Решение
именем Российской Федерации
20 февраля 2020 г. город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Бабиной А.В.
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-157/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Тулы, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы о признании незаконным Постановления №3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Тула» в части установления границ красных линий по ул. Луначарского в отношении земельного участка,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ к администрации г. Тула, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Тула о признании незаконным Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Тула» в части установления границ красных линий по <адрес> в отношении земельного участка, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что постановлением № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» утвержден проект линий градостроительного регулирования в <...>. Указанное постановление является нормативно правовым актом органа местного самоуправления, нарушает права административного истца и оспаривается в части по следующим основаниям. Она является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, договора купли-продажи доли земельного участка и расположенной на нем части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Адрес объекта установлен постановлением администрации города Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ - <адрес>. Земельный участок имеет определенные границы, сведения о которых внесены в ГКН, что подтверждается сведениями ГКН и решением Зареченского районного суда города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением по вопросу перераспределения земельного участка земельного участка с кадастровым №, и в результате рассмотрения было установлено, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, находился а границами красных линий, а именно, красная линия пересекает жилой дом, находящийся на указанном земельном участке. При этом, жилой дом расположен на земельном участке с 1917 года и его место положение не вменялось. Правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт. Для разработки и утверждения проекта линий градостроительного регулирования в соответствии с положениями п.4 ст.3 ГрК РФ, положениями Инструкции № (п.4.3 и 4.4) администрацией г.Тулы был утвержден порядок установления красных линий на территории г.Тулы (постановление администрации г.Тулы от 29.08.2013 №2829 «Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле», на основании которого издано постановление №3824 от 15.11.2013 «О подготовке проекта сводного плана красных линий на территорию муниципального образования город Тула». 17.06.2014 на сайте Тульской городской Думы в сети Интернет: http: cityduma.tula.ru опубликовано постановление главы муниципального образования город Тула «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Сводного плана красных линий на территорию муниципального образования город Тула в части населенного пункта Тула», в соответствии с которым проведение публичных слушаний назначено на ДД.ММ.ГГГГ в №, по итогам которых проект Сводного плана был одобрен, комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний администрации город Тулы было рекомендовано утвердить рассмотренный проект красных линий (п.2.1 итогов публичных слушаний), итоги которых опубликованы в общественно-политической газете «Тула» № от ДД.ММ.ГГГГ, размещены на сайте http: сityduma.tula.ru. На основании итогов (рекомендаций) публичных слушаний, учитывая полученные согласования от необходимых структур и органов (согласований территориальных управлений по Советскому, Привокзальному, Пролетарскому, Зареченскому и Центральному районам г.Тулы, Министерства культуры и туризма Тульской области, УГИБДД УМВД России по Тульской области, с "четом заключения прокуратуры г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проект соответствует актам более высокой юридической силы, относится к полномочиям местной администрации), было принято оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в г.Туле», опубликованное в газете «Тула» № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением Администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования г.Туле» основанием для установления, изменения, отмены линий градостроительного регулирования является проект линий градостроительного регулирования, градостроительная документация (проект планировки и проект межевания территории), утвержденные в установленном порядке. Таким образом, оспариваемое постановление в части прохождения красных линий по <адрес> в районе <адрес> нарушает права собственника земельного участка, поскольку красная линия проходит через земельный участок и жилой дом, чем относит часть земельного участка истца с расположенной на нем частью жилого дома к территории общего пользования, что не соответствует действующему законодательству, нарушает право собственности истца. В порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ решения об изъятии части земельного участка административного истца и жилого дома, поскольку красные линии проходят через жилой дом, не принималось. При этом, границы земельного участка истца определены в установленном порядке, подтверждаются договором купли-продажи земельного участка per. № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Зареченского районного суда города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, координатами земельного участка, внесенными в ГКН и координаты границ красной линии оспариваемого постановления не соответствуют фактическому расположению земель общего пользования. Однако, Администрация города Тулы в лице управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, на обращение по вопросу переноса красных линий, письмом №-К/1 от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что изменение границ земель общего пользования не планирует. В целях исполнимости заявленного административного иска ею подготовлена схема переноса красной линии земельного участка с К№, расположенного по адресу: <адрес>, в которой отражены координаты переноса красной линии, устраняющие нарушение ее прав. Просит суд признать незаконным и недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части установления границ красных линий по <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> согласно схемы переноса красной линии земельного участка с К№ № по адресу: <адрес> подготовленной кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» ФИО 1
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных ответчиков по доверенностям ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, указав на то, что красные линии, установленные постановлением администрацией г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 отражают уже существующий план красных линий, который был установлен в 1974 году проектом детальной планировки Литейно-Промышленного Заречья. Данный проект был утвержден в установленном законом порядке Тулгорисполкомом. Применялся и по отношению к генплану прежнему от ДД.ММ.ГГГГ года, не отменялся при принятии нового генплана муниципальным образованием г.Тулы в ДД.ММ.ГГГГ году и действует в настоящее время. В соответствии с ним планировалось как бы расширение ул. Луначарского, для чего красная линия и была установлена таким образом, как она проходит сейчас, то есть по земельным участкам и жилым домам, в том числе и истицы ФИО1. Этот документ никто не обжаловал.
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившегося административного истца ФИО1
Выслушав представителя административных ответчиков по доверенностям ФИО2, изучив заключение прокурора Зареченского района г. Тула, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Постановление Администрации города Тула № 3204 от 13.10.2014 соответствует вышеуказанным критериям, т.е. является нормативно-правовым актом, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
Статьей 21 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 09.02.1997 (ред. от 29.01.2020, установлено, что по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Тульской области в случаях, установленных федеральными законами и законами Тульской области, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Выше указанные обстоятельства говорят о том, что оспариваемый нормативный акт принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Аналогичная норма содержится в пунктах 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых, ограничено федеральным законом.
В соответствии с п. 65 Устава муниципального образования город Тула, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Тула, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальное опубликование муниципального нормативного правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, осуществляется путем первого размещения его полного текста в печатном средстве массовой информации "Городская газета "Тула" или в официальном печатном издании муниципального образования - бюллетене "Официальный вестник муниципального образования город Тула".
Официальным обнародованием муниципального нормативного правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первое размещение его полного текста на информационных стендах на территории муниципального образования, размещенных в местах, установленных решением Тульской городской Думы, на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально для всеобщего сведения. Исключение составляют акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Обязанность опубликования документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов возложена на Главу местной администрации так же частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ (в ред. действующей на момент опубликования оспариваемого нормативного акта).
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие красных линий, которыми считаются линии, обозначающие границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
Из содержания вышеназванных норм права следует, что оспариваемое постановление подлежит опубликованию в полном объеме, так как затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в силу того, что оно касается утверждения красных линий, влияющих на специфику и пределы использования существующих земельных участков.
Судом установлено, что в сети Интернет: http: cityduma.tula.ru опубликовано постановление главы муниципального образования город Тула «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Сводного плана красных линий на территорию муниципального образования город Тула в части населенного пункта Тула», в соответствии с которым проведение публичных слушаний назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 15:00, по итогам которых проект Сводного плана был одобрен, комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний администрации город Тулы было рекомендовано утвердить рассмотренный проект красных линий (п.2.1 итогов публичных слушаний), итоги которых опубликованы в общественно-политической газете «Тула» № от ДД.ММ.ГГГГ, размещены на сайте http: сityduma.tula.ru. На основании итогов (рекомендаций) публичных слушаний, было принято оспариваемое постановление № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в г.Туле», опубликованное в газете «Тула» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, порядок опубликования нормативного правового акта был соблюден, доступ ознакомления населения с содержанием нормативно правового акта был обеспечен.
Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в пользовании физических и юридических лиц.
Из материалов дела, а именно плана (графическое приложение к сведениям ИСОГД – Раздел № «Дежурный план красных линий»), следует, что утвержденные оспариваемым в части Постановлением красные линии нанесены по земельному участку, принадлежащему административной истице на праве собственности (договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№, договор купли- продажи земельного участка и расположенной на нем части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ). Установление красной линии по территории земельного участка, где расположен ее дом, привело к невозможности его использования, а также использования земельного участка, в той части, которая свободна от хозяйственных построек. То есть данные действия лишили ФИО1 возможности реализовать по своему усмотрению эффективное и удобное использование, принадлежащей ей на праве собственности, земли.
Кроме того, установление красной линии влечет за собой изменение разрешенного использования части земельного участка ориентировочной площадью 508 +\- 8 кв. м.
Согласно положений части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Администрацией города Тула не представлено доказательств, подтверждающих нахождение на названном земельном участке объектов общего пользования, либо доказательств того, что данный участок используется как территория общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Напротив, ответчики не оспаривают, что территория земельного участка огорожена забором, используется собственником в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка, площадью 508 +/- 8 кв.м. для индивидуального жилого дома. Администрацией города Тула в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости установления красных линий по сформированному земельному участку.
Установление красных линий по сформированному и находящемуся в собственности гражданина земельному участку нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено. Это является нарушением права собственности, поскольку из самого понятия красных линий следует, что они определяют границы территорий общего пользования, т.е. изменяют статус земельного участка (его разрешенное использование). Такие действия возможны только лишь в порядке, установленном законом, в том числе путем изъятия земельного участка (статья 279 ГК РФ, статья 49 Земельного кодекса).
Доводы администрации о том, что в будущем, в том числе, за счет части земельного участка истицы планировалось расширение улицы, суд считает не обоснованными. Доказательств данного факта суду предоставлено не было. Участок не зарезервирован, не изъят, не имеет обременений.
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях
Законодателем предусмотрена определенная процедура перехода прав на земельные участки, а также их обременения. Издание оспариваемого Постановления подобной процедуре не соответствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление противоречит федеральному законодательству и признает его недействующим в части установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> согласно схемы переноса красной линии земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> подготовленной кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» ФИО 1
Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Тула в части установления красной линии на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы переноса красной линии земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> подготовленной кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» ФИО 1
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 февраля 2020 года.
Председательствующий (подпись) А.В. Бабина