Дело № 2а-1587/2022
25RS0010-01-2022-001655-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года г. Находка Приморского края
Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года (в порядке статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой О.А.,
при секретаре Турчанович О.Л.,
с участием помощника прокурора г. Находки Быковой А.Е.
представителя административного ответчика начальника отдела правового обеспечения земельных отношений правового управления администрации Находкинского городского округа ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 о признании незаконной документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации Находкинского городского округа от 08.08.2014 № 1457 недействующей в части утверждения границы красной линии, проходящей через границы объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу:, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 в лице своего представителя – адвоката ФИО7 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что ей на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, степенью готовности 6%, назначение нежилое, расположенный по адресу:по направлению на запад от жилого дома, кадастровый №. Данный объект принадлежит административному истцу на основании договора продажи недвижимости от 07.05.2014. Ответом от 23.08.2021 исх. № 13.2-9-3165 и.о. начальника управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа ФИО4 было принято решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов. Постановлением администрации Находкинского городского округа от 08.08.2014 № 1457 «Об утверждении документации по планировке территории» утверждены красные линии, в том числе, и в отношении земельного участка с кадастровым номером №, тем самым вышеуказанный земельный участок вошел в границы территории общего пользования: улицы и дороги местного значения. Административный истец считает, что красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости и границ земельного участка, большая часть земельного участка расположена в границах территории общего пользования за «красной линией», что создает препятствия в осуществлении прав собственника недвижимого имущества и лица, имеющего исключительное право в порядке пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации на приобретение земельного участка в собственность без торгов. Объект незавершенного строительства, расположенный на указанном земельном участке, приобретен истицей на основании договора купли-продажи в собственность в мае 2014. Ранее прежнему собственнику было выдано разрешение № RU 25308000-01/09 от 11.01.2009 на строительство магазина. Земельный участок с кадастровым номером № находился в аренде у прежнего собственника объекта незавершенного строительства на основании договора аренды земельного участка № 4430ф08 от 08.05.2008, заключенного с администрацией Находкинского городского округа, в котором отражено, что ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано. Об этом следует и из градостроительного плана земельного участка. О том, что по земельному участку и объекту незавершенного строительства проходит красная линия, часть участка и объекта находятся на территории общего пользования, истица узнала в 2021 году, когда обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов, на которое получила отказ. На сегодняшний день истица лишена возможности получить земельный участок под завершения строительства на 3 года. Просила признать постановление администрации Находкинского городского округа от 08.08.2014 № 1457 недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости – объект незавершенного строительства степенью готовности – 6%, кадастровый №, и земельного участка, кадастровый №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится в 10 метрах по направлению на запад от ориентира, почтовый адрес ориентира:, с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Находкинского городского округа принять решении о корректировке красной линии относительно указанного объекта недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В судебном заседании административный истец ФИО2 и её представитель ФИО7 не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в установленном законом порядке, от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии административного истца и её представителя.
Представитель административного ответчика администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО5 в судебном заседании с административным иском не согласилась, настаивала на доводах письменного отзыва, согласно которого в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, в рассматриваемом случае - администрации Находкинского городского округа. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе сфере обеспечения благоприятных условий жизни. Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ). В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1 ст. 35 ГрК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органа местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Из положений ч. 14 ст. 45 ГрК РФ следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации. Тем самым, принятие решения об утверждении документации по планировке территории относится к полномочиям администрации Находкинского городского округа. Из содержания ч. 1 ст. 18 ГрК РФ следует, что генеральный план городских округов является одним из документов территориального планирования муниципального образования. Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2 ст. 41 ГрК РФ). Согласно ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, проходы к водных объектам общего пользования или их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального назначения, объектов местного значения. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (ст. 26 ГрК РФ). В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК РФ). Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристики и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории. Таким образом, проект планировки должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования. При этом по смыслу, утвержденных постановлением администрации Находкинского городского округа от 17.02.2022 № 155 Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа. Заявитель, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ не обосновал в своем заявлении нарушение его прав и законных интересов. При обращении в суд с настоящим заявлением заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы, ограничивает право собственности ФИО2 Однако каких-либо доказательств, подтверждающих указанные доводы, не представлено. Доводы заявителя о возможном нарушении прав заявителя в будущем не являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Напротив, из текста заявления следует, что ФИО2 является собственником объекта незавершенного строительства, степенью готовности 6%, назначение: нежилое с кадастровым номером № и арендатором земельного участка с кадастровым номером №. Спорным постановлением утверждена документация по планировке территории, в составе проекта планировки территории, в том числе в отношении данного земельного участка и объекта незавершенного строительства. Сам факт утверждения рассматриваемого проекта планировки территории не влечет прекращения прав заявителя на земельный участок с кадастровым номером № и объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в полном объеме. Отвечая на вопросы пояснила, что строительство дороги в границах красных линий в районе объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности административному истцу в ближайшее время не планируется, как и изъятие у ФИО2 объекта недвижимости для муниципальных нужд.
В данном суду заключении помощник прокурора г. Находки Быкова А.Е. полагала, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление Администрации Находкинского городского округа Приморского края следует признать не действующим в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы принадлежащего административному истцу объекту недвижимости и используемому земельному участку, поскольку красные линии утверждены без учета границ объекта незавершенного строительства, принадлежащего административному истцу на праве собственности, чем нарушены права последней.
Изучив требования административного истца, позицию административного ответчика, представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов граждан, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ), а именно: согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ.
Из положений части 14 статьи 45 ГрК РФ следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации.
Из содержания части 1 статьи 18 ГрК РФ следует, что Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования.
Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98» (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом, в соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 3.3 Инструкции красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Пунктом 3.4 названной Инструкции предусмотрено, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
По смыслу пункта 20 статьи 1, подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ к объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к таким землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктами 2 и 3 статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом по общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Таким образом, отнесение земельных участков к территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса о резервировании и (или) об изъятии таких земельных участков для муниципальных нужд.
08.08.2014 администрацией Находкинского городского округа принято постановление № 1457 «Об утверждении документации по планировке территории», которым утверждена документация по планировке территории. Указанным актом утверждены красные линии, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером №, тем самым вышеуказанный земельный участок и расположенный на нем объект незавершенного строительства вошел в границы территории общего пользования.
По результатам изучения представленных административным ответчиком документов, с учетом требований законодательства суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.
Проверяя соответствие части оспариваемого акта нормативным правовым документам, имеющим большую юридическую силу, а также на предмет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно представленным фрагментам карты градостроительного зонирования территории Находкинского городского округа из Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа земельный участок расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
Из представленного фрагмента карты функционального зонирования территории Находкинского городского округа из Генерального плана Находкинского городского округа и информации МКУ «ДАГиЗ» следует, что участок расположен в общественно-деловой зоне. Улица относится к существующей улице местного значения. На спорной территории расположена ветхая жилая застройка, планируется строительство многоквартирной жилой застройки после ликвидации ветхого жилищного фонда. Ширина в красных линиях улицы принята 25 метров.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы Находкинского городского округа от 31.03.2008 № 541 «О передаче земельного участка в аренду под строительство ФИО1» ФИО1 в аренду сроком на два года под строительство магазина передан земельный участок площадью 0,0967 га, расположенный в 10 метрах к западу от жилого .
08.05.2008 между администрацией Находкинского городского округа и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка № 4430ф08, площадью 967 кв.м., с кадастровым номером №. Срок аренды установлен на период с 31.03.2008 по 31.03.2010. Земельный участок предоставлен под строительство магазина.
07.08.2008 начальником УАГиЗ администрации Находкинского городского округа утвержден градостроительный план земельного участка, на котором определна зона допустимого размещения строения.
11.01.2009 управлением архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Находкинского городского округа ФИО1 выдано разрешение № RU 25308000-01/09 на строительство магазина по адресу: в 10-ти метрах по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира:.
02.02.2010 выдан кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства готовностью 6 %, площадь застройки 237,5 кв.м. Право собственности ФИО1 на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.04.2010.
07.05.2014 между ФИО1 и ФИО2 заключен договор купли продажи объекта незавершенного строительства, готовностью 6 %, расположенный в 10 метрах на запад от жилого в . Право собственности зарегистрировано 19.05.2014.
Постановлением администрации Находкинского городского округа от 16.07.2014 № 1325 «О расторжении договора аренды земельного участка от 08.05.2008 № 4430ф08», заключенный с ФИО1 договор аренды земельного участка от 08.05.2008 № 4430ф08 расторгнут. 25.07.2014 заключено соглашение о расторжении договора аренды с 16.07.2014.
23.08.2021 управлением землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа ФИО2 отказано в предоставлении земельного участка площадью 967 кв.м. в аренду на 3 года для завершения строительства объекта незавершенного строительства степенью готовности 6 %, поскольку часть испрашиваемого участка площадью 536 кв.м. расположена в пределах территории общего пользования (улицы и дороги местного значения) и в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначена для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, а с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером №, площадью 967 кв.м. проведенного 18.07.2022 представителями административного истца и ответчика, доступ на территорию участка свободный, территория не огорожена, на территории просматривается фундамент недостроенного объекта. К акту приложены фотографии, а также схема, согласно которой красные линии дороги пересекают объект незавершенного строительства, принадлежащий на праве собственности административному истцу.
Факт пересечения красной линией объекта незавершенного строительства отражен также на схеме расположения земельного участка, предоставленной административным ответчиком в суд вместе с возражениями на административное исковое заявление.
Таким образом, представленными материалами дела объективно подтверждается факт прохождения красной линии по объекту незавершенного строительства, принадлежащему ФИО2 на праве собственности, что свидетельствует об их утверждении без учета границ существующего объекта недвижимости, что недопустимо.
Какого-либо правового обоснования правомерности отнесения к территории общего пользования земельного участка, предоставленного администрацией Находкинского городского округа в 2008 году физическому лицу для строительства магазина, административным ответчиком в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств, свидетельствующих о том, что объект незавершенного строительства, принадлежащий административному ответчику возведен на земельном участке общего пользования. Напротив, документально подтверждается, что спорный земельный участок был предоставлен под строительство магазина, отношения по землепользованию участком сложились с 2008 года.
Действующее законодательство не допускает произвольного отнесения земельных участков, предоставленных под строительство к землям общего пользования.
При этом, расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в собственность, поскольку передача такого объекта в единоличное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке и противоречит правовому режиму земель общего пользования.
Приведенные положения в своей совокупности свидетельствуют о том, что пересечение объекта незавершенного строительства, принадлежащего ФИО2 и земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности истицы, препятствует оформлению прав на земельный участок под объектом незавершенного строительства, а также проведению работ по строительству объекта, ввиду невозможности получения разрешения на строительство и свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.
Согласно информации МКУ «Находка ДАГИЗ» от 24.05.2022, предоставленной по запросу суда, сведения о разработке, согласовании и утверждении проекта по строительству дороги, на основе Генерального плана и проекта планировки территории, проходящей по территории земельного участка и объекта незавершенного строительства, расположенных по адресу:, в 10 метрах по направлению на запад от жилого дома по , отсутствуют. В оспариваемом правовом акте указаний на необходимость изъятия для муниципальных нужд земельного участка и объекта недвижимости, находящихся на территории планируемого строительства дороги не имеется. Решения о резервировании и (или) изъятии вышеуказанных земельного участка и объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд в сроки, установленные ст. 45 ГрК РФ не принимались.
Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает объект незавершенного строительства, принадлежащий ФИО2 на праве собственности и земельный участок, на котором располагается объект незавершенного строительства, административным ответчиком не представлено.
Доводы ответчика, который обосновывает установление красных линий и отнесение земельного участка к землям общего пользования Генеральным планом не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом правовом акте отсутствует указание на необходимость изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, отнесенных к территории планируемого строительства автодороги.
Принимая во внимание изложенное выше, а именно нарушение утвержденной красной линией прав и законных интересов административного истца, отсутствие достаточных доказательств наличия публичного интереса в установлении красной линии в утвержденной конфигурации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать постановление Администрации Находкинского городского округа от 08.08.2014 № 1457 «Об утверждении документации по планировке территории» недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости – объект незавершенного строительства степенью готовности – 6%, кадастровый №, и земельного участка, кадастровый №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится в 10 метрах по направлению на запад от ориентира, почтовый адрес ориентира:, с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Находкинского городского округа принять решении о корректировке красной линии относительно указанных объектов недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Находкинского городского округа опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Приморский краевой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья О.А. Фёдорова