ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1580/2021 от 19.08.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-1580/2021

Поступило 17.08.2021 г.

УИД 54RS0013-01-2021-003555-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2021 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием прокурора Стулиной О.Ж., административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва ФИО2, представителя заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 05.08.2021 года № 7/11,

установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 05.08.2021 года № 7/11.

В обоснование исковых требований административный истец указала, что Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19 сентября 2021 года.

19.07.2021 г. истец представила в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва (далее - окружная избирательная комиссия, ОИК) документы о выдвижении своей кандидатуры для участия в выборах в порядке самовыдвижения, о чем ей выдано соответствующее подтверждение.

27.07.2021 года истец представила в окружную избирательную комиссию подписные листы с содержащимися в них подписями избирателей в поддержку своего выдвижения кандидатом в Совет депутатов г.Бердска в количестве 19 шт., протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет, о чем выдано подтверждение от 27.07.2021 года.

02.08.2021 года состоялось заседание рабочей группы по проверке подписей избирателей, по итогам которого все сданные подписи были признаны достоверными, оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО1 не выявлено.

05.08.2021 года Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва вынесла решение № 7/11 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 18, ФИО1.

Основанием для вынесения решения об отказе в регистрации послужило письмо ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области от 05.08.2021 года № 54/05-12736, в котором указано, что в отношении ФИО1. имеются сведения о причастности к деятельности Общественного движения «Штабы Навального», являющегося общественным объединением, в отношении которого обращено к немедленному исполнению решение Московского городского суда от 09.06.2021 года (дело № 3а-1573/2021) о запрете деятельности и ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в частности, по данным ГУ МВД России по Новосибирской области истец принимала участие в акциях протестного характера, инициированных «Штабом Навального» в г.Новосибирске.

Административный истец считает, что информация, изложенная в указанном письме ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, не может быть положена в основу принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска по следующим основаниям.

При принятии обжалуемого решения окружная избирательная комиссия руководствовалась пунктом 3.6. статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который гласит, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе, отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической..."

Однако истец никогда не являлась и не является учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом или работником общественного движения «Штабы Навального», и в отношении нее не выносилось судебное решение о ее причастности к деятельности данного общественного движения.

Информация об участии в акциях протестного характера, инициированных «Штабом Навального» в г.Новосибирске, не может являться основанием для ограничения ее пассивного избирательного права, поскольку такое ограничение возможно только на основании вступившего в законную силу решения, установившего ее причастность к деятельности экстремистской или террористической организации в качестве ее участника, члена, работника или ирного причастного к ее деятельности лица. Такого решения нет. В деле № 3а-1573/2021, рассмотренном Мосгорсудом, вопрос о возможной причастности истца к деятельности общественного движения «Штабы Навального» не рассматривался.

Таким образом, при отсутствии судебных решений, устанавливающих причастность истца к деятельности экстремистской или террористической организации, оснований для применения нормы п. 3.6 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеется.

Оспариваемое решение необоснованно лишает истца пассивного избирательного права, чем нарушает ее конституционное право быть избранной в орган местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и право на свободные выборы (ст. 3 протокола № 1 от 20.03.1952 года к Европейской конвенции по правам человека).

Истец просит признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва № 7/11 от 05.08.2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 18, ФИО1; обязать избирательную комиссию устранить нарушение прав ФИО1, зарегистрировав ее в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва и направив в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк России № 8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО1, распределить судебные расходы. В случае удовлетворения исковых требований просила обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и приведенным выше. Истец считает, что представленные ГУ МВД России по Новосибирской области документы о якобы ее причастности к «Штабам Навального» не имеют правового значения, поскольку в настоящем судебном заседании рассматривается вопрос о законности решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 05.08.2021 года, а не о ее причастности к деятельности запрещенной организации. Решения суда о ее причастности к деятельности общественного движения «Штабы Навального», вступившего в законную силу, не имеется. Ее отношение к Коалиции «Новосибирск-2020» не свидетельствует о ее причастности к деятельности запрещенных организаций, поскольку в коалицию входят различные люди, с различными политическими взглядами, относящиеся к разным политическим партиям. Коалиция «Новосибирск-2020» решением суда не была признана экстремистской или террористической организацией.

Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва ФИО2, являющаяся председателем территориальной избирательной комиссии г.Бердска Новосибирской области на основании Постановления Избирательной комиссии Новосибирской области №71/586-6 от 30.11.2020 года, исковые требования не признала. Поддержала письменные возражения, в соответствии с которыми Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 18, руководствуясь нормами ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Письмом заместителя председателя Центральной избирательной комиссии №07-06/2922 от 25.06.2021 года, направила в адрес ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области (через Избирательную комиссию Новосибирской области) сведения для проверки причастности кандидата к деятельности экстремистских либо террористических организаций. 05.08.2021 года ответ на запрос был получен Избирательной комиссией Новосибирской области и передан в окружную избирательную комиссию. Из указанного ответа следовало, что в отношении ФИО1 имеются сведения о причастности к деятельности общественного движения «Штабы Навального», в отношении которого обращено к немедленному исполнению решение Московского городского суда от 09.06.2021 года о запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом №114-ФЗ от 25.07.2002 года. По данным ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО1 принимала участие в акциях протестного характера, инициированных «Штабом Навального» в г.Новосибирске.

Получив ответ и изучив его, председатель комиссии довела указанную информацию до всех членов комиссии перед принятием решения о регистрации (отказе в регистрации) ФИО1 Поскольку в январе – феврале 2021 года информация о деятельности общественного движения «Штабы Навального», некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан» активно и масштабно освещалась в прессе, на Интернет- платформах и в социальных сетях, у членов комиссии содержание ответа из ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области не вызвало сомнений в объективности представленных сведений. Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва ввиду отсутствия у нее пассивного избирательного права.

Ссылка административного истца на то, что в отношении нее отсутствует решение суда о причастности к деятельности экстремистских или террористических организаций основана на неверном толковании норм материального права. На момент принятия избирательной комиссией оспариваемого решения об отказе в регистрации кандидата ФИО1, решение Московского городского суда от 09.06.2021 года по делу №3а-1573/2021 вступило в законную силу.

Учитывая изложенное, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области ФИО3, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ГУ Министерству юстиции РФ по Новосибирской области на основании Постановления Правительства РФ №932 от 18.06.2021 года поручено предоставление сведений о причастности физических лиц к деятельности экстремистских или террористических организаций на основании запросов Избирательной комиссии Новосибирской области. Из ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках межведомственного взаимодействия поступила информация о причастности истца к организациям в отношении которых Московским городским судом вынесено решение о их ликвидации. Так, в адрес ГУ Министерства юстиции России по Новосибирской области представлена информация о причастности ФИО1 к деятельности общественного движения «Штабы Навального», так истец участвовала в акциях протестного характера, инициированных «Штабом Навального». Полученная из ГУ МВД по Новосибирской области информация заинтересованным лицом не оценивалась. Данная информация была доведена до сведения Избирательной комиссии по Новосибирской области, а затем – до окружной комиссии.

Представитель Избирательной комиссии Новосибирской области, привлеченный к участию в деле для дачи заключения, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное заключение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В ходе рассмотрения дела прокурором Стулиной О.Ж. дано заключение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав административного истца, представителей сторон, прокурора, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10).

В соответствии с частями 1, 2, 10 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.

Полномочия окружной избирательной комиссии установлены статьей 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.3.6 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Таким образом, обстоятельством, подлежащим выяснению в рамках рассмотрения данной категории дел, является доказанность причастности того или иного лица к деятельности экстремистской организации, признанной таковой вступившим в законную силу решением суда.

Указанные нормы введены Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступили в силу 04.06.2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного закона.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва №463 от 21.06.2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19.09.2021 года.

Постановлением избирательной комиссии Новосибирской области №71/585-6 от 30.11.2020 года сформирована территориальная избирательная комиссия города Бердска в количестве одиннадцати членов с правом решающего голоса.

Решением Избирательной комиссии Новосибирской области №166/1276-4 от 19.04.2013 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Бердска Новосибирской области возложены на территориальную избирательную комиссию города Бердска Новосибирской области.

Решением Избирательной комиссии г.Бердска Новосибирской области №1/1 от 17.06.2021 года полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№1-27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области.

Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области №71/586-6 от 30.11.2020 года председателем территориальной избирательной комиссии города Бердска Новосибирской области назначена ФИО2

Административный истец ФИО1 27.07.2021 года представила административному ответчику документы, уведомляющие о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва, о чем 27.07.2021 года ей было выдано подтверждение о приеме документов для регистрации кандидата (л.д. 6).

Решением №7/11 Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 18 от 05.08.2021 года на основании пункта 3.6. статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан Российской Федерации» административному истцу ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №18. В Новосибирское отделение ПАО Сбербанк №8047/0389 направлено обращение о прекращении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО1 (л.д. 9-12).

Указанное решение принято единогласно на заседании Решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 18, что подтверждается Протоколом заседания № 7 от 05.08.2021 года. Основанием для принятия оспариваемого решения явились полученные сведения в отношении ФИО1 о ее причастности к деятельности Общественного движения «Штабы Навального», являющегося общественным объединением, в отношении которого обращено к немедленному исполнение решение Московского городского суда от 09.06.2021 года о запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ от 25.07.2002 года №14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Информация была представлена административному ответчику из ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области.

В соответствии с п.34 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 года №932 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Министерству юстиции Российской Федерации по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий поручено представлять в пределах установленной компетенции имеющиеся сведения о физических лицах (учредителях, руководителях, а также входящих в состав руководящих органов), причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом "О противодействии терроризму", и сведения о которых содержались в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций.

В порядке межведомственного взаимодействия указанные выше сведения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения, представлены ГУ Министерство юстиции РФ по Новосибирской области из ГУ МВД России по Новосибирской области, в связи с чем являются допустимыми доказательствами по настоящему административному делу.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что решением Московского городского суда от 09.06.2021 года по административному делу № 3а-1573/2021, имеющимся в открытом доступе, запрещена деятельность Общественного движения «Штабы Навального», а также принято решение о ликвидации некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», которое в силу статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части прекращения деятельности некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией», Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан», Общественного движения «Штабы Навального» приведено к немедленному исполнению, что в силу положений указанной статьи придает такому решению одно из свойств законной силы судебного постановления, допускающее исполнение судебного постановления до его вступления в законную силу в тех случаях, когда вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

За неисполнение такого судебного постановления наступает предусмотренная законом ответственность на тех же основаниях, что и за неисполнение судебного постановления, вступившего в законную силу (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Решение Московского городского суда от 09.06.2021 года вступило в законную силу 04.08.2021 года.

Как следует из указанного решения, согласно сведениям, размещенным на сайте, в Российской Федерации работают 37 штабов, в том числе, в г.Новосибирске. Согласно материалам указанного выше дела, в том числе информации, размещенной в сети «Интернет», содержание которой зафиксировано соответствующими скриншотами и актом осмотра, руководителями региональных структурных подразделений, именующимися координаторами штабов, являются: в г.Новосибирске – ФИО4 образом, учитывая, что Движение «Штабы Навального» осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федерации, оно является межрегиональным общественным объединением. Общественное движение «Штабы Навального» является общественным объединением, функционирующим без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Согласно размещенной на сайте информации «Штабы Навального» реализуют уставные цели и проекты «Фонда борьбы с коррупцией», в том числе проект «Умное голосование», выдвигают кандидатов на выборы.

Согласно информации, представленной ГУ МВД России по Новосибирской области, в сети «Интернет», в сообществе «Коалиция Новосибирск-2020» (социальная сеть «ВКонтакте») размещена информация об участии ФИО1 на выборах депутатов Совета депутатов г.Бердска по одномандатному избирательному округу №18, как одного из членов объединенной группы «Коалиция Новосибирск-2020». «Коалиция Новосибирск-2020» официальной регистрации не имеет, создана в 2020 году в период избирательной компании по выборам депутатов Совета депутатов г.Новосибирска, по инициативе координатора «Штаба Навального» в г.Новосибирске Б.С.. В августе-сентябре 2020 года ФИО1 оказывала помощь кандидатам в депутаты Совета депутатов г.Новосибирска от объединенной группы «Коалиция Новосибирск-2020», посредством организации и проведения в г.Новосибирске пикетов в их поддержку. Кроме того, в июле 2020 года ФИО1 осуществляла сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты Совета депутатов г.Новосибирска, выдвигавшихся от «Коалиции Новосибирск-2020» - Б.С., А.В., Б.А., являвшихся членами «Штаба Навального» в г.Новосибирске. В ходе избирательной кампании члены«Коалиции Новосибирск-2020» использовали проект «Умное голосование», что подтверждается видеозаписью, записанной во время пребывания А.Навального в г.Новосибирске. Кроме этого, ФИО1 принимала участие в публичном мероприятии (шествие и пикетирование), несогласованном в установленном порядке с органами местного самоуправления, имевшем место 31.01.2021 года в г.Новосибирске (территория Первомайского сквера), анонсированной руководством и членами «Штаба Навального». За совершение указанных действий ФИО1 доставлялась сотрудниками полиции ОП №5 «Дзержинский» УМВД России по г.Новосибирску по подозрению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ. Своим присутствием на несогласованной акции протеста, ФИО1 реализовала цели, которые ранее были анонсированы и поставлены «Штабом Навального», а именно одним из его руководителей ФИО5.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С.Д. - заместитель начальника отдела Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Новосибирской области дал пояснения, аналогичные сведениям, изложенным в письме, адресованном Министерству юстиции России по Новосибирской области. Также пояснил, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по факту участия в публичном несанкционированном мероприятии, проходившем в Первомайском сквере у <адрес> в форме шествия и пикетирования, в поддержку Навального, было прекращено по причине отсутствия видео факта правонарушения и отсутствии информации о предупреждении и правонарушении. Однако, протоколом о доставлении, подтверждается участие ФИО1 в данном публичном мероприятии.

В судебном заседании исследовались доказательства, приобщенные представителем Министерства юстиции России по Новосибирской области. Так, в материалы представлены подписные листы за сентябрь 2020 года по сбору ФИО1 подписей в поддержку кандидатов в депутаты Совета депутатов г.Новосибирска Б.М., который является координатором регионального отделения «Штабы Навального» в г.Новосибирске. В августе- сентябре 2020 года ФИО1 неоднократно уведомляла Мэрию г.Новосибирска о проведении публичного мероприятия с целью агитации в рамках кампании по выборам депутатов в Совет депутатов г.Новосибирска. 16.02.2021 года. П.И. уведомлял Мэрию г.Новосибирска о проведении публичного мероприятия 27.02.2021 года в виде шествия и митинга. Данное публичное мероприятие было анонсировано «Штабами Навального» в поддержку А.Навального, о чем активно освещалось в средствах массовой информации. Ответственным за обеспечение общественного порядка на данном мероприятии была указана ФИО1, что подтверждается ее подписью на уведомлении.

Кроме того, 31.01.2021 года истец доставлялась в дежурную часть отдела полиции №5 «Дзержинский» УМВД России по г.Новосибирску за участие в несанкционированном митинге в Первомайском сквере г.Новосибирска, что подтверждается рапортом, протоколом о доставлении, протоколом личного досмотра. Производство по делу об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 было прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В материалы дела представлена видеозапись выступления А.Навального в период нахождения его в г.Новосибирске в 2020 году «Кто захватил столицу Сибири и как ее освободить», где Навальный произносит следующие слова: «Почему именно Новосибирск? Что в нем такого особенного, что делает его главной ареной этого раунда борьбы. Во-первых, здесь есть сильная оппозиция. Единой России противостоит не разрозненная группа одиночек, а «Коалиция Новосибирск-2020», сформированная разными политическими силами. Они договорились между собой и объединились. Это уже большое дело. Коалицию возглавляет ФИО6, самый популярный оппозиционный политик. То есть, здесь есть за кого голосовать». Далее ФИО7 поясняет, что из себя представляет проект «Умное голосование» и призывает голосовать за Коалицию.

Как было указано выше, решением Московского городского суда от 09.06.2021 года установлено, что общественное движение «Штабы Навального» реализует уставные цели и проекты «Фонда борьбы с коррупцией», в том числе проект «Умное голосование», выдвигают кандидатов на выборы.

Коалицию Новосибирск-2020» со слов А.Навального возглавляет Б.С.. При этом, из решения Московского городского суда следует, что руководителем регионального структурного подразделения, именующимся координатором штаба, г.Новосибирске является Б.С.

Административный истец не отрицала свою принадлежность к «Коалиции Новосибирск-2020», однако, считает, что данная организация не признана экстремистской, в ее состав входят люди с различными политическими взглядами, принадлежащие к различным политическим партиям. Позицию истца в судебном заседании подтвердила свидетель К.С.

Однако, с учетом совокупности всех доказательств по делу позиция административного истца о том, что она не имеет никакого отношения к общественному движению «Штабы Навального» не соответствует действительности.

Суд считает, что собранными по делу доказательствами подтвержден факт причастности административного истца к вышеуказанному движению, деятельность которого запрещена.

Ссылки административного истца ФИО1 на то обстоятельство, что в отношении нее судом не принято решение о причастности к деятельности экстремистских или террористических организаций, а потому оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, направлены на неверное толкование норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку как следует из приведенных выше законодательных норм, действие статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространяется «на иных лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации».

Принимая во внимание, что в силу положений пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» действие пассивного избирательного права ФИО1 является ограниченным, суд приходит к выводу, что последняя не имеет права быть зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва.

С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва принято в пределах полномочий комиссии, в соответствии с процедурой принятия и требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется в полном объеме. Требование административного истца об обязании административного ответчика направить в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк №8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО1, является производным от первоначального, в связи с чем также не является подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оснований для возмещения судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 241, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 05.08.2021 года № 7/11 и обязании устранить нарушение прав ФИО1, зарегистрировав ее в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва и направив в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк России №8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО1, возмещении судебных расходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Бердский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья О.В.Лихницкая

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2021 года.