключения ее из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать Некоммерческое партнерство Возрождения духовных национальных традиций «Воскресенка», исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
мотивированное решение составлено 22.06.2018, не вступило в законную силу