ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-157/2022 от 21.06.2022 Пыталовского районного суда (Псковская область)

60RS0023-01-2022-000127-05 Дело № 2а-157/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Красногородск 21 июня 2022 года

Пыталовский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Григорьева М.А.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Красногородского района Псковской области Никульниковой А.Г.,

представителя административного ответчика Администрации Красногородского района ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красногородского района Псковской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красногородского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногородского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногородского района о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.

Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка устранения нарушений законодательства в деятельности органов местного самоуправления Красногородского района по исполнению полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороне. Проведенной в 2022 году проверкой установлено, что постановлением администрации Красногородского района от 13.06.2017 № 219 утверждено положение о порядке создания и использования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Красногородского района, а также номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В нарушение ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в администрации Красногородского района резерв материальных ресурсов фактически создан не был.

По результатам проверки в адрес главы Красногородского района внесено представление от 01.03.2021 с требованием об устранении выявленных нарушений. На представление получен ответ от 25.03.2021 № 607 о принятии к сведению выявленных нарушений и рекомендации обращения в Собрание депутатов Красногородского района.

В ходе проведения настоящей проверки установлено, что запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района не сформирован.

Требования прокурора района, изложенные в представлении прокуратуры Красногородского района от 01.03.2021 администрацией района до настоящего времени не исполнены.

Отсутствие резервов материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории поселения не позволит выполнить аварийно - спасательные и другие неотложные работы по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Кроме того, данные нарушения создает предпосылки для нарушения законных прав и интересов граждан, которые в будущем могут попасть в зоны возникновения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании заместитель прокурора Красногородского района Никульникова А.Г. требования изложенные в административном исковом заявлении поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Красногородского района ФИО3 требования прокурора признала частично, просила суд в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным отказать, пояснила, что бюджет района является дотационным, в связи с чем создание резерва материальных ресурсов маловероятно, обращения в Собрание депутатов района не привели к желаемому результату.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Суд признает убедительными доводы заместителя прокурора, изложенные в административном исковом заявлении, как основание для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку законом (ч. 1 ст. 39 КАС РФ) прокурору предоставлено право обращения в суд с административным иском в защиту прав и интересов граждан, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, не имеющими по уважительным причинам возможности самостоятельного обращения в суд с административным иском.

Указанные в административном иске основания суд находит уважительными, достаточными и убедительными для обращения прокурора в суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Оценивая правовую обоснованность заявленных прокурором требований суд исходит из следующего.

Согласно статьи 1 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).

Согласно положениям пунктов 2, 3 и 4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом, их создавшим.

В соответствии с. пунктом 3, 4 раздела 1 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 № (далее Методические рекомендации), запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. Органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.

В судебном заседании установлено, что главой администрации Красногородского района изданы: постановление № 449 от 22.12.2021 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств в муниципальном образовании «Красногородский район» и постановление от 13.06.2017 № 219 «О резерве материальных ресурсов Администрации Красногородского района для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории района».

Согласно приложению № 2 к постановлению главы администрации Администрации Красногородского района № 449 от 22.12.2021 года, в резерв материальных ресурсов включается продовольствие, вещевое имущество, горюче-смазочные материалы, медицинское имущество и медикаменты, средства радиационной и химической безопасности.

Как усматривается из материалов дела 23.05.2022 прокуратурой Красногородского района проведена проверка соблюдения Администрацией Красногородского района законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проверкой установлено, что запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района не сформирован.

Вместе с тем администрацией неоднократно направлялись запросы в Собрание депутатов Красногородского района о внесении изменений в расходную часть бюджета, что следует из писем от 19.05.2020, 09.11.2020, 23.11.2021.

Таким образом, законные требования заместителя прокурора района, изложенные в представлении прокуратуры Красногородского района от 01.03.2021 администрацией района до настоящего времени не исполнены.

Относительно заявленных требований заместителя прокурора Красногородского района о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию мер по созданию запасов средств и формированию резерва материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, таковые подлежат отклонению, поскольку из материалов административного дела, усматривается, что администрацией Красногородского района до обращения прокурора в суд приняты первоначальные действия, направленные на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При таком положении, учитывая то обстоятельство, что обязанность по обеспечению создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также резерва материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района возложена законодателем на ответчика, а ее несоблюдение влечет нарушение прав и законных интересов населения на территории муниципального образования в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд находит требования об обязании администрации Красногородского района создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Красногородского района Псковской области к Администрации Красногородского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Красногородского района создать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также сформировать резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Администрации Красногородского района от 22.12.2021 № 449 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в муниципальном образовании «Красногородский район», постановлением Администрации Красногородского района от 13.06.2017 № 219 «О резерве материальных ресурсов Администрации Красногородского района для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории района» до 01.07.2023.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.А. Григорьев

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24 июня 2022 года.

Судья Пыталовского районного суда М.А. Григорьев