ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/20 от 16.12.2020 Муезерского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-158/2020

10RS0009-01-2020-000467-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года пгт.Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Ткаченко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Косач Н.К. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее по тексту в т.ч. МИФНС России № 2 по РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Косач Н.К. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени. Административный иск мотивирован тем, что за Косач Н.К. числится задолженность КБК , ОКТМО по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, в сумме 61025 руб.78 коп., в том числе налог 58500 руб., пени 2525 руб.78 коп., что подтверждается справкой о состоянии расчетов . Исходя из п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. На задолженность в порядке ст.69 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ, требование не исполнено. Направление административному ответчику налоговых уведомлений и требований производилось МИФНС России № 20 по Московской области. Указанная задолженность передана по месту жительства налогоплательщика, в связи со сменой места жительства в апреле 2017 года, в МИФНС России по РК. Процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, не может рассматриваться в рамках приказного производства регулируемого главой 11.1 КАС РФ. Административный истец просит суд взыскать с Косач Н.К. ИНН задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам в размере 61025 руб.78 коп.

Административный истец МИФНС России № 2 по РК в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Административный ответчик Косач Н.К. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. С административным иском не согласна, в удовлетворении административного иска просит отказать, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд не уважительные, срок обращения в суд не подлежит восстановлению (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).

Суд, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии подп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны упла-

чивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу взаимосвязанных положений п.3 ч.3 ст.1, ст.17, ч.2 ст.286, ч.4, ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии со ст.228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой; 3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов; 4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов; 5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15000 рублей; 6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; 7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению; 8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса; 9) физические лица - иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в соответствии с пунктом 7.4 статьи 83 настоящего Кодекса, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам - иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов; 10) физические лица, представившие в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли, - в части исчисления и уплаты соответствующей суммы налога (п.1), налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п.2), налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п.3), общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4), налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.6), в отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п.7).

В соответствии с п.1 ст.209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на прибыль организаций» данного Кодекса; при этом пунктом 1 ст. 208 предусмотрено, что может относиться к доходам от источников в Российской Федерации для целей обложения налогом на доходы физических лиц.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Пунктом 3 ст.217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный ст. 217 НК РФ, является исчерпывающим, доход в виде неустойки, штрафа в перечне не указан.

Согласно п.1 ст.224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Исходя из ст.216 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Из материалов дела следует, что административному ответчику Косач Н.К. исчислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ и пени в размере 61025 руб.78 коп., в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб. 78 коп., что следует из справки о состоянии расчетов .

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1), требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2), требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4), требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.5), требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6).

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1), правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (п.3).

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.1), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2).

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Сведений о взыскании с Косач Н.К. задолженности в размере 61025 руб.78 коп., в том числе налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб. 78 коп., не имеется.

Сведения о том, какие фактические обстоятельства повлекли исчисление налоговым органом истребуемого ко взыскания налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ (из приведенного ст.228 НК РФ перечня категорий налогоплательщиков и оснований для исчисления и уплаты налога – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п.17.1 ст.217 НК ПФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, и так далее), а также подтверждающие данные обстоятельства доказательства, административным истцом в подтверждение заявленных требований не представлены.

Сведения о том, за какой именно календарный год образования недоимки по налогу (конкретный календарный год за который образовалась недоимка, суммы недоимки относящиеся к конкретному году на которую начислены пени, предъявленные ко взысканию), период начисления пени с указанием даты начала и окончания начисления пени, административным истцом не представлены.

Во исполнение положений ст.69 НК РФ административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности в размере 61025 руб.78 коп., в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб.78 коп.

Сведений о получении административным ответчиком и возврате отделением почтовой связи направленного ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом требования от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не представлено.

Исходя из положений п.6 ст.69 НК РФ направленное заказным письмом требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности в размере 61025 руб.78 коп., в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб.78 коп 61025 руб.78 коп., получено административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленная ст.69 НК РФ обязанность направления требования об уплате налога при наличии у него недоимки, пени, соответствующим налоговым органом исполнена.

Однако в нарушение п.1 ст.70 КАС РФ требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности в размере 61025 руб.78 коп., в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб.78 коп., направлено административному ответчику по истечении пяти лет ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, превышающий три месяца со дня выявления недоимки (ДД.ММ.ГГГГ) и истекший ДД.ММ.ГГГГ, что объективно препятствовало исполнению административным ответчиком исполнению обязанности об уплате истребуемых ко взысканию недоимки по налогу и пени, указанного требования в установленный административным истцом срок.

Сведений о признании недействительным требования от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

Доказательств добровольного исполнения административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по налогу и пени, включенных в требование от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ п. 1 ст. 48, п. 2, 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Исходя из положений п.6 ст.289 КАС РФ, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, так при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.3 ст.48 или п.1 ст.115 КАС РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

Из разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п.3 ст.46, п.1 ст.47, п.2 ст.48, п.1 ст.115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данный подход суда согласуется в правовой позицией Конституционного Суда РФ обозначенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.

Сведений о выдаче и последующей отмене судебного приказа о взыскании с административного ответчика в доход бюджета недоимки по налогу, а истребуемых ко взысканию пени начисленных на недоимку по налогу, об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, не имеется.

Таким образом, установленный п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа со дня истечения установленного срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по пени (до ДД.ММ.ГГГГ), истекший ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком пропущен.

По смыслу ст.123.3, п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ судебный приказ может быть вынесен судьей только при документальном подтверждении заявленных требований, при этом представленные документы должны свидетельствовать о бесспорности требований заявителя.

При истечении срока, предусмотренного для обращения в суд ст.48 НК РФ, требование о взыскании налогов, пени, недоимки не являются бесспорными, в связи с чем не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.

Возможность рассмотрения мировым судьей вопроса о восстановлении срока на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, налогов, пени, штрафа при подаче заявления о вынесении судебного приказа, нормами КАС РФ не предусмотрена.

Из п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка Муезерского района РК налоговый орган не обращался, поскольку процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, по мнению административного истца, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ.

Административное исковое заявление подано в Муезерский районный суд РК 02.12.2020 (сдано непосредственно в суд, что подтверждается оттиском регистрационного штампа суда на административном иске, сведений о направлении посредством почтовой связи не имеется).

Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением в Муезерский районный суд РК последовало за пределами предусмотренного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока, начавшегося со дня истечения установленного срока исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки и пени (до ДД.ММ.ГГГГ) и истекшего ДД.ММ.ГГГГ.

Копия административного искового заявления направлена административным истцом административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, поданное в суд административное исковое заявление сдано административным истцом непосредственно в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6, 19).

Таким образом, обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в размере 61025 руб.78 коп., в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб.78 коп. последовало ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ, который в данном конкретном случае по требованию от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Одновременно с подачей административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, в обоснование уважительности причин пропуска срока указано, что пропущенный шестимесячный срок обращения налогового органа в суд подлежит восстановлению, поскольку налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, следующая из ст.57 Конституции РФ.

Административный ответчик Косач Н.К. относительно восстановления пропущенного срока обращения в суд возражает, полагает указанные в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд не уважительными, просит в восстановлении срока обращения в суд отказать (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).

Оценивая приведенные административным истцом причины пропуска шестимесячного срока обращения в суд, установленного ст.48 НК РФ, суд полагает, что само по себе неисполнение налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате налога, следующей из ст.57 Конституции РФ, не может повлечь безусловное восстановление пропущенного срока обращения в суд, для реализации права на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов, пеней и штрафов, законодатель предоставил достаточно длительный срок, составляющий шесть месяцев. При этом в качестве уважительной причины пропуска такого срока могут быть рассмотрены только обстоятельства, объективно препятствующие своевременной подаче налоговым органом заявления в суд.

Административное исковое заявление подано в суд 02.12.2020, то есть по истечении 4 лет и 4 месяцев со дня окончания шестимесячного срока для обращения в суд (12.08.2016).

Административный истец МИФНС России № 2 по РК является профессиональным участником публичных правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой налогов, в силу этого обязан учитывать в своей деятельности актуальные правила обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций, однако не проявил достаточной степени заботы и осмотрительности в отношении вопроса своевременного обращения в суд, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог это сделать. Доказательств наличия объективных причин пропуска срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом суду не представлено.

Кроме того, суд при разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, учитывает факт нарушения административным истцом положений п.1 ст.70 КАС РФ, так требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности размере 61025 руб.78 коп., в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ 58500 руб., пени 2525 руб.78 коп., направлено административному ответчику по истечении 5 лет ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, превышающий три месяца со дня выявления недоимки (ДД.ММ.ГГГГ) и истекший ДД.ММ.ГГГГ, что объективно препятствовало исполнению административным ответчиком исполнению обязанности по уплате исчисленных налога и пени, содержащихся в требовании в установленный административным истцом срок - до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Отсутствие сведений о взыскании задолженности по налогу, препятствует взысканию и начисленных на данную недоимку пени за нарушение сроков их уплаты, в силу ст.72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, тогда как ст.75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В соответствии со ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах, поскольку административный истец не был лишен возможности своевременно в пределах установленного законом шестимесячного срока обратиться к мировому судье либо в суд общей юрисдикции за взысканием истребуемой задолженности по налогу и пени, указанные административным истцом причины пропуска процессуального срока обращения в суд являются не уважительными, правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании исчисленных налога и пени, суд не усматривает.

Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований о взыскании с административного ответчика истребуемой задолженности по налогу и начисленных на задолженность по налогу пени.

Руководствуясь ст.ст.111, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Косач Н.К. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Л. Варламова

Мотивированное решение в порядке ч.2 ст.92, ч.2 ст.177 КАС РФ составлено 22 декабря 2020 года.

Последний день подачи апелляционной жалобы 22 января 2021 года.

Судья В.Л. Варламова