Дело № 2а-1586/2018РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва к детской общественной организации Республики Тыва «Салгал» (Поколение) о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва (далее- Управление) обратилось в суд с административным иском к детской общественной организации Республики Тыва «Салгал» (Поколение) о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указано, что детская общественная организация Республики Тыва «Салгал» (Поколение) (далее – Организация) создана на Учредительном общем собрании ДД.ММ.ГГГГ. Решение о государственной регистрации Организации принято Управлением Министерства юстиции РФ по РТ (далее - Управление) ДД.ММ.ГГГГ. Постоянно действующий руководящий орган Организации – Совет располагается по адресу: <адрес>А., руководителем является С
В период с ДД.ММ.ГГГГ Управлением была проведена плановая документарная проверка деятельности указанной Организации. В результате проверки выявлены следующие нарушения.
Организацией в нарушение аб.5 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82 «Об общественных объединениях» не представлены запрашиваемые в уведомлении о проведении проверки документы. Не соблюдаются положения Устава, срок полномочий Совета истек ДД.ММ.ГГГГ; заседания Совета за проверяемый период не проводились; сроки полномочий Контрольно-ревизионной комиссии истекДД.ММ.ГГГГ, проверки финансово-хозяйственной деятельности Совета и Организации в целом не проводятся, а также данная комиссия не отчитывается перед Общим собранием. Протокол Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательных требований, установленных законодательством РФ. В Уставе Организации не содержится описания используемой символики.
При анализе вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания, определенной п. 6.5 Устава установлено, что в них отсутствуют вопросы об определении порядка приема в состав членов Организации и исключения из ее членов, о назначении ликвидационной комиссии и об учреждении ликвидационного баланса, об утверждении бухгалтерской отчетности, а также назначение аудиторской организации и индивидуального аудитора. Кроме того, рассмотрение вопросов об установлении размеров и порядка оплаты вступительных и членских взносов входит в полномочия Общего собрания, а не Совета. В Уставе не указаны сведения об организационно-правовой форме Организации. Пункт 6.11 Устава противоречит п.4 ст. 65.3 ГК РФ. В нарушение положения Федерального закона «Об общественных объединениях» Организация не проинформировала Управление в трехдневный срок об изменении сведений о месте нахождения Организации и не представила соответствующие документы для внесения изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Организацией не составлялись сметы доходов и расходов за 2013-2015 годы, не публиковались отчеты об использовании своего имущества за 2013-2015 годы.
По результатам проверки Управлением было вынесено предупреждение со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от председателя Организации поступило заявление, что Организация с 2012 года существовала и работала, с 2015 года поддержки со стороны Министерства образовании и науки РТ не стало. Устранить предписанные нарушения устранить не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств. Просит рассмотреть вопрос о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица. По результатам изучения данного заявления Управлением установлено, что нарушения законодательства РФ по вынесенным письменным предупреждениям до настоящего времени не устранены.
Просит признать детскую общественную организацию Республики Тыва «Салгал» (Поколение) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца М, действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала заявление в полном объеме, дав пояснения, соответствующие доводам иска.
Представитель административного ответчика С в судебном заведении исковые требования признала.
Представители заинтересованного лица МРИ ФНС РФ №1 по РТ на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано: информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» органом, уполномоченным принимать решения о государственной регистрации региональных отделений, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, а также осуществлять контроль за соответствием их деятельности законодательству РФ и уставным целям является Министерство юстиции РФ.
В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерство юстиции РФ от 03.03.2014 г. № 26, вышеуказанные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Министерства юстиции РФ – Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по РТ имеет полномочия для обращения в суд с иском о ликвидации общественных объединений.
Как следует из иска на основании распоряжения Управления Минюста по РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением была проведена плановая проверка деятельности Организации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки были выявлены следующие нарушения законодательства.
В нарушение аб.5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 года №-82 «Об общественных объединениях», согласно которому общественное объединение обязано представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы, Организацией не представлены документы, запрашиваемые в уведомлении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
В нарушение аб.2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, Организацией не соблюдаются положения Устава.
В соответствии с аб.5 п. 6.5 Устава Совет Организации избирается Общим собранием сроком на 3 года. В нарушение указанного пункта срок полномочий Совета, избранного на учредительном Общем собрании ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 6.8 Устава периодичность проведения заседаний Совета Организацией не соблюдается, так заседания Совета в ДД.ММ.ГГГГ не проводились. В нарушение п. 8.1 Устава периодичность избрания Контрольно-ревизионной комиссии также не соблюдается, срок истек ДД.ММ.ГГГГ. Протокол Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательных требований, установленных п. 3 и 4 ст. 181.2 ГК РФ.
В соответствии с п. 1.9 Устава Организация имеет печать, эмблему, бланки со своим наименованием и другую символику, расчетный счет в банке и необходимые реквизиты. Однако ее описание не содержится в Уставе.
Согласно пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ если иное не предусмотрено названным Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Вместе с тем, при анализе вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания, определенной пунктом 6.5 Устава установлено, что в них отсутствуют вопросы об определении порядка приема в состав членов Организации и исключения из числа ее членов, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.Кроме того, рассмотрение вопросов об установлении размеров и порядка оплаты вступительных и членских взносов входит в полномочия Общего собрания, а не Совета.
В нарушение пп.1 п.1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав Организации не содержит сведения о ее организационно-правовой форме. Пункт 6.11 Устава противоречит п.4 ст. 65.3 ГК РФ.
В соответствии с решением Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ у Организации сменился адрес постоянно действующего руководящего органа – <адрес>. Однако согласно данным учетного дела и ЕГРЮЛ адресом Организации является: <адрес>. Такми образом, Организация не проинформировала Управление в трехдневный срок об изменении сведений об адресе и не представило соответствующие документы для внесения указанных изменений.
В нарушение аб.2 п.1 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, Организацией не оставлялись сметы расходов и доходов за 2013-2015 годы.
В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которой общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, Организацией не публиковались отчеты об использовании своего имущества за 2013-2014 годы или иным образом не обеспечивалась доступность ознакомления с указанными отчетами.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Организации выносилось письменное предупреждение о нарушении законодательства, предоставлялся срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения Управления с иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
Кроме того, председатель Организации СДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением в Управление Минюста по РТ с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении деятельности Организации в качестве юридического лица.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что ответчик не представлял в уполномоченный орган запрашиваемые документы, неоднократно нарушал требования действующего законодательства и собственного устава, в связи с чем приходит к выводу о том, что признание Организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва к детской общественной организации Республики Тыва «Салгал» (Поколение) о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Признать детскую общественную организацию Республики Тыва «Салгал» (Поколение) (ОГРН №) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 04 февраля 2018 года, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Судья Иргит Н.Б.