ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1582/19 от 11.01.2019 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

47RS0011-01-2019-001436-95

Дело № 2а-80/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов 12 марта 2020 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,

при секретаре Васильевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (администрация МО Горбунковское сельское поселение) к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом и Правительству Ленинградской области об обязании включить дорогу общего пользования в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально администрация МО Горбунковское сельское поселение обратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области об обязании включить в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения дорогу общего пользования от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина», общей протяженностью 1,149 км.

В ходе рассмотрения дела круг участников процесса был изменен, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Правительство Ленинградской области и администрация муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в качестве заинтересованных лиц – ГКУ «Ленавтодор».

Ломоносовским районным судом Ленинградской области был принят отказ от административного искового заявления администрации МО Горбунковское сельское поселение к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, администрации муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об обязании включить дорогу общего пользования в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в части требований, заявленных к администрации муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (определение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 22 января 2020 года) (т.1 л.д.213-214).

В последствии административным истцом в порядке статьи 46 Кодека административного судопроизводства представлено заявление об изменении заявленных ранее требований, где истец просил суд признать дорогу местного значения с кадастровым общей протяженностью 1,149 км дорогой общего пользования регионального значения; обязать Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом принять в собственность автомобильную дорогу общего пользования с кадастровым общей протяженностью 1,149 км от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина», а также обязать Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области включить в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения указанную автомобильную дорогу (т. 1 л.д. 177-180).

В обоснование заявленных требований истец указал, что на территории МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области находится автомобильная дорога общего пользования от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина», общей протяженностью 1,149 км. В настоящий момент постановлением главы администрации МО Горбунковское сельское поселение данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Горбунковское сельское поселение.

Истец также указал, что обратившись к ответчику с предложением о включении названной дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения и постановки ее на баланс Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, получил отказ в виду того, что полномочия по реализации конкретных мероприятий по осуществлению дорожной деятельностью в отношении дорог общего пользования регионального значения возложены на подведомственное Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области ГКУ «Ленавтодор», которое в свою очередь проинформировало, что в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 209 от 12 июля 2013 года «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования регионального значения и признанных утратившим силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» указанная автомобильная дорога не соответствует критериям, утвержденным настоящим постановлением.

По мнению истца, отказ Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области нарушает законные права и интересы граждан, поскольку нормальная эксплуатация указанной дороги с высокой интенсивностью автомобильного движения, из дотационного бюджета МО Горбунковское сельское поселение не возможно, ввиду того, что сам отказ Комитета не основан на законе, так как в соответствии с утвержденными Постановлением № 209 критериями данная дорога относится к дорогам общего пользования регионального значения.

Представитель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области администрации МО Горбунковское сельское поселение – Елисеева М.В., действующая на основании доверенности от 2 декабря 2019 года (т. 2 л.д. 46) в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, представила письменные пояснения, согласно которым позиция администрации исходит из того, что спорный участок автомобильной дороги с кадастровым входит в состав неделимой дороги регионального значения шоссе «Аннино-Разбегаево», в связи с чем, должен быть принят в собственность Ленинградской области, что также нашло свое подтверждение в заключении эксперта № 602/2019 от 17 декабря 2019 года и подтверждается схемой автомобильных дорог, имеющейся в материалах дела. Кроме того, по мнению, административного истца, изменение технических характеристик спорной автомобильной дороги, а именно: увеличение интенсивности после открытия кольцевой автодороги (развязка в Марьино), несоответствие требованиям, предъявленным к дорогам местного значения, а также довод о том, что данная дорога технически является продолжением дороги регионального значения шоссе «Аннино-Разбегаево», является основанием для признания спорной автомобильной дороги дорогой регионального значения и передачи в собственность Ленинградской области (т.2 л.д. 49-50).

Кроме того, согласно доводам представленных ранее письменных возражений Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, указанная в исковом заявлении автомобильная дорога не подходит ни под один из критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года № 209 (т. 1 л.д. 49-52).

Представитель административного ответчика Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области – Овчинников А.А., действующий на основании доверенности от 4 апреля 2019 года (т. 1 л.д. 54), заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, представил письменные возражения, согласно которым, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 6 декабря 2019 года, объект с кадастровым является автомобильной дорогой протяженностью 1149 м., расположенной по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Горбунковское сельское поселение, деревня Велигонты, деревня Разбегаево. Автомобильная дорога регионального значения «Аннино-Разбегаево» имеет кадастровый , является самостоятельным объектом недвижимости, указанный спорный участок автомобильной дороги с кадастровым не входит в состав объекта недвижимости с кадастровым , то есть автомобильная дорога протяженностью 1149 м. не входит в состав автомобильной дороги регионального значения «Аннино-Разбегаево» и не является ее неделимой частью (т. 2 л.д. 51-53).

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области – Вилаева М.А., действующая на основании доверенности от 23 декабря 2019 года (т. 2 л.д. 48) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, доводы административного ответчика Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, дополнила, что интенсивность движения на автомобильной дороге не является основанием для изменения ее значения (т. 2 л.д. 96-102).

Также согласно представленным ранее письменным возражениям административного ответчика Правительства Ленинградской области, поскольку дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположена в границах населенного пункта, а также в границах земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и кроме этого, не отвечает установленным действующим законодательством критериям, то основания для ее отнесения к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Ленинградской области и включения дороги в соответствующий перечень, отсутствуют (т. 1 л.д. 219-222).

Административный ответчик Ленинградский областной комитет по управлению имуществом в суд своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, представило отзыв на административное исковое заявление (т.2 л.д.26-29), в котором указало, что федеральным законодателем установлена процедура передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, однако, административный истец в Леноблкомимущество по вопросу передачи дороги в собственность Ленинградской области с необходимым пакетом документов не обращался, комитет не рассматривал вопрос о приеме спорной дороги в собственность Ленинградской области и как следствие, не нарушал прав административного истца и не может являться ответчиком по настоящему делу. Кроме того, право собственности на государственное имущество Ленинградской области может возникнуть исключительно за Ленинградской областью, как за субъектом Российской Федерации. Из общедоступных источников информации (официальный сайт Управления Росреестра) следует, что спорная дорога расположена в границах сельского поселения, проходит непосредственно вдоль жилых домов, земельные участки, прилегающие к ней, имеют вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», «для индивидуальной жилой застройки», в свою очередь административный истец указывает, что спорная дорога находится в действующей промышленной зоне, где отсутствует жилая застройка. Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2007 года № 294 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения». Критерии, по которым автомобильные дороги общего пользования Ленинградской области могут быть отнесены к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, приведены в постановлении Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года № 209. Поскольку из представленного административным истцом заключения № 602/2019 от 17 декабря 2019 года следует, что спорную дорогу можно отнести к дорогам общего пользования регионального значения, полагаем, что вывод эксперта в данном случае не является утвердительным, а лишь предполагает возможность иного развития событий. Таким образом, Леноблкомимущество просило отказать в удовлетворении административного искового заявления, а также исключить Леноблкомимущество из состава ответчиков.

Представители заинтересованного лица ГКУ «Ленавтодор» - Орлов П.Г., действующий на основании доверенности от 13 марта 2019 года (т. 2 л.д. 41) в судебном заседании возражал против заявленных администрацией МО Горбунковское сельское поселение требований, доводы административного ответчика Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области поддержал в полном объеме, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать (т. 1 л.д. 145-146).

С учетом принятия судом мер по извещению не явившихся участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 210, статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что 9 апреля 2018 года администрацией МО Горбунковское сельское поселение в адрес председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области было направлено письмо за № 214, в котором административный истец просит рассмотреть вопрос о включении в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения автомобильную дорогу от шоссе Ропша-Марьино до шоссе Стрельна-Кипень-Гатчина, общей протяженностью 1,149 км (т. 1 л.д. 7).

Из указанного письма также следует, что данная автомобильная дорога в настоящий момент постановлением главы администрации Горбунковское сельское поселение от 24 декабря 2012 года включена в перечень дорог общего пользования местного значения МО Горбунковское сельское поселение. В виду высокой интенсивности автомобильного движения указанная дорога требует большого внимания и постоянного контроля с целью сохранения ее нормального состояния.

Согласно ответа заместителя председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области – ФИО7, полномочия по реализации конкретных мероприятий по осуществлению дорожной деятельностью в отношении дорог общего пользования регионального значения возложены на подведомственное Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области ГКУ «Ленавтодор». Согласно информации ГКУ «Ленавтодор», в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 209 от 12 июля 2013 года «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования регионального значения и признанных утратившим силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» указанная автомобильная дорога не соответствует критериям, утвержденным настоящим постановлением (т. 1 л.д. 8).

Постановлением главы администрации МО Горбунковское сельское поселение № 245 от 11 ноября 2015 года местной администрации МО Горбунковское сельское поселение предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 15699 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, от Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево, категория земель: земли населенных пунктов (т. 1 л.д. 125).

Материалы настоящего дела также содержат постановление главы администрации МО Горбунковское сельское поселение № 246 от 11 ноября 2015 года, которым администрации МО Горбунковское сельское поселение был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 9484 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, от Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево, категория земель: земли населенных пунктов (т. 1 л.д. 127).

На основании указанных постановлений 9 декабря 2015 года, администрации МО Горбунковское сельское поселение выданы свидетельства о государственной регистрации права серии в отношении указанных земельных участков (т. 1 л.д. 124, 126).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 6 декабря 2019 года подтверждается, что автомобильной дороге местоположением Ленинградская область, Ломоносовский район, Горбунковское сельское поселение, деревня Велигонты, деревня Разбегаево, протяженностью 1149 м. присвоен кадастровый (т. 1 л.д. 114-123).

Из названной выписки также следует, что указанная автомобильная дорога находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами и .

Постановлением администрации МО Горбунковское сельское поселение № 113/1 от 8 июня 2018 года утвержден перечень дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах МО Горбунковского сельского поселения (т. 1 л.д. 131, 132-136).

Распоряжением и.о. главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение № 31 от 28 июня 2018 года автомобильная дорога Ленинградская от шоссе Стрельна-Кипень-Гатчина до жилой застройки деревни Разбегаево включена в реестр муниципальной собственности МО Горбунковское сельское поселение (т. 1 л.д. 128-130).

В материалы настоящего дела, кроме прочего, представлен технический паспорт на объекты внешнего благоустройства по состоянию на 30 сентября 2011 года с инвентарным № 755-4 местоположением - Горбунковское сельское поселение от Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево (т. 1 л.д. 110-113).

Согласно заключению № 602/2019 от 17 декабря 2019 года, выполненным ООО «Единая Оценочная Компания» по заказу местной администрации МО Горбунковское сельское поселение, автомобильная дорога общего пользования от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина» с кадастровым , общей протяженностью 1,149 км., можно отнести к дорогам общего пользования регионального значения (т. 1 л.д. 188-197).

Из ответа ГКУ «Ленавтодор» от 5 марта 2020 года следует, что согласно части 5 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Поскольку автомобильная дорога общего пользования местного значения «От Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево» Ломоносовского района была включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Горбунковского сельского поселения по постановлению главы администрации МО Горбунковское сельское поселение № 184 от 24 декабря 2012 года во исполнение решения Ломоносовского районного суда по делу 2-811/2011 от 7 июля 2011 года, ГКУ «Ленавтодор» не располагает данными для расчета приведенной интенсивности дорожного движения (т. 2 л.д. 37).

Правительство Российской Федерации в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.

В силу части 8 и части 9 статьи 5, статьи 12, части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года № 209 «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» установлены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.

Таким образом, к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Ленинградской области относятся автомобильные дороги:

обеспечивающие выходы к открытым для международного сообщения автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, не включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

соединяющие городской округ, административные центры муниципальных районов Ленинградской области с Санкт-Петербургом, между собой и с административными центрами муниципальных районов соседних субъектов Российской Федерации (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения);

соединяющие автомобильные дороги общего пользования федерального значения и автомобильные дороги общего пользования регионального значения между собой, а также с городским округом и с административными центрами муниципальных районов Ленинградской области;

проходящие по территории двух и более муниципальных районов Ленинградской области и являющиеся дублерами автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

обеспечивающие межрегиональные связи Ленинградской области с другими субъектами Российской Федерации (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения) в границах Ленинградской области;

обеспечивающие обходы городского округа, административных центров муниципальных районов Ленинградской области (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения);

являющиеся подъездами к железнодорожным станциям, морским и речным портам, аэропортам, объектам исторического и культурного наследия (памятникам истории и культуры) и специальным объектам областного значения и не являющиеся автомобильными дорогами общего пользования федерального значения;

обеспечивающие обходы городского округа, административных центров муниципальных районов, городских и сельских поселений Ленинградской области (за исключением автомобильных дорог местного значения);

соединяющие городской округ, административные центры муниципальных районов Ленинградской области с административными центрами городских и сельских поселений Ленинградской области;

соединяющие между собой административные центры городских и сельских поселений Ленинградской области;

соединяющие административные центры городских и сельских поселений Ленинградской области с автомобильными дорогами общего пользования федерального, регионального значения (за исключением автомобильных дорог в границах административных центров поселений);

учтенные в Реестре государственного имущества Ленинградской области.

Объект дорожного хозяйства, указанный в административном исковом заявлении, находится в границах муниципального образования, проходит через населенный пункт, представляет собой улично-дорожную сеть и не соответствует критериям, указанным в Постановлении Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года № 209 «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области».

Довод административного истца, что спорная автомобильная дорога является продолжением автомобильной дороги регионального значения «Аннино-Разбегаево» и технически соединяет дорогу федерального значения «Красносельское Е20» и дорогу регионального значения «Ропша-Марьино», подкрепленные заключением № 602/2019 «Об определении принадлежности имущества (автомобильная дорога общего пользования от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина», , общей протяженностью 1,149 км) к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения» от 13 декабря 2019 года не подтверждается материалами дела и не подтвержден обстоятельствами, установленными судом.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований местной администрации Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом и Правительству Ленинградской области об обязании включить дорогу общего пользования в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 марта 2020 года.

Судья М.В. Яковлева