04RS0021-01-2022-002460-41
Решение в окончательной форме изготовлено 10.06.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи Будаевой М.Б., при секретаре судебного заседания Убашеевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1583/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в предварительном согласовании земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец ФИО1 просит признать незаконным и отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов, обязать административного ответчика предоставить заявителю в собственность указанный земельный участок на основании заявления и предоставленных документов.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец обратилась с заявлением в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... находящегося в муниципальной собственности, к заявлению были приложены заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, копия решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ... о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов. При обращении к кадастровому инженеру для образования испрашиваемого земельного участка выяснилось несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При обращении к административному ответчику за разъяснением, административным ответчиком было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов, при этом указано, что испрашиваемый земельный участок находится на территории университетского комплекса (планируемого). Полагает, что принятое распоряжение противоречит Закону Республики Бурятия от 16.02.2002 г. №115-III, а также пункту 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку приведенные нормы, не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, суду пояснила, что обращалась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Бурятия от 16.02.2002 г. №115. При обращении к кадастровому инженеру в ДД.ММ.ГГГГ г. за схемой земельного участка было установлено наличие объекта недвижимости, который был снят с кадастрового учета в ДД.ММ.ГГГГ г. После повторно обратилась к административному ответчику, на что был получен отказ в предварительном согласовании. Право собственности на дом было зарегистрировано на основании решения суда, полагает, что земельный участок должен был быть предоставлен бесплатно.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, просил отказать. Суду пояснил, что у Комитета отсутствовали основания для предварительного согласования предоставления земельного участка, поскольку административный истец обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115-III, являясь при этом собственником жилого дома. Схема расположения испрашиваемого земельного участка должна соответствовать проекту планировки, однако земельный участок находится на территории планируемого университетского комплекса, и образование земельного участка невозможно. У истца имеется преимущественное право на заключение договора аренды или купли продажи без проведения торгов. Требования относительно обязания предоставить участок, сформулировано неверно, т.к. суд не может замещать процедуру. Положения Закона РБ №115 не могут быть применимы, поскольку предоставление участка в зоне ИТ2 (производственная зона) невозможно.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17 статьи 39.15 ЗК РФ).
Судом установлено, что административный истец ФИО1 обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ с заявлением в соответствии с Земельным кодексом РФ и п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».
Распоряжением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ... заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В качестве оснований для отказа указаны пп. 1 п. 8 ст. 39.15, п. 16 пп. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В оспариваемом распоряжении указано, что по проекту планировки центральной части г. Улан-Удэ (распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ...) испрашиваемый земельный участок находится на территории университетского комплекса (планируемый). В рамках Закона РБ от 16.10.2002 г. №115-III предусмотрено предоставление земельных участков с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31.12.2010 г. (п. «д» ч. 1 ст. 1), при этом если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года №1305-I «О собственности в СССР» и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них. Согласно сведениям из ЕГРН, ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности жилые помещения, расположенные по адресу: ....
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены, признано за ФИО1, ФИО4, ФИО5 в порядке приватизации право общей долевой собственности по ... доле на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, право общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставлению земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов предшествует подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
ФИО1 обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ с заявлением о предварительном согласовании земельного участка в собственность бесплатно на основании п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115-III.
Согласно п. «д» ч.1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (далее - Закон Республики Бурятия от 16.10.2002г. №115-III) бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности: гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, в одном из следующих случаев:
находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона;
состоящие на государственном кадастровом учете на основании материалов инвентаризации, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 1995 года № 227 «О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия», и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона;
находящиеся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона.
При этом, если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-I «О собственности в СССР» и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.
Вместе с тем, по делу следует, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом зарегистрировано право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления ФИО1 земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, без проведения торгов, в рамках действия Закона Республики Бурятия от 16.10.2002г. №115-III не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу данных положений исключительное право на приобретение земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества без проведения торгов обусловлено необходимостью эксплуатации данных объектов.
Учитывая, что административный истец ФИО1 является собственником жилого помещения, то в силу действующего законодательства имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка без проведения торгов.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ..., испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне - зона улично-дорожной сети (ИТ-2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 24.04.2012 N 490-р "Об утверждении проекта планировки центральной части г. Улан-Удэ, включая комплексную реконструкцию и регенерацию исторической зоны центра города" испрашиваемый земельный участок находится на территории университетского комплекса (планируемый).
На основе представленных административным ответчиком в материалы дела письменных доказательств судом установлено, что по проекту планировки центральной части г. Улан-Удэ, испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в границах территории университетского комплекса.
С учетом приведенного выше нормативного регулирования и установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии схемы расположения земельного участка действующему проекту планировки территории, суд приходит к выводу о том, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 административным ответчиком отказано обоснованно.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания указанной нормы права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность условий: не соответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) требованиям закона и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
В рассматриваемом случае такой совокупности условий не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при этом суд исходит из того, что со стороны административного ответчика не было допущено нарушений прав административного истца, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в установленный законом срок, при этом у Комитета имелись правовые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Поскольку судом отказано административному истца в признании незаконным оспариваемого распоряжения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, оснований для удовлетворения об обязании административного ответчика предоставления в собственность спорного земельного участка, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в предварительном согласовании земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева