ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1588/2023 от 12.09.2023 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2023 года г. Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Колмыковой М.В.,

при секретаре Данилиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1588/2023 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г.Пензы к Галилееву Игорю Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г.Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Галилееву И.В., указывая в обоснование, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит Галилеев И.В. Ему начислен транспортный налог: за 2016 год в размере 1080 рублей. Данная задолженность взыскивалась в порядке судебного приказа № 2-2121 от 23 июля 2018 года. В связи с неоплатой ему были начислены пени за период со 2 декабря 2017 года по 9 июля 2019 года в размере 134 руля 80 копеек. За 2017 год - в размере 1080 рублей. Данная задолженность не оплачена. В связи с неоплатой начислены пени в сумме 60 рублей 50 копеек. За 2018 год административному ответчику начислен транспортный налог в сумме 1080 рублей. В связи с неоплатой ему были начислены пени за период со 2 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года в размере 16 рублей 29 копеек. За 2019 года - в размере 1080 рублей. Данная задолженность также не оплачена. В связи с неоплатой ему начислены пени за период со 2 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года в сумме 31 рубль 90 копеек. Сумма недоимки взыскивалась в порядке приказного производства в установленные сроки мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2941/2022 от 29 августа 2022 года. Однако указанный приказ по заявлению ответчика был отменен 8 декабря 2022 года. В своем заявлении административный истец указывает, что крайний срок для обращения в суд с иском в порядке гл. 32 КАС РФ - 8 июня 2023года. В установленные законом сроки административное исковое заявление было направлено в Первомайский районный суд г. Пензы, что подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции. Однако определением Первомайского районного суда г. Пензы от 19 июня 2023года административное исковое заявление ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Галилееву И.В. было возвращено взыскателю, причиной тому послужило не соблюдение требований, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления, то есть не был приложен документ, позволяющий суду убедиться в получении административным ответчиком административного иска и приложения к нему. По указанной причине ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы был пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки с Галилеева И.В. Учитывая данный факт, Инспекция просит считать данные обстоятельства пропуска срока в качестве уважительной причины. Просит восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности с Галилеева И.В.

Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г.Пензы просит суд взыскать с административного ответчика Галилеева И.В. в свою пользу недоимку по транспортному налогу в сумме 3240 рублей за 2017, 2018, 2019 года, пени в размере 243 рубля 49 копеек, из которых: за 2016 года за период со 02 декабря 2017 года по 9 июля 2019 года в сумме 134 рубля 80 копеек; за 2017 года за период с 4 декабря 2018 года по 9 июля 2019 года в размере 60 рублей 50 копеек; за 2018 года за период с 3 декабря 2019 года по 12 февраля 2020 года в сумме 16 рублей 29 копеек; за 2019 год за период со 2 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года в размере 31 рубля 90 копеек, всего на общую сумму 3 483 рубля 49 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Первомайскому району г.Пензы Калугина О.В., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, административный иск поддержала, просила его удовлетворить. Просила восстановить пропущенный срок на подачу административного иска в суд. В дополнении к административному иску указала, что согласно сведениям МРЭО ГИБДД в собственности у Галилеева И.В. имеется легковой автомобиль ВАЗ-2107, регистрационный знак ..., дата регистрации права 11 января 2009 года. Указала, что освобождением от уплаты транспортного налога может явиться гибель или уничтожение этой вещи, влекущее полную и безвозвратную утрату такого имущества. Согласно письму ФНС России от 6 июля 2021 года № БС-2-21/9471@ ситуации, когда прекращение существования транспортного средства, как объекта налогооблажения, обусловлено волеизъявлением его собственника (то есть происходит не в результате стихийных бедствий, аварий, иной непреодолимой силы, обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), для установления оснований, подтверждающих уничтожение транспортного средства, должны применяться аналогичные нормы об основаниях снятия транспортного средства с государственного учета. Галилеев в своих возражениях на административное исковое заявление указывает, что транспортное средство утрачено, а именно: сдано в металлолом согласно приемо-сдаточному акту № 001699 от 29 ноября 2010 года, в связи с чем он считает, что сдача автомобиля в металлолом означает его уничтожение. Согласно п. 71 Снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Таким образом, для прекращения налогооблажения транспортного средства в связи с прекращением его существования по волеизъявлению его собственника налоговыми органами в качестве основания должно рассматриваться свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, выданное лицом, выполнившим данные действия. Изложенная позиция поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 6 июля 2021 года № 03-05-04-04/53356). Схожую позицию имеет Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" снятие государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Соответственно, для снятия с учета транспортного средства по утилизации нужна справка о его реальном уничтожении, то есть необходимо документальное подтверждение факта уничтожения имущества. Такой документ административным ответчиком представлен не был. Согласно справке ГИБДД, представленной по запросу Инспекции, № 61230445 от 7 апреля 2023 года, 28 мая 2012 года на транспортное средство Галилеева И.В. были наложены запреты и ограничения. Кроме того, Галилеев И.В. не отрицает факт не снятия до настоящего времени с регистрационного учета автомобиля. Из пункта 49 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (являющихся приложением к Приказу МВД России от 27 января 2003 г. N 59) регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Галилеев И.В. обращался с жалобой в вышестоящий налоговый орган, однако его жалоба оставлена без удовлетворения. Положения п. 3.1 статьи 362 НК РФ применимы только к отношениям, возникшим после 23 декабря 2020 года. Доводы Галилеева И.В. несостоятельны.

Административный ответчик Галилеев И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указывая на то, что транспортный налог на автомобиль ВАЗ-2107, государственный регистрационный знак М753НУ 58, начислен ему не законно, так как данное имущество утрачено, оно было сдано на металлолом согласно приемо-сдаточному акту № 001699 от 29 ноября 2010 года. На уничтоженное транспортное средство налог не должен начисляться даже при несвоевременном снятии такого транспортного средства с регистрационного учета. Ссылается на положения п. 3.1 ст. 362 НК РФ и письмо ФНС № БС-4-21/21862@ от 25 октября 2019 года. Просит в удовлетворении административного иска отказать, прекратить и аннулировать начисления транспортного налога на уничтоженный автомобиль.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В судебном заседании установлено, что по данным ГИБДД за Галилеевым И.В. зарегистрировано транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак ..., марка ВАЗ-2107, дата регистрации права 11 января 2009 года. Указанное обстоятельство подтверждается сведениями Государственного реестра регистрации транспортных средств по состоянию на апрель 2023 года.

Административный ответчик в подтверждение своих доводов о том, что объект налогооблажения в настоящее время уничтожен, представил суду приемо-сдаточный акт № 001699 от 29 ноября 2010 года.

Однако суд соглашается с позицией административного истца о том, что освобождением от уплаты транспортного налога может явиться гибель или уничтожение этой вещи, влекущее полную и безвозвратную утрату такого имущества.

Так, согласно письму ФНС России от 6 июля 2021 года № БС-2-21/9471@ ситуации, когда прекращение существования транспортного средства, как объекта налогооблажения, обусловлено волеизъявлением его собственника (то есть происходит не в результате стихийных бедствий, аварий, иной непреодолимой силы, обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), для установления оснований, подтверждающих уничтожение транспортного средства, должны применяться аналогичные нормы об основаниях снятия транспортного средства с государственного учета. Галилеев в своих возражениях на административное исковое заявление указывает, что транспортное средство утрачено, а именно: сдано в металлолом согласно приемо-сдаточному акту № 001699 от 29 ноября 2010 года, в связи с чем он считает, что сдача автомобиля в металлолом означает его уничтожение.

Согласно п. 71 Павил государственной регистрации транспортных средств снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Таким образом, для прекращения налогооблажения транспортного средства в связи с прекращением его существования по волеизъявлению его собственника налоговыми органами в качестве основания должно рассматриваться свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, выданное лицом, выполнившим данные действия.

Изложенная позиция поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 6 июля 2021 года № 03-05-04-04/53356). Схожую позицию имеет Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" снятие государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

При таких обстоятельствах для снятия с учета транспортного средства по утилизации нужна справка о его реальном уничтожении, то есть необходимо документальное подтверждение факта уничтожения имущества.

Между тем такой документ административным ответчиком не представлен суду.

Согласно справке ГИБДД, представленной по запросу Инспекции, № 61230445 от 7 апреля 2023 года, 28 мая 2012 года на транспортное средство Галилеева И.В. были наложены запреты и ограничения.

Кроме того, Галилеев И.В. не отрицает факт не снятия до настоящего времени с регистрационного учета автомобиля.

Из пункта 49 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (являющихся приложением к Приказу МВД России от 27 января 2003 г. N 59, действовавших в момент возникновения спорных правоотношений) регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Галилеев И.В. обращался с жалобой в вышестоящий налоговый орган, однако его жалоба оставлена без удовлетворения.

Вопреки утверждениям административного ответчика положения п. 3.1 статьи 362 НК РФ применимы только к отношениям, возникшим после 23 декабря 2020 года.

В силу изложенного, несмотря на утверждения административного ответчика Галилеева И.В., он является плательщиком транспортного налога.

Расчет суммы транспортного налога указан в налоговых уведомлениях № 74814777 от 1 сентября 2020 года в сумме 1080 рублей, № 15853119 от 21 сентября 2017 года в сумме 1080 рублей, №43160107 от 10 августа 2018 года в сумме 1080 рублей, № 44154271от 25 июля 2019 года в сумме 1080 рублей.

В установленные законом сроки задолженность по транспортному налогу за 2016-2019 года Галилеевым И.В. не оплачена.

На основании п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Административному ответчику Галилееву И.В. за несвоевременную уплату налогов начислены пени на общую сумму 3 483 рубля 49 копеек, указанные в требованиях № 20552 от 10 июля 2019 года, № 6512 от 5 февраля 2019 года, № 6964 от 13 февраля 2020 года, № 7226 от 17 июня 2021 года,

В адрес Галилеева И.В. были направлены вышеуказанные требования об уплате транспортного налога и пени, что подтверждается требованием и сведениями об отслеживании почтовых оправлений, установлены сроки для исполнения требования. Факт отправки требования подтверждается реестрами отправки заказной бандероли. Однако в установленный в требовании срок административный ответчик уплату налога не произвел.

С учетом положений п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ, согласно которым требование считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, данное требование считается полученным административным ответчиком.

Задолженность по транспортному налогу и пени Галилеевым И.В. не погашена до настоящего момента, что подтверждается данными ее налогового обязательства, ответчиком не оспорено.

Согласно п.2 и п.3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В связи с неисполнением Галилеевым А.В. требования налоговый орган, с соблюдением предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока, обратился к мировому судье судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных сумм задолженности по транспортному налогу и пене. 29 августа 2022 года мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Пензы был выдан судебный приказ о взыскании с Галилеева И.В. задолженности по указанным обязательствам, который в связи с поступившими возражениями был отменен определением мирового судьи от 8 декабря 2022 года. Следовательно, с требованием о принудительном взыскании с Галилеева И.В. задолженности по транспортному налогу и пене в порядке, предусмотренном КАС РФ, административный истец был вправе обратиться в суд до 8 июня 2023 года включительно.

Первоначально с административным иском о взыскании с Галилеева И.В. указанной задолженности по транспортному налогу налоговый орган обратился в Первомайский районный суд г. Пензы до 8 июня 2023 года, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции, то есть с соблюдением предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд. Между тем при решении вопроса о принятии административного иска определением судьи от 19 июня 2023 года административное исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью. В связи с этим административное исковое заявление было возвращено в налоговый орган. После чего Инспекция ФНС России по Первомайскому району г.Пензы обратилась в суд с настоящим иском по правилам подсудности 01 августа 2023 года.

С учетом установленных по административному делу обстоятельств, принятия налоговым органом мер по взысканию с Галилеева И.В. задолженности в установленном законом порядке, суд находит причины пропуска административным истцом срока на обращение с административным исковым заявлением, в том числе обусловленные необходимостью соблюдения требований части 7 статьи 125 КАС РФ, уважительными, пропущенный незначительно налоговым органом срок обращения в суд подлежащим восстановлению.

При таких обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования Инспекции ФНС России по Первомайскому району г.Пензы к Галилееву И.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Ввиду того, что административный истец в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу административного иска в суд, данная госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в федеральный бюджет в соответствии с положениями подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г.Пензы к Галилееву Игорю Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени - удовлетворить.

Взыскать с Галилеева Игоря Владимировича (......) в пользу Инспекции ФНС России по Первомайскому району г.Пензы задолженность по транспортному налогу на физических лиц в размере 3 240 рублей, из которых за 2017 год - 1080 рублей, за 2018 год - 1080 рублей, за 2019 год - 1080 рублей; а также пени в размере 243 рубля 49 копеек, за 2016 – 2019 года, всего 3483 (три тысячи четыреста восемьдесят три) рубля 49 копеек.

Взыскать с Галилеева Игоря Владимировича (...) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2023 года.

Судья: ... М.В. Колмыкова

...

...