ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1584/2021 от 09.11.2021 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е № 2а-1584/2021

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года город Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В.

при секретаре Золотых А.С.

в открытом судебном заседании, рассмотрев дело по административному исковому заявлению Кузминова С. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,

Установил:

Административный истец Кузминов С.М. обратился в Зерноградский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права, мотивируя свои требования тем, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав. На основании постановления Администрации Зерноградского городского поселения от 26 июля 2012 года истцу было выдано разрешение на перевод жилого помещения Лит. А2 по техническому паспорту БТИ от 23 января 2012 года в нежилое помещение (магазин). Постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 700 от 09.08.2012 года нежилому помещению (магазину) присвоен адрес <адрес> Постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 999 от 29 октября 2012 года был утвержден акт приемки завершенной реконструкции жилого помещения под магазин, расположенный по адресу <адрес>, помещение 1, был выдан акт приемки жилого помещения под магазин после его реконструкции. В соответствии с нормами действующего законодательства государственная регистрация права собственности на вновь созданные объекты недвижимости осуществляется на основании выданного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если объект недвижимости введен в эксплуатацию после 30 декабря 2004 года). Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта является правоустанавливающим документом, с которым закон связывает возникновение права собственности. 10 июня 2021 года административный истец через своего представителя направил административному ответчику документы на постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на помещение по адресу <адрес> Однако, 28 июня 2021 года административный ответчик направил в адрес истца уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по тем основаниям, что согласно федерального закона № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года государственная регистрация права на помещение в жилом доме не допускается. Административный истец полагает, что решение административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является незаконным, просит суд обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права помещения по адресу <адрес>

Административный истец Кузминов С.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело с участием его представителя.

Представитель административного истца Шкрегал В.Ю., действующая на основании доверенности от 13 ноября 2020 года заявленные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Костик Л.А., действующая на основании доверенности от 09 декабря 2020 года просила отказать в удовлетворении заявленных требований, предоставила возражения на административное исковое заявление.

Суд, полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему:

Согласно частям 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утратившим силу с 01 января 2020 года одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом статьями 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 23 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Как следует из пунктов 2 и 3 части 3 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по общим правилам в связи с образованием объекта недвижимости и прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Судом установлено, что административный истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав (л.д. 14, 15). На основании постановления Администрации Зерноградского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано разрешение на перевод жилого помещения Лит. А2 по техническому паспорту БТИ от 23 января 2012 года в нежилое помещение – магазин (л.д. 16). Постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 700 от 09.08.2012 года нежилому помещению (магазину) присвоен адрес <адрес> Постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 999 от 29 октября 2012 года был утвержден акт приемки завершенной реконструкции жилого помещения под магазин, расположенный по адресу <адрес> был выдан акт приемки жилого помещения под магазин после его реконструкции (л.д. 20). В соответствии с нормами действующего законодательства государственная регистрация права собственности на вновь созданные объекты недвижимости осуществляется на основании выданного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если объект недвижимости введен в эксплуатацию после 30 декабря 2004 года). Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта является правоустанавливающим документом, с которым закон связывает возникновение права собственности. 10 июня 2021 года административный истец через своего представителя направил административному ответчику документы на постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на помещение по адресу <адрес> Однако, 28 июня 2021 года административный ответчик направил в адрес истца уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по тем основаниям, что согласно федерального закона № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года государственная регистрация права на помещение в жилом доме не допускается (л.д. 7).

Частью 7 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ от 13.07.2015г. установлен прямой запрет осуществлять как государственный кадастровый учет, так и государственную регистрацию права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства).

Судом установлено, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав на нежилое помещение в жилом доме, то есть на объект, права на который, не подлежат государственной регистрации в соответствии с законом.

То обстоятельство, что постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 999 от 29 октября 2012 года был утвержден акт приемки завершенной реконструкции жилого помещения под магазин, расположенный по адресу <адрес> и был выдан акт приемки жилого помещения под магазин после его реконструкции, то есть указанные действия административным истцом были осуществлены до вступления в силу действующего Закона о государственной регистрации недвижимости, по мнению суда не исключают из сферы действия этого закона возникшие в настоящее время правоотношения по поводу государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, названные в статье 26 указанного Закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Суд полагает, что законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, не имеется, так как часть 7 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости прямо содержит запрет на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 72 Закона о государственной регистрации недвижимости и сроков его вступления в силу, начиная с 1 января 2017 года, положения указанного Закона, в том числе части 7 статьи 41, по мнению суда подлежали применению к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу, в том числе, к спорным правоотношениям с участием административного истца, так как он обратился в орган регистрации прав за постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав 10 июня 2020 года, то есть после вступления в силу федерального закона - после 1 января 2017 года. При этом наличие постановления Администрации Зерноградского городского поселения № 999 от 29 октября 2012 года об утверждении акта приемки завершенной реконструкции жилого помещения под магазин, расположенный по адресу <адрес> не влияет на момент возникновения указанных отношений, так как их возникновение связано с самостоятельными действиями правообладателя, который обратился в орган регистрации прав после вступления в силу указанного Закона.

В этой связи, действия административного ответчика не свидетельствуют о незаконности приостановления органом регистрации прав государственного кадастрового учета и государственной регистрацией прав на спорное помещение.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П).

Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Данное регулирование позволяет получить эффективную судебную защиту только нарушенных прав и свобод граждан.

Принимая решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на принадлежащий административному истцу объект недвижимости, административный ответчик действовал в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства, в рамках предоставленных ему полномочий и компетенции.

В представленном в судебное заседание административным ответчиком возражении, представитель административного ответчика указывает, что административное исковое заявление Кузминова С.М. подлежит оставлению без рассмотрения, так как административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ч.1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает, что приведенные представителем административного ответчика доводы не могут быть приняты судом во внимание, суд исходит из следующего:

Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть обжалованы в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Как следует из частей 2 и 4 названной статьи, для обжалования решения о приостановлении в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. В случае пропуска данного срока заявление об обжаловании не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

В соответствии с положениями статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1) а также правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункт 3).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 8 апреля 2003 г. N 158-О, досудебный порядок урегулирования споров направлен на оперативное разрешение конфликтов непосредственно в государственных органах, а потому сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционное право на судебную защиту. Не может он трактоваться и как не допускаемое статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение названного права, поскольку, предусматривая возможность устранения нарушений уже на стадии досудебного ведомственного контроля, служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод (статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Положения законодательства, предусматривающие обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, приняты в целях обеспечения дополнительных гарантий гражданина относительно наиболее быстрого, внесудебного порядка разрешения возникшего спора и не могут рассматриваться как препятствие для судебной защиты нарушенного права.

Учитывая изложенные правовые позиции, истечение на момент обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением, доводы относительно подачи административным истцом жалобы в Апелляционную комиссию не могут расцениваться судом в качестве гарантии защиты прав административного истца, и по мнению суда являются ограничением доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений. Оставление без рассмотрения административного искового заявления не будет способствовать оперативному разрешению спора между сторонами. Суд полагает, что оснований для оставления административного искового заявления Кузминова С.М. без рассмотрения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 180-185КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Кузминова С. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2021 года.

Судья Н.В. Дробо