<номер>а-1586/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хамзиной Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей по транспортному налогу, мотивируя свои требования тем, что <ФИО>1 является собственником транспортного средства: автомобиля марки <номер>, год выпуска 1996, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>. Инспекцией направлено налогоплательщику налоговые уведомления <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата> с расчетом налога за 2015-2017 год. В связи с тем, что <ФИО>1 обязательство по уплате налога не исполнено, Инспекцией направлены требования об уплате налогов и пени <номер> от <дата> и <номер> от <дата>. <дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> в отношении <ФИО>1 вынесен судебный приказ <номер>а-<дата>. Впоследствии административного ответчика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, <дата> судебный приказ был отменен. Определением Советского районного суда <адрес> от <дата> произведена замена административного истца с Межрайонной инспекции ФНС России <номер> по <адрес> на правопреемника - Управление ФНС России по <адрес>, в связи с реорганизацией. С учетом изложенного, просили суд взыскать с <ФИО>1 задолженность по транспортному налогу: налог в размере 2 086 руб., пени в размере 34.62 руб., восстановить срок для подачи административного иска.
В судебное заседание представитель административного истца Управления ФНС России по <адрес> не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик <ФИО>1 не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно статье 363 Налогового Кодекса Российской Федерации уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи <адрес> «О транспортном налоге» от <дата><номер>-ОЗ, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, <ФИО>1 является собственником транспортного средства: автомобиля марки ВАЗ 2106 <номер>, год выпуска <дата> дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>.
Налоговым органом налогоплательщику направлены налоговые уведомления <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, с расчетом задолженности по налогу за 2015-2017 год, согласно которым задолженность по транспортному налогу составила 2 086 руб.
Обязательства по уплате транспортного налога административным ответчиком за указанный период не исполнены, в связи с чем, ему начислена пеня в размере 34,62 руб.
Поскольку <ФИО>1 обязательство по уплате налога не исполнено, инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога и пени <номер> от <дата> (срок уплаты до <дата>) и <номер> от <дата> (срок уплаты до <дата>).
Вместе с тем, ответчиком сумма налога и пени, начисленная административным истцом, до настоящего времени не оплачена.
Определением Советского районного суда <адрес> от <дата> произведена замена административного истца с Межрайонной инспекции ФНС России <номер> по <адрес> на правопреемника - Управление ФНС России по <адрес>, в связи с реорганизацией.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями пунктов 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица суд обязан проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (пункт 20 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер>, Пленума ВАС Российской Федерации <номер> от <дата> «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 1).
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес><дата>.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ <номер>а-2160/2022 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> к <ФИО>3 о взыскании недоимки и пени на общую сумму 2 129,56 руб.
<дата> определением и.о. мирового судьи судебного участка <номер> мировым судьей судебного участка №<адрес> судебный приказ <номер> отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражений, относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата><номер> «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из систематического толкования вышеуказанных норм закона, наступление правовых последствий при неисполнении должником требования по уплате обязательных платежей, связано с соблюдением налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа: первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть, месяцев, нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Таким образом, административное исковое заявление о взыскании с <ФИО>1 обязательных платежей могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, то есть в период с <дата> по <дата>.
С административным исковым заявлением о взыскании с <ФИО>1 задолженности по транспортному налогу налоговая инспекция обратилась в суд <дата> (согласно почтовому отправлению) по истечении установленного законом шестимесячного срока.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решением об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Доказательств уважительности пропуска срока административным истцом в материалы дела не представлено. Соблюдение срока является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах суд, приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с <ФИО>1 задолженности по транспортному налогу и отсутствию оснований к восстановлению пропущенного процессуального срока.
Поскольку административный истец пропустил установленный части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения с настоящим административным иском в суд и не имеется уважительных причин для его восстановления, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей по транспортному налогу.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск удовлетворению не подлежит, а административный истец от ее уплаты освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей по транспортному налогу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.
Судья Н.П. Синельникова