Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Сосновской О.В.,
при секретаре Егоровой Т.А.,
с участием представителя административного истца Майорова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г.Пензе административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области обратилось в Первомайский районный суд г.Пензы с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что в связи с ростом распространения и потребления, в том числе, среди детей и молодежи, никотиносодержащей продукции – аналога запрещенного в РФ снюса, где табак заменен на никотин Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области проведен мониторинг интернет-ресурсов. Так, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по следующему электронному адресу: https://penza.snyus-kupit.ru/ snus размещена информация о продаже бестабачной жевательной смеси, содержащей в своем составе никотин. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь, по всей территории РФ. Информация на сайте распространяется бесплатно, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. По своим идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание с поступлением в организм через органы пищеварения), форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка, жевательная смесь и т.п.) никотиносодержащая продукция, реализуемая посредством указанного выше сайта, относится к пищевой продукции, выпуск ее в обращение без процедуры оценки (подтверждения) соответствия не допускается. Отсутствие на маркировке пищевой продукции единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, свидетельствует о том, что эта никотиносодержащая продукция не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции», и не прошла оценку (подтверждение) соответствия и, в связи с этим, не может находиться в обороте на территории РФ. Целями принятия Технического регламента Таможенного Союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции» являются, в том числе, защита жизни и (или) здоровья человека. Никотин-алкалоид, содержащийся в листьях табака, может быть получен также путем синтеза. Бесцветная жидкость, коричневеющая на воздухе, имеет характерный резкий запах, токсичен, образует кристаллические соли, применяется в качестве фунгицида и инсектицида для защиты растений. Физиология и биомеханизм воздействия на организм никотина связаны с его взаимодействием с Н-холинорецепторами содержащих холинергических нервных синапсов и, как следствие, возбуждением некоторых отделов парасимпатической нервной системы (эффекты зависят от дозы: в малых дозах стимулирует рецепторы синапса, связываясь с ними, к примеру, у курильщиков повышение частоты и силы сердечных сокращений (сердцебиений), усиление слюноотделения и перистальтики кишечника и т.д.; в больших дозах – конкурентно блокирует рецепторы к воздействию ацетилхолина). Смертельная разовая доза при остром отравлении для человека – 0,5-1,0 г. Таким образом, никотин в любых дозах оказывает негативное влияние на здоровье человека. Особенно это влияние выражено у несовершеннолетних. В 2019 году в РФ зарегистрировано несколько случаев отравления несовершеннолетних никотиносодержащей продукцией, подобной, которая представлена на указанном выше сайте. Считает, что в целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к указанному сайту следует ограничить. Просило признать информацию о продаже никотиносодержащей продукции, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://penza.snyus-kupit.ru/ snus в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено; внести указанный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Пензенской области – Майоров А.Г., действующий на основании доверенности (л.д.12,13), поддержал требования по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области в судебное заседание не явился, заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.22-23).
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Одной из сфер судебного контроля согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является признание информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Под информацией в смысле данного Закона понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 части 2 Закона о защите информации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по следующему электронному адресу: https://penza.snyus-kupit.ru/ snus размещена информация о продаже бестабачной жевательной смеси, содержащей в своем составе никотин. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь, по всей территории РФ. Информация на сайте распространяется бесплатно, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
По своим идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание с поступлением в организм через органы пищеварения), форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка, жевательная смесь и т.п.) никотиносодержащая продукция, реализуемая посредством сайта https://penza.snyus-kupit.ru/ snus, относится к пищевой продукции, выпуск ее в обращение без процедуры оценки (подтверждения) соответствия не допускается. Отсутствие на маркировке пищевой продукции единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, свидетельствует о том, что эта никотиносодержащая продукция не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции», и не прошла оценку (подтверждение) соответствия и, в связи с этим, не может находиться в обороте на территории РФ.
В силу абз.2 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье;
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Установлено, что по своим идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание с поступлением в организм через органы пищеварения), форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка, жевательная смесь и т.п.) никотиносодержащая продукция, реализуемая посредством сайта https://penza.snyus-kupit.ru/ snus, относится к пищевой продукции, выпуск ее в обращение без процедуры оценки (подтверждения) соответствия не допускается.
Таким образом, отсутствие на маркировке пищевой продукции единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, свидетельствует о том, что эта никотиносодержащая продукция не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции», и не прошла оценку (подтверждение) соответствия и, в связи с этим, не может находиться в обороте на территории РФ.
Поскольку никотиносодержащая продукция, реализуемая посредством сайта https://penza.snyus-kupit.ru/ snus, равно как и никотин в любых дозах оказывают негативное влияние на здоровье человека, особенно это влияние выражено у несовершеннолетних, то в целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, доступ к указанному сайту следует ограничить.
Согласно ч. 1 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Исходя из изложенного, заявление Управления Роспотребнадзора по Пензенской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию о продаже никотиносодержащей продукции, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://penza.snyus-kupit.ru/ snus, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для внесения вышеуказанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 13 февраля 2020 года.
Судья: ...
...
...