ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1581/19 от 10.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2А-1581/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2019 года г. Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Алеева И.Ю.,

с участием представителя административного истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Жуковой Светланы Сергеевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Иваново, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, мотивировав его следующим.

Прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Ивановской области проведена проверка, в рамках исполнения требований законодательства об обеспечении доступа к информации и в сфере выявления и пресечения незаконной деятельности в сети «Интернет». Выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL- адресом: https://absurdopedia.net/wiki/, http://nastavnik24.blogspot.com/2012/03/blog-post_05.html, https://extremale.ru/oruzhie-ulits.html, http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe- vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/, https:/�www.topic.lt/miru_mir/200484- samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html видеоролики и инструкции о способах изготовления взрывных устройств. В результате детального изучения вышеуказанных сайтов установлено, что на них размещена запрещенная к распространению информация, в частности, видеоролики о способах изготовления взрывных устройств с приведением примеров оружия, технологии изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток. Существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта на объекте, где будут использоваться самодельные взрывные устройства, может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых индивидуализировать не представляется возможным.

На основании изложенного административный истец просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах с сетевыми адресами: https://absurdopedia.net/wiki/, http://nastavnik24.blogspot.com/2012/03/blog-post_05.html, https://extremale.ru/oruzhie-ulits.html, http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/, https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе рассмотрения дела, административным истцом предмет административного иска был изменен: административный истец просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах с сетевыми адресами http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/ и https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора Ленинского района г. Иваново Жукова С.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, с учетом изменения.

Представитель административного ответчика – Управления Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв, из которого следует, что на страницах http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/ и https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html информация действительно размещена, в связи с чем полагал требования административного истца в данной части подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

В силу части 1 статьи 9 указанного закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайтах http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/ и https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html размещена информация, обладающая признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно на указанных интернет-ресурсах размещена информация о способах изготовления взырвных устройств с приведением примеров оружия, технологии изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток.

При этом статьей 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.

В силу ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации, а также граждане оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с указанной Концепцией, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности.

Пунктом 15 Концепции определено, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в том числе, задачи по разработке мер и осуществление по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности осуществляется, в том числе, путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Статьей 12 Федерального закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В связи и изложенным, существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта на объекте, где будут использоваться самодельные взрывные устройства, может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых индивидуализировать не представляется возможным.

Статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за терроризм, как преступление против общественной безопасности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что интернет-ресурсы http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/ и https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html доступны, соответственно, предоставляют возможность доступа к ним неопределенному кругу лиц.

Вход на сайты http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/ и https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Таким образом, распространение данной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, создает угрозу общественной безопасности.

Размещенная на сайте информация побуждает граждан совершать преступления, способствует их противоправному поведению.

Предоставление возможности интернет-доступа к информации, за использование которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что размещенная запрещенная информация находится в открытом доступе, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о признании соответствующей информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с требованиями статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ с 01 ноября 2012 года создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Полномочия по созданию, формированию и ведению данного единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В настоящее время деятельность по ведению реестра осуществляет центральный аппарат Роскомнадзора. На территориальные органы Роскомнадзора также возложены функции по введению в единый реестр вступивших в законную силу решений судов о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15.1 вышеуказанного закона основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены правила создания, функционирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила).

Учитывая, что вступившее в законную силу решение суда о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, является основанием для внесения ее административным ответчиком в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» в течение суток с момента его получения (п. 9 Правил), требования прокурора о возложении обязанности на административного ответчика в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения о спорном интернет-сайте, содержащем запрещенную к распространению информацию, являются излишне заявленными и не требуют удовлетворения.

Обязанность по ограничению доступа к указанной запрещенной информации следует распространить на всех операторов связи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ленинского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах по адресам: http://arksurvivalevolved.ru/samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-improvised-explosive-device/ и

https://www.topic.lt/miru_mir/200484-samodelnoe-vzryvnoe-ustrojstvo-10-foto.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Распространить обязанность по ограничению доступа к указанной запрещенной информации на всех операторов связи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15.07.2019