ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1586/19 от 02.04.2019 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело №2а-1586/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2019 года г. Щелково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,

при секретаре судебного заседания Даутовой Ф.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к ООО «Медиа Цель» о приостановлении деятельности средства массовой информации – сетевого издания «На Линии»,

Установил:

Административный истец Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к ООО «Медиа Цель» о приостановлении деятельности средства массовой информации – сетевого издания «На Линии».

В обоснование требований указано, что истец осуществляет регистрацию средств массовой информации. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации – сетевого издания «На Линии» серии . Учредителем средства массовой информации является ООО «Медиа Цель», статус данного средства массовой информации является действующим. Средство массовой информации – сетевое издание «На Линии» распространяется на территории Российской Федерации и зарубежных стран.

01.01.2016 года вступили в силу внесенные ФЗ №305-ФЗ от 14.10.2014 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о средствах массовой информации» изменения в статью 19.1 Закона о СМИ, устанавливающие ограничение иностранного участия в деятельности средств массовой информации.

В соответствии со ст. 19.1 Закона о СМИ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а так же находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.

На основании задания руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ период с 22.10.2018 года по 24.10.2018 года Управлением проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении средства массовой информации – сетевого издания «На Линии», по итогам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате мероприятий по контролю установлено, что главный редактор средства массовой информации – сетевого издания «На Линии» является гражданином Латвийской Республики, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ.

На основании изложенного, административный истец просит приостановить деятельность средства массовой информации – сетевого издания «На Линии» (свидетельство о регистрации средства массовой информации от ДД.ММ.ГГГГ серии ) до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ООО «Медиа Цель» Таран А-А В, и учредитель ФИО1 в судебном заседании административный иск не признали по основаниям того, что СМИ «На Линии» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, изменения в статью 19.1 Закона о СМИ внесены ФЗ №305-ФЗ от 14.10.2014 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о средствах массовой информации», вступили в силу с 01.01.2016 года, при этом, данные об иностранном гражданстве Мараховскиса Викторса поданы в числе документов на регистрацию, и никогда не скрывались. Таким образом, нарушения возникли не в результате нарушений действий административного ответчика, а в результате действий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая приняла все документы, несмотря на то, что с представителями ведомства неоднократно контактировали, что бы все правильно зарегистрировать. О возникших нарушениях административный ответчик узнал из требования приостановить деятельность издания. На момент рассмотрения иска в суде ФИО1 является гражданином РФ, а так же членом экспертного совета при Министерстве культуры, штатным сотрудником МИА «Россия Сегодня» в должности шеф-редактора сайта РИА «Новости», ведущим еженедельной авторской рубрики на федеральном канале (Пятый канал), экспертом Института социально-экономических и политических исследований при администрации президента. На основании изложенного, просили в удовлетворении административного иска отказать, ввиду отсутствия нарушений.

Выслушав административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 ФЗ №2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в течение тридцати рабочих дней с даты его поступления.

Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.

В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;

2) наименование (название) средства массовой информации;

3) язык (языки);

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;

11) доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания;

(п. 11 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

12) информация об уплате государственной пошлины.

(п. 12 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечни таких документов утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19.1 Закона о СМИ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а так же находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2015г. №1107 утвержден перечень документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание. Согласно данному перечню к заявлению о регистрации средства массовой информации прилагаются:

1. Заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии учредительных документов юридических лиц.

2. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью.

Документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складочном) капитале юридического лица или о долях в уставном (складочном) капитале.

3. Выписка из торгового реестра страны регистрации или иной эквивалентный документ в соответствии с законодательством страны регистрации учредителя (участника) юридического лица.

4. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц).

5. Копия документа, свидетельствующего о подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (предоставляется по собственной инициативе заявителя).

6. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (при наличии).

Из пояснений административного истца следует, что данные об иностранном гражданстве Мараховскиса Викторса были поданы в числе документов на регистрацию. Доказательств обратного со стороны административного истца, а равно, как и доказательств того, что административным ответчиком были скрыты данные об иностранном гражданстве Мараховскиса Викторса, суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано средство массовой информации – сетевое издание «На Линии», что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Ввиду изложенного, суд не усматривает в действиях административного ответчика нарушений требований ФЗ «О средствах массовой информации» при регистрации средства массовой информации. Суд так же принимает во внимание, что на момент рассмотрения административного иска ФИО1 является гражданином Российской Федерации (л.д. 61).

На основании изложенного, административный иск подлежит отклонению, как необоснованный.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Решил:

В удовлетворении административного иска Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к ООО «Медиа Цель» о приостановлении деятельности средства массовой информации – сетевого издания «На Линии» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Э.В. Адаманова