ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1582/2022 от 24.08.2022 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

18RS0004-01-2022-000806-25

Дело № 2а-1582/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 24 августа 2022 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Кочеткова Д.В.,

при секретаре Зиминой Н.А.

рассмотрев административное исковое заявление Весловой Н.М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска о признании незаконным приказа начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Веслова Н.М. обратилась с административным иском к ответчику Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска о признании незаконным приказа от -Дата- начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска об отказе в признании семьи малоимущей, в связи с превышением порогового значения дохода приходящегося на каждого члена семьи.

Иск мотивирован следующим.

Истец с супругом Весловым Г.Н. проживает в квартире по адресу: ....

В Устиновском районном суде г.Ижевска рассматривается дело по иску ФГКУ «Специальное управление ФПС №30 МЧС России» о выселении из данной квартиры в связи с тем, что по мнению ФГКУ квартира является служебной, а проживающие в ней лица не имеют права встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Изначально в указанную квартиру истец с семьей вселились на основании ордера от -Дата- как в служебную квартиру.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 6 ст.108 ЖК РСФСР супруг истца Веслов Г.Н., как прослуживший в Органах внутренних дел более 10 лет, а также и сам истец не могут быть выселены из помещения по ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса.

Кроме того, в соответствии со ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: пенсионеры по старости.

Истец с супругом являются пенсионерами по старости.

Таким образом, для сохранения права проживания в квартире имеет значение право на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом статья 103 ЖК РФ говорит именно об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не просто малоимущих.

-Дата- истец обратилась к административному ответчику по установленной им форме заявления для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вместо решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в помещениях истцу и членам её семьи приказом Начальника Управления ЖКХ Администрации города Ижевска от -Дата- было отказано в признании малоимущими.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ установление размера дохода приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Применительно к г.Ижевску такое пороговое значение не установлено, и на него нет ссылки в оспариваемом приказе от -Дата-.

Оспариваемый приказ не мотивирован: не указано, какой размер дохода семьи истца определен административным ответчиком; какой размер дохода является максимальным для признания нуждающимся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений; каким нормативным актом установлен такой порог.

На момент принятия Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было только отсутствие или недостаточнее размер жилой площади. В статье 13 этого закона даже есть ссылка исключительно на ст.51 ЖК РФ (Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), в которой не идет речь о малоимущих. То есть вводный закон в принципе установил, что не имеют права быть выселены лица, не имеющие другого жилья.

По-видимому, административный ответчик исходя из статьи 3 Федерального законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" решил, что к малоимущим должны относится лица, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации - Удмуртской Республики.

Постановлением Правительства УР от 08.02.2021 N 49 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Удмуртской Республике на 2021 год" на 2021 год по Удмуртской Республике установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 10465 рублей, для трудоспособного населения -11080 рублей, пенсионеров - 8917 рублей, детей -10674 рубля.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливающий понятие малоимущие, не связан с жилищным законодательством. Понятие малоимущие по нему не предназначалось для учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Прожиточный минимум не определяется через расчет затрат, необходимых для проживания граждан, тем более расходов по найму жилья.

Фактически административный ответчик заявляет, что пенсионеры, получающие пенсию выше 8917 рублей, в принципе не могут встать на учет в качестве нуждающихся.

При этом, если пенсия ниже прожиточного минимума, то это является основанием для получения государственной социальной помощи. Получив такую помощь, граждане переходят в разряд лиц, которые получают доход, соответствующий прожиточному минимуму, и, по логике административного ответчика, не имеют право на улучшение жилищных условий.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ устанавливает, что должен быть установлен отдельный размер дохода, приходящийся на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Такой размер не установлен.

В случае истца они с супругом являются пенсионерами. ЖК РФ в статье 103 установил отдельные гарантии пенсионерам по старости по проживанию в служебных жилых помещениях.

Истцы вселились в служебное жилье в советское время, когда не было критерия малоимущие для предоставления жилья государством.

Супруг истца служил в органах внутренних дел с -Дата- по -Дата- (выслуга более 21 года). Хотя он и не получил жилье по социальному найму, но он и его семья получили право по ЖК РСФСР проживать в имеющемся служебном жилье в связи с выслугой.

Пенсия истцов не является большой. Теперь именно выслуга лет и пенсия по ней ставятся основанием для отказа в признании малоимущими и сохранении права на проживание, что не предполагалось из системного толкования совокупности положений ЖК РСФСР, ЖК РФ и вводного закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Действиями административного ответчика нарушено предусмотренное статьей 40 Конституции РФ право на жилище.

Определением от -Дата- к участию в деле в соответствии со ст. 41 КАС РФ привлечен соответчик начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Симакова О.В.

Определениями от -Дата-, от -Дата- участию в деле в соответствии со ст. 47 КАС РФ привлечены заинтересованные лица Веслов Г.Н., ФГКУ «Специальное управление ФПС №30 МЧС России».

В судебном заседании истец её представитель Камалетдинов А.М. иск поддержали в полном объеме с учетом представленных дополнительных письменных пояснений.

В судебном заседании представитель ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Кузнецова И.И., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать ввиду его необоснованности, поддержала письменный отзыв.

Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено без участия соответчика начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Симаковой О.В., заинтересованных лиц Веслова Г.Н., ФГКУ «Специальное управление ФПС МЧС России», извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.ч.8,9 ст. 226 КАС РФ,

8. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 2.18 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, утвержденного Решением Городской Думы города Ижевска от -Дата-, принятие решений о признании (непризнании) граждан малоимущими для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к функциям Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска.

В соответствии с ч.2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социально использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социально использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, право стоять на учете имеют лица, признанные в установленном порядке малоимущими, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ установление размера дохода приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В целях применения Жилищного кодекса РФ в данной части на территории Удмуртской Республики приняты следующие нормативно -правовые акты:

1. Закон Удмуртской Республики от 13.10.2005 № 57-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса РФ»;

2. Распоряжение Правительства УР от 12.09.2005 № 897-р «О методических рекомендациях для органов местного самоуправления по установлению пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, в целях признания их малоимущими».

Муниципальные правовые акты:

1) Постановление Администрации города Ижевска от 10 феврали 2012 года № 120 «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Принятие решений о признании (непризнании) граждан малоимущими для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В соответствии с п 1. ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2005 № 57-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях применении Жилищного кодекса РФ» настоящий Закон устанавливает порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса РФ на территории Удмуртской Республики.

Статьей 2 Закона № 57-РЗ определены виды доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина.

Статьей 3 Закона № 57-РЗ определен перечень имущества, находящегося в собственности любого из членов семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимого для определения материального положения членов семьи (одиноко проживающего гражданина).

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона № 57-РЗ осуществление учета доходов производится на основании полученных гражданином и членами его семьи доходов за расчетный период, равный одному календарному году (с 1 января по 31 декабря), предшествовавшему году, в котором подается заявление. Учет имущества гражданина, принадлежащего ему и членам его семьи на праве собственности, производится на дату подачи заявления.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона № 57-РЗ среднедушевой месячный доход за расчетный период определяется путем деления общей суммы доходов членов семьи за расчетный период на число членов семьи и на 12.

В соответствии с п.3 ст. 4 Закона № 57-РЗ стоимость налогооблагаемого имущества, приходящегося на каждого из членов семьи, определяется путем деления общей стоимости принадлежащего членам семьи имущества на число членов семьи.

Пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя. и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для признания их малоимущими, рассчитывается по формуле, утвержденной Распоряжением Правительства УР от 12.09.2005 № 897-р «О методических рекомендациях для органов местного самоуправления по установлению пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина- заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, в целях признания их малоимущими».

Пороговое значение стоимости имущества равняется расчетному показателю рыночной стоимости жилого помещения на территории муниципального образования исходя из нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и определяется по формуле:

СЖ = НП х PC х РЦ, где

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;

PC - размер семьи;

РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного кв. метра жилья.

Из представленных ответчиком данных, которые истцом не оспариваются:

Пороговое значение стоимости имущества, рассчитанное для семьи Весловых:

61 235*2*13,3=1 628 851, где

61 235 - средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра,

2 - количество членов семьи

13,3 - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи.

Из представленных ответчиком данных, которые истцом не оспариваются:

Общая стоимость имущества Весловых составила 454 904,32 рублей, что ниже порогового значения.

Пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина- заявителя, определяется по формуле:

ПД = (СЖ / ПН) / PC + ПМ, где

ПД - пороговое значение среднемесячного размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи;

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

PC - размер семьи;

ПН - установленный период накоплений в месяцах, который равняется среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонд, договору социального найма (рекомендуется 120 месяцев);

ПМ - величина среднедушевого прожиточного минимума, действующего в Удмуртской Республике на момент принятия порогового значения дохода.

Из представленных ответчиком данных, которые истцом не оспариваются:

Пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина- заявителя, рассчитанное для семьи Весловых:

1 628 851:120:2+10 465= 17 251,88, где

1 628 851 - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения, 120 - период накопления (в месяцах),

2- количество членов семьи,

10 465 - среднедушевой прожиточный минимум.

Среднемесячный среднедушевой доход семьи Весловых:

(291 502,8+338 901,74)=630 404,54 общий доход семьи

630 404, 54:12:2=26 266,86 - среднедушевой доход, где:

12 - количество месяцев,

2- количество членов семьи.

Таким образом, среднемесячный среднедушевой доход семьи Весловых превысил пороговое значение (26 266,86> 17 251,88).

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона № 57-РЗ уполномоченный орган местного самоуправления и отказывает заявителю в признании малоимущим в следующих случаях:

непредставления определенных частью 1 настоящей статьи документов;

недостоверности представленных сведений;

если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, превышает установленные муниципальном образовании в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан малоимущими;

4) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, превышает установленную в муниципальном образовании в соответствии со ст. 14 ЖК РФ для признания граждан малоимущими.

В соответствии с Постановлением Администрации города Ижевска от 10 февраля 2012 года 120 «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Принятие решений о признании (непризнании) граждан малоимущими для принятия их на учет в качестве чуждающихся в жилых помещениях» (п. 2.8.):

Основаниями для отказа в предоставлении заявителю услуги являются, в частности:

- если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, превышает установленное в муниципальном образовании пороговое значение дохода;

- стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, превышает пороговое значение стоимости имущества;

Таким образом, в связи с тем, что размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи Весловых, больше установленного порогового значения дохода, семья Весловых не может быть признана малоимущей, в связи с чем, Веслова Н.М. и члены ее семьи не могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С учетом изложенного, приказом от -Дата- начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска обоснованно отказал истцу в признании семьи малоимущей.

Оспариваемый истцом приказ от -Дата- вынесен уполномоченным органом, соответствует требованиям закона, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения соответствуют нормативно-правовым актам, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С учетом изложенного в удовлетворении иска надлежит отказать.

Руководствуясь статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Весловой Н.М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска о признании незаконным приказа от -Дата- начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска об отказе в признании семьи малоимущей, в связи с превышением порогового значения дохода приходящегося на каждого члена семьи,

отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято -Дата-.

Судья: Д.В. Кочетков