ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/19 от 26.08.2019 Тверской гарнизонного военного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-158/2019

26 августа 2019 года город Тверь

Тверской гарнизонный военный суд в составе:

судьи Красовского А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению капитана ФИО1 об оспаривании действий начальника 8 отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в осуществлении действий, направленных на снятие обременений на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 40963, дислоцированной в Тверской области, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором исходя из существа заявленных требований, просил признать действия начальника 8 отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 8 отдела ДЖО), связанные с выраженным в письме от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079 отказом во включении ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы, неправомерными и возложить на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) обязанность включить ФИО1 в указанные списки в целях снятия обременений (ограничений) на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Кроме того, ФИО1 просил взыскать в его пользу понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определениями судьи Тверского гарнизонного военного суда от 08 августа 2019 года административное исковое заявление ФИО1 принято к производству военного суда, по заявлению возбуждено административное дело, к участию в котором привлечены: в качестве административного истца ФИО1, в качестве административных ответчиков: начальник 8 отдела ДЖО и ДЖО, в качестве заинтересованного лица на основании ч. 2 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Министерство обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), как имеющее самостоятельное финансирование юридическое лицо, в составе которого функционирует ДЖО, а также установлено, что срок рассмотрения дела подлежит исчислению с 07 августа 2019 года.

Определением от 22 августа 2019 года на основании на основании ч. 7 ст. 150 и п. 4 ст. 291 КАС РФ в связи с неявкой в судебное заседание, назначенное на 22 августа 2019 года, всех лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени его рассмотрения, явка которых не признана обязательной установлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

В обоснование заявленных требований административный истец ФИО1 указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 40963, дислоцированной в Тверской области. Имеет выслугу на военной службе более 20 лет. Является участником НИС.

В июне 2015 года за счет средств целевого жилищного займа, представленного ФИО1 как участнику НИС, а также собственных денежных средств ФИО1 приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>.

В марте 2016 года право собственности ФИО1 на указанное жилье было зарегистрировано органами Росреестра, но с ограничениями (обременениями) права – ипотека в силу закона.

В связи с достижением выслуги на военной службе более 20 лет, отсутствием задолженности по целевому жилищному займу и прекращением действия договора данного целевого жилищного займа ФИО1 в установленном порядке подал заявление о снятии обременений на приобретенное им жилое помещение.

Вместе с тем начальником 8 отдела ДЖО в письме от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079, полученным ФИО1 04 июня 2019 года, ФИО1 было отказано во включении его в сводные сведения об участниках НИС, достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы, в целях снятия обременений на приобретенное им жилое помещение. Мотивом отказа явилось указание об ошибочности включения ФИО1 в состав участников НИС.

Отмеченные действия начальника 8 отдела ДЖО и ДЖО ФИО1, ссылаясь по положения ч. 3 ст. 9, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», п.п. 7, 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, полагал неправомерными, указав, что предусмотренных законом оснований для исключения ФИО1 из состава участников НИС не имеется, а после получения им денежных средств в порядке целевого жилищного займа и приобретения на них жилья, государство не правомочно оспаривать подобное право ФИО1 и обязано его уважать.

При этом в обоснование своих доводов ФИО1 также сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П, а также на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации по аналогичному с поставленным ФИО1 вопросу, содержащуюся в определении этого суда от 15 июня 2017 года № 206-КГ17-4.

На основании изложенного, указав, что в вышестоящие органы военного управления с жалобой на действия начальника 8 отдела ДЖО и ДЖО он не обращался, ФИО1 просил суд удовлетворить заявленные им требования.

Административные ответчики начальник 8 отдела ДЖО и ДЖО, получив 14 августа 2019 года копию административного искового заявления ФИО1 с приложенными к заявлению документами, а также копии соответствующих определений суда каких-либо возражений и документов относительно заявленных ФИО1 требований в суд в установленный срок не представили.

Заинтересованное лицо МО РФ, получив 14 августа 2019 года копию административного искового заявления ФИО1 с приложенными к заявлению документами, а также копии соответствующих определений суда каких-либо возражений и документов относительно заявленных ФИО1 требований в суд в установленный срок не представило.

Исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. 7, 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы, при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на счете, возвращаются в федеральный бюджет.

Одновременно в соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» получение участником НИС денежных средств посредством предоставления ему целевого жилищного займа является реализацией его права на жилище и считается исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

На основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:

1) увольнение его с военной службы;

2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

В силу изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П правовой позиции следует, что из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации вытекает необходимость соблюдения принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Таким образом, содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащий может быть исключен из реестра участников НИС только при наличии оснований, указанных в законе, к которым ошибочность включения подобного военного военнослужащего в состав участников НИС не относится.

При этом в случае предоставления военнослужащему участнику НИС средств накоплений, учтенных на его именном накопительном счете, приобретения данным военнослужащим с использованием этих средств жилого помещения и фактического исполнения тем самым государством своих обязательств по жилищному обеспечению этого военнослужащего, то вне зависимости от ошибочности включения подобного военного военнослужащего в состав участников НИС он, тем более, не может быть исключен из числа таковых, а равно основания для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета в данном случае также отсутствуют, поскольку денежные средства военнослужащим уже получены.

В противном же случае такой военнослужащий не может быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника НИС и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, что поэтому очевидно противоречит взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и как следствие недопустимо.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с данным Федеральным законом является общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более.

На основании п. 72 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным органом при возникновении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В соответствии с п. 9 Порядка оформления ипотеки в отношении участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2015 года № 820, участник НИС, общая продолжительность военной службы которого достигла 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении, изъявивший желание погасить регистрационную запись об ипотеке, представляет в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган), заявление для включения его в сведения об участниках, достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, и изъявивших желание погасить регистрационную запись об ипотеке в пользу Российской Федерации на приобретенное жилое помещение (жилые помещения) (образец - приложение № 3 к указанному Порядку).

Погашение регистрационной записи об ипотеке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проводится в соответствии с п. 91 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 370.

Согласно п. 91 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 370, в случае прекращения договора целевого жилищного займа в связи с выполнением сторонами своих обязательств (в том числе по возврату участником излишне перечисленных средств) уполномоченный орган и участник осуществляют действия, связанные с погашением регистрационной записи об ипотеке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, военнослужащий участник НИС, достигший общей продолжительность военной службы в льготном или календарном исчислении двадцать лет и более, как обладающий правом использовать накопления, учтенные на его именном накопительном счете, без ограничений, в том числе и в объеме предоставленного ему ранее целевого жилищного займа, вправе погасить регистрационную запись об ипотеке в пользу Российской Федерации на приобретенное жилое помещение.

При этом подобным правом обладает, в том числе, и военнослужащий, отвечающий указанным условиям, но который был ранее ошибочно включен в состав участников НИС, поскольку получение участником НИС денежных средств посредством предоставления ему целевого жилищного займа является реализацией его права на жилище и считается исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего, что не может быть в одностороннем порядке отменено или изменено государственными органами, а приобретенное таковым образом военнослужащим право на жилье подлежит уважению государством.

При изучении материалов административного дела на основании административного искового заявления ФИО1 от 05 августа 2019 года, заявления ФИО1 в суд от 22 августа 2019 года, удостоверения личности ФИО1, паспорта ФИО1, выписки из послужного списка ФИО1 от 16 августа 2019 года, справок войсковой части 40963 от 19 августа 2019 года № 288 и № 289, свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа от 12 января 2015 года серии 1501 № 00158752, договора целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС в целях приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве без использования ипотечного кредита от 05 июня 2015 года № 1501/00158752, договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 05 июня 2015 года № 1/7-73, акта приема передачи квартиры от 16 марта 2016 года, передаточной ведомости от 16 марта 2016 года, кадастрового паспорта квартиры по адресу: <адрес>, свидетельства о государственной регистрации права от 28 марта 2016 года № 69-69/002-69/140/012/2016-507/1, заявления ФИО1 в федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГУ НИС) от 23 марта 2017 года, письма ФГУ НИС от 17 апреля 2017 года № НИС-3/2/2955, рапорта ФИО1 от 22 августа 2018 года, писем войсковой части 40963 от 27 сентября 2018 года № 2432, от 22 ноября 2018 года № 2982, писем федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) от 24 октября 2018 года № 184/5/22180, от 07 июня 2019 года № 184/5/13114, заявлений ФИО1 в ДЖО от 29 апреля 2019 года, от 07 июня 2019 года, письма начальника 8 отдела ДЖО от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079, почтового конверта достоверно установлено, что капитан ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части 40963, дислоцированной в Тверской области. По состоянию на 14 августа 2019 года выслуга ФИО1 на военной службе составляет 20 лет 02 месяца в календарном исчислении и 21 год 02 месяца в льготном исчислении. При этом с 2006 года ФИО1 является участником НИС.

В июне 2015 года за счет средств целевого жилищного займа в размере 1866000 (один миллион восемьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей, представленного ФИО1 как участнику НИС, а также собственных денежных средств в размере 750625 (семьсот пятьдесят тысяч шестьсот двадцать пять) рублей ФИО1 приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>.

В марте 2016 года право собственности ФИО1 на указанное жилье было зарегистрировано органами Росреестра, но с ограничениями (обременениями) права – ипотека в силу закона, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28 марта 2016 года № 69-69/002-69/140/012/2016-507/1.

В связи с достижением выслуги на военной службе более 20 лет, отсутствием задолженности по целевому жилищному займу ФИО1 в августе 2018 года через командование войсковой части 40963 подал заявление о снятии обременений на приобретенное им жилое помещение по адресу: <адрес>, которое было направлено командованием в соответствующие жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации.

29 апреля 2019 года ФИО1 обратился с повторным заявлением по вопросу снятия обременений на приобретенное им жилое помещение непосредственно в адрес ДЖО.

В письме ДЖО от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079, подписанном начальником 8 отдела ДЖО, ФИО1 было отказано во включении его в сводные сведения об участниках НИС, достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы, в целях снятия обременений на приобретенное им жилое помещение. Мотивом отказа явилось указание об ошибочности включения ФИО1 в состав участников НИС. Иных мотивов отказа ФИО1 в письме ДЖО от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079 не приведено.

Оценив в порядке ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО1 как участник НИС получил средства целевого жилищного займа и приобрел с их использованием жилое помещение, чем фактически государство исполнило своих обязательства по жилищному обеспечению этого военнослужащего, а он считается реализовавшим свое право на жилье именно в порядке НИС, то приведенное право подлежит безусловному уважению государством и дальнейшей окончательной реализации именно в порядке, предусмотренном для участников НИС.

Возможная ошибочность включения ФИО1 в состав участников НИС, при указанных условиях, существа отмеченных правоотношений изменить не может, поскольку Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», такого основания для исключения военнослужащего из состава участников НИС, как ошибочность включения подобного военного военнослужащего в состав этих участников не содержит.

При таких обстоятельствах, поскольку ФИО1 достиг 20 летней выслуги на военной службе в льготном исчислении в июне 2018 года, а в календарном исчислении в июне 2019 года, то в силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», п. 72 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, п. 9 Порядка оформления ипотеки в отношении участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2015 года № 820, он безусловно обладает правом на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС без ограничений, и как следствие на погашение регистрационной записи об ипотеке в пользу Российской Федерации на приобретенное жилое помещение, что влечет снятие ограничений (обременений) на приобретенное им жилое помещение по адресу: <...>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления ФИО1, а именно суд признает действия начальника 8 отдела ДЖО, связанные с выраженным в письме от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079 отказом во включении ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1 и возлагает на начальника 8 отдела ДЖО и ДЖО обязанность включить ФИО1 в указанные списки в целях снятия обременений (ограничений) на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Разрешая вопрос о соблюдении ФИО1 предусмотренного ст. 219 КАС РФ трехмесячного процессуального срока на обжалование действий должностных лиц и органов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его применения, поскольку, исходя из даты ответа ДЖО об отказе ФИО1 (23 мая 2019 года), даты получения данного ответа ФИО1 (04 июня 2019 года согласно почтовой отметке) и даты обращения ФИО1 в суд (06 августа 2019 года согласно отметке о регистрации), данный срок не пропущен.

Так как суд пришел к выводам о необходимости полного удовлетворения административного искового заявления ФИО1, то на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат полному возмещению, которые, принимая во внимание установленную в МО РФ систему финансирования органов военного управления, суд полагает необходимым взыскать МО РФ, как имеющее самостоятельное финансирование юридическое лицо, в составе которого функционирует ДЖО

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий начальника 8 отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в осуществлении действий, направленных на снятие обременений на жилое помещение - удовлетворить.

Признать действия начальника 8 отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с выраженным в письме от 23 мая 2019 года № 194/8/дш-02045/4079 отказом во включении ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы – не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1

Возложить на начальника 8 отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, достигших 20 лет и более общей продолжительности военной службы, в целях снятия обременений (ограничений) на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Об исполнении решения суда начальник 8 отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязаны сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии указанного решения.

Судья Тверского гарнизонного военного суда

А.А. Красовский