ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1578/20 от 07.07.2020 Железнодорожного городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1578/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 г. г. Балашиха

Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Васильевой М.В., при секретаре Скрипник Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к МИФНС России № 20 по МО о признании решений незаконными, подлежащими отмене, обязании вернуть переплаченные денежные средства в счет уплаты налога и пени, произвести сверку расчетов по всем видам налогов и пени, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, из содержания которого следует, что 04 сентября 2019 г., он в лице своего представителя обратился в МИФНС России № 20 по МО с заявлением о возврате излишне перечисленных денежных средств в счет уплаты транспортного налога в размере 45 000 рублей; пени по транспортному налогу в размерен 1 653 рублей 41 копейки; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 422 рублей 76 копеек; пени по транспортному налогу в размере 1 016 рублей 91 копейки; налога на имущество в размере 75 рублей 21 копейки; пени по транспортному налогу в размере 387 рублей 41 копейки. Ответа на обращение не последовало. В связи с чем 01.11.2019 г. она обратился в Управление ФНС России по Московской области с жалобой на бездействие МИФНС России № 20. В конце ноября 2019 г. из Управления ФНС России по Московской области получены с приложением копий решений об отказе в возврате ему переплат по налогам и пеням в связи с пропуском им срока подачи заявления на возврат (зачет) сумм переплаты. С данными решениями он не согласен, поскольку о переплате ему известно не было, в виду того, что административный ответчик ему о ней не сообщал. Об образовавшихся переплатах по пеням и налогам, ему стало известно только в начале 2019 г., так как в связи с постоянными перерасчетами по налогам, производимыми Административным ответчиком установить суммы переплат, не представлялось возможным. Кроме этого, установить точную сумму переплаты также не представляется возможным, так как информация о переплатах в электронном сервисе отображается не за конкретный календарный год, а нарастающим итогом, в связи с чем, достоверной информации о том, когда и за какой период у него образовалась переплата - установить невозможно.

Просит суд признать незаконным и отменить решение от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по транспортному налогу и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить истцу возврат переплаты пени по указанному налогу в сумме 1 653,41 рублей; признать незаконным и отменить решение от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по налогу на имущество физических лиц по ставке, применимой к объекту налогообложения в границах городского округа Балашиха и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить истцу возврат переплаты пени по указанному налога в сумме 422,76 рублей; признать незаконным и отменить решение от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по транспортному налогу физических лиц и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить истцу возврат переплаты пени по указанному налогу в сумме 1 016,91 рублей; признать незаконным и отменить решение от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты по налогу на имущество физических лиц по ставке, применимой к объекту налогообложения в границах городского округа Балашиха и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить истцу возврат переплаты пени по указанному налогу в сумме 75,21 рублей; признать незаконным и отменить решение от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по транспортному налогу физических лиц и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить истцу возврат переплаты пени указанному налогу в сумме 387,41 рублей; признать незаконным и отменить решение от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты транспортного налога физических лиц и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить истцу возврат переплаты пени по указанному налогу в сумме 45 000,00 рублей; возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность произвести сверку счетов по всем видам налогов и пеням по ним за период с 2012 г. по 2018 г.; взыскать с МИФНС России № 20 по Московской области в пользу истца расходы по оплате госпошлины в сумме 1 656,70 рублей.

В судебное заседание ни административный истец, ни его представитель не явились, истец извещался судом о дне, месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения и пояснил, что требования истца не подлежат удовлетворению. Решениями налогового органа истцу отказано в возврате излишне уплаченных денежных средств, поскольку истцом нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, пеней, штрафа). Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области с 19.03.2008 по настоящее время. Кроме того, с 25.08.2011 ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области в качестве плательщика транспортного налога. Истец является (являлся) собственником следующих транспортных средств: гидроцикл, регистрационный номер , дата постановки на учет 25.08.2011 года по настоящее время; автомобиль легковой <данные изъяты>, регистрационный , дата постановки на учет 28.03.2017 по настоящее время; автомобиль легковой <данные изъяты>, регистрационный номер , дата постановки на учет 16.09.2011 по 15.12.2016; мотоцикл <данные изъяты>, регистрационный АС50, дата постановки на учет 30.04.2014 года по 12.11.2019 год; снегоход Ямаха регистрационный номер дата постановки на учет 11.01.2010 по 05.02.2014; мотоцикл <данные изъяты>, регистрационный номер , дата постановки на учет 17.05.2007 по 15.04.2014. В карточке «Расчеты с бюджетом» ФИО1 отражены сведения о начислении транспортного налога за 2014 год в размере 45 000 рублей. Фактически оплачен 13.08.2015 по налоговому уведомлению от 08.05.2015г. Вместе с тем, налогоплательщиком помимо указанной оплаты налога, произведен повторный платеж в размере 45 000 рублей, что подтверждается платежным документом от 24.07.2015 года. В данном случае, переплата по транспортному налогу образовалась 24.07.2015 года. С учетом положений пункта 7 статьи 78 НК РФ, срок подачи заявления на возврат излишне уплаченного 24.07.2015 налога истек 24.07.2018. Более того, Межрайонной ИФНС России по Тверской области 16.03.2016 года в Личном кабинете истца размещено сообщение о наличии у него переплаты по транспортному налогу в размере 45 000 рублей. Согласно истории учетных действий в ЛК ФЗ, ФИО1 в период с 28.04.2016 по 08.08.2018 неоднократно осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждается скриншотом страницы ЛК ФЗ, и, соответственно, знал о наличии переплаты по налогу. Однако, заявление на возврат излишне уплаченного налога в установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ трехлетний срок, налогоплательщик в налоговый орган не представил. Также административным истцом 21.09.2011 произведена переплата пени в размере 1 000 рублей. Поскольку на момент осуществления указанного платежа, обязанность по уплате пени по транспортному налогу составляла 461,34 рублей, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 538,66 рублей. Вместе с тем, налоговым органом произведен перерасчет пени и по состоянию на 01.10.2011 переплата составила 387,41 рублей, которая числится по настоящее время. Учитывая, что указанная сумма переплаты образовалась за периоды, истекшие до 01.01.2012, срок подачи заявления о возврате излишне уплаченных пени истек (21.09.2011г. + 3 года) 21.09.2014г.. Также налогоплательщиком 04.02.2016 произведена уплата налога в размере 100 рублей. Поскольку на момент осуществления указанного платежа, обязанность по уплате налога на имущество составляла 24,79 рубля, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 75,21 рублей, числящаяся по настоящее время. Соответственно, с учетом положений пункта 7 статьи 78 НК РФ, срок подачи заявления на возврат излишне уплаченного 04.02.2016 налога истекает - 04.02.2019. Согласно истории учетных действий ЛК ФЗ, ФИО1 в период с 28.04.2016 года по 03.02.2019 неоднократно осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета Заявителя, и, соответственно, располагал информацией о наличии переплаты. Также налогоплательщиком 04.06.2010 произведена уплата пени в размере 913,42 рублей. Согласно сведениям, содержащимся в КРСБ налогоплательщика, по состоянию на 01.01.2011 года у налогоплательщика имелась переплата по пени в сумме 868,19 рублей. В связи с произведенным Инспекцией перерасчетом налоговых обязательств ФИО1 по транспортному налогу и соответствующих пени, по состоянию на 01.01.2012 переплата по пени составила 1 406,27 рублей. По состоянию на 23.03.2020 за ФИО1 числится переплата по пени по транспортному налогу в размере 459,41 рублей. Также из материалов налогового дела следует, что по состоянию на 03.12.2014 года у налогоплательщика числилась переплата по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 463,92 рубля, образовавшаяся в связи с погашением налогоплательщиком задолженности по пени в размере 500 рублей на указанную дату. По состоянию на 23.03.2020 за ФИО1 числится переплата пени по налогу на имущество в размере 394,29 рублей. Акт совместной сверки расчетов, представленный истцом в материалы дела, не содержат сведений о выявленных истцом расхождениях в данных налогового органа с данными налогоплательщика.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 32, 78 НК РФ, налоговые органы обязаны, в том числе, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на учете в МИФНС России № 20 по М в качестве налогоплательщика с 19.03.2008 года. Также ФИО1 с 25.08.2011 года состоит на налоговом учете в МИФНС № 4 по Тверской области в качестве налогоплательщика транспортного налога за гидроцикл с государственным регистрационным знаком Р8250КН.

Личный кабинет ФИО1 открыт 21.06.2013 года.

04.09.2019 года ФИО1 обратился в МИФНС России № 20 по МО с заявлениями о возврате излишне уплаченных пени по налогу на имущество в размере 422 рублей 76 копеек, налога на имущество в размере 75 рублей 21 копейки, пени по транспортному налогу в размере 1 016 рублей 91 копейки, 387 рублей 41 копейки и 1 653 рублей 41 копейки. 06.09.2019 года ФИО1 обратился в МИФНС России № 20 по МО с заявлением о возврате переплаченного транспортного налога в размере 45 000 рублей.

Решениями МИФНС России № 20 по МО от 06.09.2019 года ФИО1 было отказано в возврате переплаченных им денежных средств на том основании, что им пропущен срок для подачи таких заявлений.

Также из пояснений ответчика и представленных им документов следует, что ФИО1 за 2014 год был начислен транспортный налог в размере 45 000 рублей. Фактически он оплачен 13.08.2015 по налоговому уведомлению от 08.05.2015г. Вместе с тем, налогоплательщиком помимо указанной оплаты налога, произведен повторный платеж в размере 45 000 рублей, что подтверждается платежным документом от 24.07.2015 года. В данном случае, переплата по транспортному налогу образовалась 24.07.2015 года. С учетом положений пункта 7 статьи 78 НК РФ, срок подачи заявления на возврат излишне уплаченного 24.07.2015 налога истек 24.07.2018. Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области 16.03.2016 года в Личном кабинете истца размещено сообщение о наличии у него переплаты по транспортному налогу в размере 45 000 рублей. Согласно истории учетных действий в ЛК ФЗ, ФИО1 в период с 28.04.2016 по 08.08.2018 неоднократно осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждается скриншотом страницы ЛК ФЗ, и, соответственно, знал о наличии переплаты по налогу.

Также административным истцом 21.09.2011 произведена переплата пени в размере 1 000 рублей. Поскольку на момент осуществления указанного платежа, обязанность по уплате пени по транспортному налогу составляла 461,34 рублей, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 538,66 рублей (1000-461,34). Вместе с тем, налоговым органом произведен перерасчет пени и по состоянию на 01.10.2011 переплата составила 387,41 рублей, которая числится по настоящее время. Учитывая, что указанная сумма переплаты образовалась за периоды, истекшие до 01.01.2012, срок подачи заявления о возврате излишне уплаченных пени истек (21.09.2011г. + 3 года) 21.09.2014г..

Также налогоплательщиком 04.02.2016 произведена уплата налога в размере 100 рублей. Поскольку на момент осуществления указанного платежа, обязанность по уплате налога на имущество составляла 24,79 рубля, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 75,21 рублей (100-24,79), числящаяся по настоящее время. Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченного 04.02.2016 налога истекает - 04.02.2019. Согласно истории учетных действий ЛК ФЗ, ФИО1 в период с 28.04.2016 года по 03.02.2019 неоднократно осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета Заявителя, и, соответственно, располагал информацией о наличии переплаты.

Также налогоплательщиком 04.06.2010 произведена уплата пени в размере 913,42 рублей. Согласно сведениям, содержащимся в КРСБ налогоплательщика, по состоянию на 01.01.2011 года у налогоплательщика имелась переплата по пени в сумме 868,19 рублей. В связи с произведенным Инспекцией перерасчетом налоговых обязательств ФИО1 по транспортному налогу и соответствующих пени, по состоянию на 01.01.2012 переплата по пени составила 1 406,27 рублей. По состоянию на 10.12.2018 года переплата по пени составила 1 016 рублей 91 копейку. При этом размер пени уменьшился в связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога. В последующем, в результате несвоевременной уплаты истцом транспортного налога за 2016 и 2018 года, размер пени уменьшился до 459 рублей 41 копейки (1016,91 – 557,50). Из указанного, с учетом того, что административный истец неоднократно посещал личный кабинет, следует что о наличии у него изначальной переплаты истец должен был знать с момента открытия ему личного кабинета (21.06. 2013 + 3 года). Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченной 04.06.2010 года пени истекает - 21.06.2016 года.

Также налогоплательщиком 03.12.2014 года произведена переплата пени по налогу на имущество в размере 463 рублей 92 копеек, образовавшаяся в связи с погашением налогоплательщиком задолженности по пени в размере 500 рублей на указанную дату. В связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество за 2018 год, часть излишне уплаченных им пени была засчитана в счет погашения задолженности по пени по указанному налогу на имущество, в связи с чем по состоянию на 23.03.2020 за ФИО1 числится переплата пени по налогу на имущество в размере 394,29 рублей. Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченной 03.12.2014 года пени истекает – 03.12.2017 года.

Также налогоплательщиком 22.01.2015 года и 24.02.2015 года произведена уплата пени по транспортному налогу в размере 2000 рублей. Поскольку на момент осуществления указанных платежей, обязанность по уплате пени по транспортному налогу составила 346 рублей 59 копеек, у налогоплательщика по состоянию на 24.02.2015 года переплата по уплате пени составила 1 653 рубля 41 копейку (2000 – 346,590). Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченной 22.02.2015 года пени истекает – 22.02.2018 года.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд находит подлежащим отказать в удовлетворении иска ФИО1 о признании решений МИФНС незаконными и обязании произвести выплату излишне уплаченного налога и пени, поскольку истцом пропущен срок для подачи заявлений о таких выплатах. Истец должен был знать о наличии у него переплат, поскольку регулярно посещал личный кабинет, в котором были отображены все сведения и даже если истец не понимал за что и в связи с чем образовалась переплата, он все равно эту переплату видел и мог в течении 3-х лет выяснить её природу и обратиться с заявлением о её возврате.

Оснований для обязания ответчика произвести сверку расчетов по всем видам налогов и пени за 2012-2018 года, суд также не усматривает, поскольку ответчиком был подготовлен данный акт сверки, который не выявил расхождений в данных налогового органа и данных налогоплательщика.

Поскольку суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, суд также не усматривает оснований и для взыскания с ответчик в пользу истца понесенные им судебных расходы по уплате госпошлины, поскольку согласно ст. 111 КАС РФ, судебные расходы присуждаются той стороне, в пользу которой состоялось решение.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к МИФНС России № 20 по МО о признании решений незаконными, подлежащими отмене, обязании вернуть переплаченные денежные средства в счет уплаты налога и пени, произвести сверку расчетов по всем видам налогов и пени, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

Судья: М.В. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2020 года