РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь | 10 сентября 2018 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,
при секретаре Востровой И.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Чукотского автономного округа Драгунова А.Г.;
представителя административного ответчика Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа ФИО1, действующей на основании доверенности от 27.12.2017 № 16-02-12/8515Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-157/2018 по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об обязании совершить определенные действия,
установил:
22.03.2018 в Анадырский городской суд поступило исковое заявление прокурора Чукотского автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об обязании совершить определенные действия.
Определением судебного заседания от 22.05.2018 постановлено перейти к рассмотрению данного искового заявления в порядке административного судопроизводства.
В обоснование заявленных требований в прокурором указано, что проведенной прокуратурой округа проверкой исполнения законодательства в лесной сфере в деятельности Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа выявлены нарушения требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы проведения лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Чукотского лесничества.
Ссылаясь на положения статей 19, 67, 69.1, 83 Лесного кодекса РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 № 72, Положения о Департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80, прокурор просит возложить обязанность на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Чукотского лесничества.
В возражениях представитель административного ответчика не согласился с требованиями прокурора ЧАО, указав, что его позиция построена только на предположениях и на сведениях о лесоустройстве, предоставленных самим ответчиком, и не учитывает иные объективные и не зависящие от действий ответчика обстоятельства, в том числе и из которых состоит многогранное понятие - Лесоустройство.
Также указывает, что согласно п. 6 ч. 1 и 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу положений ч. 4 и 6 ст. 83 ЛК РФ субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
На основании положений подп. 18 п. 3.1 раздела 3 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80 Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя, в том числе субвенции из федерального бюджета, предоставляемых окружному бюджету для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В целях повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов России, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей граждан, организаций в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы» (далее - Федеральная программа).
Ответственным исполнителем и соисполнителем Федеральной программы являются Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно паспорту Федеральная программа содержит две подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» и «Стратегическое управление хозяйством», которые также включают в себя основные мероприятия.
На ресурсное обеспечение в денежном выражении по основному мероприятию «Обеспечение исполнения переданных субъектам РФ полномочий РФ в области лесных отношений» подпрограммы «Обеспечение использования, охраны защиты и воспроизводства лесов» для Чукотского автономного округа на 2018 год и плановые 2019 - 2020 годы выделено и запланировано выделить из федерального бюджета 117 009,4 тыс. рублей, 119 681,4 тыс. рублей и 143 845,41 тыс. рублей соответственно, а из бюджета Чукотского автономного округа 2 117,8 тыс. рублей на 2018 год и по 2 722,8 тыс. рублей на 2019 - 2020 годы.
При этом обращает внимание на то, что денежные средства, выделяемые из бюджета Чукотского автономного округа, являются планируемыми и по факту могут быть вовсе не предоставлены. Тогда как федеральные средства выделяются в полном объеме.
Основное мероприятие «Обеспечение исполнения переданных субъектам РФ полномочий РФ в области лесных отношений» разделено на пять мероприятий в том числе и на мероприятие - «Лесоустройство, отвод и таксация лесосек на территории Дальнего Востока» с лимитом финансирования для Чукотского автономного округа в 2018 году в размере 1 671,4 тыс. рублей.
Финансирование на 2019 - 2020 годы по некоторым мероприятиям
увеличивается, но не значительно.
В соответствии с содержанием раздела 1 Федеральной программы в целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 ЛК РФ, требуются принятие и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, охватывающих и учитывающих в полной мере все ключевые направления деятельности в области лесных отношений с учетом региональной специфики.
Государственные программы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений должны корреспондировать с Программой и увязываться с общегосударственной системой целей, задач, показателей (индикаторов), рисков, а также с уровнем финансирования Программы в установленной сфере.
Во исполнение требования Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 № 409 утверждена Государственная программа «Развитие лесного хозяйства Чукотского автономного округа на 2014 - 2020 годы» (далее - Региональная программа).
Региональная программа по существу представлена теми же мероприятиями что и Федеральная программа, но в детализированном виде, поскольку это необходимо для достижения прогнозных показателей, а также выполнения поставленных Федеральной программой целей и задач. Дополнительных финансовых средств за счет иных источников финансирования в том, числе на проведение лесоустройства Региональная программа не предусматривает.
Департаментом ежегодно в целях выполнения мероприятий лесоустройства определенных в Региональной программе по таксации лесов (отвод и таксация лесосек), по охране (устройство минерализованных полос) и защите лесов (лесопатологическое обследование) заключаются государственные контракты.
Таким образом, полагает, что доводы прокурора ЧАО в части не выполнения Департаментом мероприятий по таксации, охране и защите лесов опровергаются исполненными, так и вновь заключаемыми контрактами.
Указывает, что Департамент, исполняя переданные полномочия ограничен рамками Федеральной и Региональной программами и не может выполнить лесоустройство (таксация, охрана и защита лесов) на всей территории лесного фонда округа, поскольку на это не выделяются субвенции, и проводит их только на небольших в целях соблюдения прав граждан и организаций на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Департаментом в целях проведения лесоустройства на территории лесного фонда Чукотского автономного округа в адрес Федерального агентства лесного хозяйства было направлено письмо с прошением выделить финансирование. Из полученного ответа следует, что все объемные и финансовые показатели были согласованы и установлены в рамках Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ. Иными словами, финансирования не будет.
В целях определения стоимости работ по проведению лесоустройства на территории лесного фонда Чукотского автономного округа Департаментом было направлено письмо в адрес ФГБУ «Рослесинфорг», из ответа которого следует, что стоимость лесоустроительных работ лесного фонда Чукотского автономного округа составляет 1 989 141 395 рублей.
Учитывая вышеизложенное, полагает, что исковые требования прокурора ЧАО по проведению лесоустройства на всей территории лесного фона Чукотского автономного округа не могут быть удовлетворены.
Также в возражениях представитель административного ответчика ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа надлежащим - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поскольку оно является ответственным исполнителем Федеральной программы и отвечает за выделение и распределение федеральных средств (субвенций) на проведение лесоустройства на всей территории лесного фонда конкретного субъекта.
Протокольным определением Анадырского городского суда от 08.06.2018 в удовлетворении данного ходатайства отказано.
В отзыве, привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) указало, что
Российская Федерация согласно ст. 83 ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по проведению на землях лесного фонда лесоустройства.
Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80, Департамент является центральным исполнительной органом государственной власти Чукотского автономного округа, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, наделенное, в том числе, полномочиями, указанными в пп. 4 п. 1 ст. 83 ЛК РФ, а также полномочиями по организации проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, в пределах полномочий края.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011, предусмотрено, что таксация лесов обеспечивается органами государственной власти в пределах их полномочий.
В силу ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление указанных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Указанные средства предоставляются органу государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии со ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, указанных в п. 7 и 7.1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ) проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (то есть год, следующий за текущим финансовым годом) и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете ежегодно утверждается объем финансирования переданных полномочий в области лесных отношений на текущий финансовый год и плановый период.
Пунктом 4 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектом Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 определена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной (далее — Методика распределения субвенций, утвержденная постановлением № 838) согласно которой Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель средств федерального бюджета лишь доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках выделенного объема финансирования.
Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.
Следовательно, расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает, определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
Таким образом, Рослесхоз является «передаточным звеном», то есть сколько из федерального бюджета выделено денежных средств на указанные цели - ровно столько денежных средств Рослесхоз передает субъектам Российской Федерации на осуществление отдельных переданных полномочий в пределах, утвержденных в соответствии Методикой распределения субвенций, утвержденная постановлением № 838.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления использования средств субвенций.
Согласно п. 3 Правил расходования и учета средств, утвержденных постановлением № 837, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Федеральным агентством лесного хозяйства.
Учитывая, что расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации предполагает определение общего объема финансирования затрат на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, объем финансирования конкретного мероприятия определяется Чукотским автономным округом самостоятельно в рамках расходования средств на переданные полномочия в области тесных отношений.
Таким образом, Чукотский автономный округ самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий.
В судебном заседании старший помощник прокурора ЧАО Драгунов А.Г. настаивал на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа ФИО1 возражала против удовлетворения требований прокурора ЧАО, при этом пояснила, что от проведения указанных в исковом заявлении прокурора ЧАО работ административный ответчик не отказывается, согласен с тем, что их необходимо проводить, поскольку данные работы не проводились в Чукотском автономном округе более 30 лет, но выполнить их не представляется возможным в виде отсутствия финансирования. Просила суд увеличить срок выполнения работ, указанных в исковом заявлении прокурора ЧАО до 6 лет, при этом пояснила, что не может утверждать о том, что требования прокурора ЧАО будут выполнены и в течение 6 лет, все зависит от финансирования.
Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со ст. 50.7 ЛК РФ (ст. 51 ЛК РФ в редакции до 01.03.2017) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В ст. 69.1 ЛК РФ указано, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Статьей 87 ЛК РФ предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Приказ Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» устанавливает состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений (далее – Состав лесохозяйственных регламентов).
Из пунктов 2 и 3 Состава лесохозяйственных регламентов следует, что лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
Порядок проведения лесоустройства с 04.05.2018 определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее – Лесоустроительная инструкция № 122).
До 04.05.2018 определялся Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Согласно п. 29. Лесоустроительной инструкции № 122 таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с п. 30 Лесоустроительной инструкции № 122 таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В п. 31 Лесоустроительной инструкции № 122 определено, что периодичность проведения таксации лесов составляет:
а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;
б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;
в) для резервных лесов - 20 лет.
Таким образом, периодичность проведения таксации лесов составляет от 10 до 20 лет.
Согласно п. 32 Лесоустроительной инструкции № 122 таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.
В соответствии с п. 116. Лесоустроительной инструкции № 122 проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Судом установлено, что Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее -Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных и водных отношений, охраны и использования животного мира, градостроительной деятельности, экологической экспертизы, проводящим единую государственную политику в сферах промышленной и сельскохозяйственной политики, государственного регулирования торговой деятельности ( п. 1 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80 (ред. от 28.06.2018) «Об утверждении структуры, предельной штатной численности и Положения о Департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа») (л.д. 182-183).
Согласно п. 1.2. Положения о Департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа Департамент образован в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 27.12.2004 № 72-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа», Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 30.11.2015 № 569 «О реорганизации органов исполнительной власти Чукотского автономного округа» в результате реорганизации путем слияния Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа и Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа и является правопреемником прав и обязательств указанных департаментов в соответствии с передаточным актом (л.д. 184-214).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране и защите лесов на территории Чукотского автономного округа.
На территории Чукотского автономного округа создано одно лесничество – Чукотское (л.д. 16-17).
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Чукотского лесничества, утвержденного приказом Департамента от 24.12.2014 № 365-од (далее - Лесохозяйственный регламент округа), общая площадь Чукотского лесничества составляет 27 734 345 га., в структуру которого входят: Анюйское участковое лесничество - площадью 1 978 775 га., Билибинское участковое лесничество - площадью 8 693 529 га., Марковское участковое лесничество - площадью 11 486 776 га., Омолонское участковое лесничество площадью - 5 575 265 га. (л.д. 31, 42, 43).
На основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.06.2016 № 74/3-43-2016, Решения о проведении проверки от 29.11.2017 № 146 прокурора Чукотского автономного округа прокуратурой округа проведена проверка исполнения законодательства в лесной сфере в деятельности Департамента, по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы проведения лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Чукотского лесничества (л.д. 18, 19-26).
Проведенной проверкой установлено, что на территории Чукотского лесничества лесоустройство производилось более 30 лет назад, в период 1986-1987 годов. Данное обстоятельство подтверждается информацией Департамента от 16.01.2017 (л.д. 16-17).
При разработке Лесохозяйственного регламента округа использовались устаревшие материалы лесоустройства 1986-1987 годов (л.д. 39).
Факт того, что давность таксации лесов устарела, ответчиком не отрицается.
В возражениях представитель ответчика указывал на то, что Департаментом ежегодно в целях выполнения мероприятий лесоустройства определенных в Региональной программе по таксации лесов (отвод и таксация лесосек), по охране (устройство минерализованных полос) и защите лесов (лесопатологическое обследование) заключаются государственные контракты, а именно:
- государственный контракт № 103 от 17.04.2017, предметом которого является противопожарное обустройство лесов на территории Омолонского участкового лесничества - 10 км, в том числе устройство пожарных минерализованных полос (л.д 55-61, 62-63);
- государственный контракт № 0188200000417000106-0784890-03 от 01.06.2017, предметом которого является выполнение лесохозяйственных работ по защите лесов (лесопатологическое обследование) на территории Анюйского участкового лесничества – 548 га., Билибинского участкового лесничества – 1127 га., Омолонского участкового лесничества – 963 га., Марковского участкового лесничества – 1623 га. (л.д. 77-84, 85-88);
- государственный контракт № 0188200000417000107-0784890-03 от 01.06.2017, предметом которого является выполнение лесохозяйственных работ по отводу и таксации лесосек на территории Анюйского участкового лесничества – 50 га., Билибинского участкового лесничества – 100 га., Омолонского участкового лесничества – 177 га., Марковского участкового лесничества – 185 га. (л.д. 116-123, 124-126).
Учитывая предмет, указанных государственных контрактов, суд считает, что довод представителя административного ответчика ФИО2, приведенный в возражениях, является необоснованным, так как таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 ЛК РФ).
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 пояснила, что указанные выше государственные контракты заключались с целью предоставления гражданам возможности осуществлять заготовку древесины для личных нужд, для этого необходимо было провести отвод лесосек, при этом производится таксация именно этих участков и только для этих целей.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности исполнения требований прокурора в виду отсутствия финансирования суд признает неубедительными.
Отсутствие достаточного финансирования административного ответчика на производство лесоустройства в виде таксации, не является основанием для освобождения его от выполнения вышеуказанных требований лесного законодательства.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании просила суд увеличить срок для выполнения административных исковых требований прокурора ЧАО до 6 лет.
Поскольку в обоснование указанного срока представителем административного ответчика не приведено каких-либо убедительных доказательств того, что в течение 6 лет лесоустройство в виде таксации Департаментом будет выполнено, напротив представитель указала, что требования прокурора ЧАО возможно будут выполнены при наличии финансирования, суд считает ходатайство представителя административного ответчика необоснованным.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора ЧАО и возложении на административного ответчика обязанности по производству лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов на территории Чукотского автономного округа в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с. п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд,
решил:
административное исковое заявление прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа – удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 36 (тридцати шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Чукотского лесничества.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) А.Н. Жуков
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2018 года.
Копия верна:
Судья А.Н. Жуков