ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-157/2022УИД140013-01-2022-000174-89 от 05.07.2022 Кобяйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-157/2022 УИД 14RS0013-01-2022-000174-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Сангар 05 июля 2022 года

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Черноградской Е.Е., единолично, с участием

помощника прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Конощук Е.К.,

при секретаре Степановой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к наслежному Совету депутатов сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия по не приведению Устава в соответствии с федеральным законодательством, обязать ответчика привести Устав сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

И.о.прокурора Кобяйского района Эверстов Е.Е. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена><Номер обезличен> "О прокуратуре Российской Федерации" на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федерального законодательства органами местного самоуправления, законностью принимаемых органами местного самоуправления нормативных и ненормативных правовых актов. Согласно сведениям Министерства юстиции России по PC (Я) по состоянию на <Дата обезличена> устав сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) частично не соответствует требованиям Федерального закона от <Дата обезличена> №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Принятие устава МО находиться в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В течение длительного периода времени органом местного самоуправления при наличии полномочий по принятию устава и внесению в него изменений и дополнений, не приняты все меры по внесению изменений в Устав МО, что свидетельствует о бездействии представительного органа. <Дата обезличена> и <Дата обезличена> внесены представление об устранении нарушений закона, однако по настоящий момент изменения в Устав муниципального образования в органах юстиции регистрацию не прошли.

Просит признать незаконным бездействия наслежного Совета депутатов сельского поселения «Нижилинский наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по не приведению Устава в соответствии с федеральным законодательством, обязать ответчика привести Устав сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель административного ответчика председатель наслежного Совета депутатов Эверстов С.Н. ходатайством просит рассмотреть дело без его участия, в своем отзыве на административное исковое заявление пояснил, что решение о внесении изменений в Устав администрации сельского поселения принято <Дата обезличена> и направлено в Министерство юстиции РФ по РС(Я) для регистрации, куда поступили <Дата обезличена>. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель административного истца помощник прокурора Конощук Е.К. административное исковое заявление поддержал в полном объеме и суду пояснил, что в течение почти одного года ответчик бездействовал, не вносил изменения в Устав МО в соответствии с Федеральным законом №170-ФЗ ФЗ «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» несмотря на неоднократные направления прокуратурой района представления для устранения нарушений, по состоянию на <Дата обезличена> изменения в Устав МО не внесены.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив отзыв ответчика на административное заявление, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования наделен исключительными полномочиями в части принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, согласно п.5 ст.29 Устава муниципального образования «<Данные изъяты>» Кобяйского улуса РС(Я) глава наслега входит в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и является его председателем.

Прокуратурой Кобяйского района РС (Я) на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федерального законодательства органами местного самоуправления, законностью принимаемых органами местного самоуправления нормативных и ненормативных правовых актов.

По состоянию на <Дата обезличена> согласно сведениям Управления министерства юстиции России по Республике Саха (Якутия) Устав сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) частично не соответствует федеральному закону от <Дата обезличена> №170-ФЗ «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Ст.62 Федерального закона №170-ФЗ внесены в Федеральный закон от <Дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следующие изменения:

1) статью 7 дополнить частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. Порядок установления и оценки применения, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), определяется муниципальными нормативными правовыми актами с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований определенных Федеральным законом от <Дата обезличена> N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".";

2) в части 1 статьи 14:

а) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

"4.1) осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;";

б) в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";

в) в пункте 19 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг";

г) в пункте 27 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования";

3) в части 1 статьи 15:

а) в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";

б) в пункте 22 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования";

4) в части 1 статьи 16:

а) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

"4.1) осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;";

б) в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";

в) в пункте 25 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)";

г) в пункте 30 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования";

5) в пункте 10 части 1 статьи 16.2 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг";

6) абзац второй части 1.1 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения или к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.";

7) часть 2 статьи 17.1 изложить в следующей редакции:

"2. Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от <Дата обезличена> N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".";

8) пункт 17 части 2 статьи 45.1 признать утратившим силу;

9) в статье 46:

а) в абзаце первом части 3 слова "обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" заменить словами "обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности";

б) в абзаце первом части 4 слова "обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" заменить словами "обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности";

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.";

г) в части 6 слова "обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" заменить словами "обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности".

Принятие Устава муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

<Дата обезличена> заместителем прокурора Кобяйского района РС(Я) в адрес главы МО внесено представление о приведении Устава МО в соответствии с Федеральным законодательством от <Дата обезличена> №170-ФЗ.

На указанное представление ответчиком был представлен ответ, согласно которому в Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) <Дата обезличена> направлено решение о внесении изменений в Устав МО.

<Дата обезличена> заместителем прокурора Кобяйского района РС(Я) в адрес главы МО внесено представление о приведении Устава МО в соответствии с Федеральным законодательством от <Дата обезличена> №170-ФЗ.

На указанное представление ответчиком был представлен ответ, согласно которому в Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) <Дата обезличена> направлено решение о внесении изменений в Устав МО.

Согласно информации административного ответчика, наслежным Советом депутатов <Дата обезличена> принят муниципальный правовой акт «О внесении изменений в Устав сельского поселения «Нижилинский наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)», решением наслежного Совета депутатов <Дата обезличена> от <Дата обезличена> принят муниципальный правовой акт «О внесении изменений в Устав сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)».

<Дата обезличена> указанный муниципальный правовой акт направлен в Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) для регистрации.

По состоянию на <Дата обезличена> согласно сведениям, полученным с официального сайта Управления министерства юстиции России по Республике Саха (Якутия) Устав сельского поселения «Нижилинский наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) частично не соответствует федеральному закону от <Дата обезличена> №170-ФЗ «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно информации с Министерства юстиции РФ по РС(Я) по состоянию на <Дата обезличена> изменения внесенные в Устав СП в части п.17 ч.2 ст.39.1 не зарегистрированы.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком в течение длительного периода времени, несмотря на внесение представлений прокурором, не приняты меры по внесению изменений в Устав МО, на момент разрешения спора в суде, оспариваемые положения Устава сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)» не соответствуют федеральному законодательству, и препятствуют, таким образом, решению определенных вопросов местного значения муниципального образования и осуществлению местного самоуправления в объеме, предоставленном муниципальным образованиям, действующим федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления РФ, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащему удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к наслежному Совету депутатов сельского поселения «<Данные изъяты>» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать незаконным бездействия наслежного Совета депутатов сельского поселения «Нижилинский наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по не приведению Устава в соответствии с федеральным законодательством,

обязать наслежный Совет депутатов сельского поселения «Нижилинский наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) привести Устав сельского поселения «Нижилинский наслег» муниципального района «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца.

Судья: п/п Черноградская Е.Е.

Копия верна.

Судья: Е.Е. Черноградская