ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-158/2022 от 31.05.2022 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-158/2022

УИД 44RS0023-01-2022-000147-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вишнякова П.З., при секретаре Врабие О.А., с участием административного ответчика Серова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Костромской области к Серову Александру Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 17 029 руб. 62 коп.,

установил:

Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Серову А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц указав, что Серову А.А. с 27.09.2007 на праве собственности принадлежит ? нежилого здания кадастровый , площадью 177,6 кв.м., расположенного по адресу: 157460, . В соответствии со ст. 400, 401 НК РФ Серов А.А. признается плательщиком налога на имущество физических лиц и обязан уплатить его.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарной направления налогового уведомления.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особей установленных п. 8 ст. 408 НК РФ.

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости о налогообложения исчисляется следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) * К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате, H1 - сумма налога, исчисленная из налоговой базы, Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы, К - коэффициент к налоговому периоду.

В соответствии с п. 9 ст. 408 НК РФ случае, если исчисленное в соответствии с п. 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога H1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта настоящей статьи.

Исходя из представленной формулы, Серову А.А. исчислен налог на имущество физических лиц по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 18 771 руб. за 4 объекта. В том числе и за нежилое задание с кадастровым номером . Сумма налога, подлежащая уплате за него, составила 17 031 руб. 00 коп.. Серовым А.А. налог уплачен только за 3 объекта недвижимости.

В карточке расчетов с бюджетом по налогу на имущество имелась переплата в размере 1,38 руб., в связи, с чем задолженность по административному исковом заявлению составляет 17029 руб. 62 руб. = (18771,00 - 846,000 - 466,00 - 428,00 - 1,38).

Налоговым органом Серову А.А. выставлено требование от 03.02.2021 № 8638 с указанием срока добровольной уплаты, в котором сообщалось о наличии задолженности. До настоящего времени указанная сумма в требовании в бюджет не поступила.

Налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Вынесен судебный приказ о 23.08.2021 № 2а-874/2021, который отменен определением суда от 14.09.2021.

Управление ФНС России по Костромской области просит суд взыскать с налогоплательщика Серова А.А. задолженность по налогу на имущество в сумме 17 029 руб. 62 коп.

В судебное заседание представитель административного истца, уведомленный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Представил письменные пояснения, из которых следует, что на основании сведений Управления Росреестра по Костромской области, Серов А.А. с 27.09.2007 по настоящее время является собственником 1/2 доли нежилого здания, расположенного по адресу: , площадью 177,6 кв.м., кадастровый .

Также в налоговые органы от Управления Росррестра по Костромской области поступила информация, что Серов А.А. является собственником 1/2 доли нежилого здания, расположенного по адресу: , площадью 189,7 кв.м., кадастровый , признанного в дальнейшем дублем объекта с кадастровым номером и снятым с кадастрового учета 16.11.2020.

На основании указанных сведений регистрирующего органа Серову А.А. производилось исчисление налога за 2017 год за два объекта недвижимости с кадастровым номером и , что отражено в налоговом уведомлении № 37478159 от 16.07.2018.

В связи с обращением налогоплательщика в инспекцию по вопросу перерасчета налога, в связи с двойным исчислением, налоговым органом было установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости имеют один условный , то есть являются дублями.

Названное выше налоговое уведомление является не актуальным в связи с выставлением налогового уведомления № 77494219 от 14.09.2018, где отражен объект с кадастровым номером с предоставлением по нему налоговой льготы, в связи с применением Серовым А.А. упрощенной системы налогообложения.

Однако ранее Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области № 84-од от 29.12.2016 определен перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в который был включен объект недвижимости, расположенный по адресу: кадастровым номером , соответственно льгота была предоставлена неправомерно в отношении объекта с кадастровым номером

Учитывая, что работа по устранению дублей объектов недвижимости Управлением Росреестра по Костромской области занимает длительное время, во избежание двойного налогообложения налог на имущество в отношении объекта с кадастровыми номерами и налоговым органом не производился, что отражено в налоговом уведомлении № 27649533 от 20.08.2019.

В 2020 году при уточнении в Управлении Росреестра по Костромской области актуального кадастрового номера объекта - Серову А.А. в соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ был произведен перерасчет налога за 2017-2019 годы, отраженный в налоговом уведомлении №31471027 от 03.08.2020.

В связи с тем, что объект недвижимости, расположенный по адресу: кадастровым номером включен в перечень, утвержденный Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области № 91-од от 27.12.2017 г., № 120-од от 27.12.2018 г. налоговая льгота по налогу на имущество индивидуальным предпринимателям, применяющим УСНО не предоставляется и подлежит налогообложению в порядке, установленном для объектов, включенных в перечень.

Полагают, что налог на имущество на объект недвижимости с кадастровым номером начисляется Серову А.А. правомерно, сумма начисленного налога за 2017-2019 гг. составляет 17031 руб. (5677 руб. за 2017 г., 5677 руб. за 2018 г., 5677 за 2019 г.), основания для перерасчета налога на имущество у налогового органа отсутствуют. С учетом имевшейся переплаты, подлежит взысканию налог в сумме 17029,62 руб..

Административный ответчик Серов А.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что начисление налога на этот объект недвижимости за 2017-2019 годы является необоснованным. До ноября 2020 года нежилое здание с кадастровым номером 44:09:160230:101 по адресу: имело кадастровый . Решением суда от 23.10.2015 регистрационная запись на объект недвижимости с кадастровым номером была признана недействительной. Однако, в виду ошибки регистратора объекту недвижимости, расположенному по адресу: было присвоено два кадастровых номера и , в результате чего, инспекцией произведено двойное начисление налога на один объект. Указал, что в 2017 и 2018 году он частично оплачивал налог в размере 1155 руб. и 1193 руб. согласно уведомлениям. На объект с кадастровым номером ему предоставлялась льгота. Полагает, что начисление налога на ? долю объекта с кадастровым номером незаконно, т.к. запись на этот объект признана недействительной. Кроме того, полагает, что здание с кадастровым номером необоснованно включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Костромской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменных пояснениях указал, что в ЕГРН имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве ?) Серова А.А. на объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером , площадью 177,6 кв.м., по адресу: районного суда Костромской области от 29.09.2006. Объекту недвижимости с кадастровым номером по адресу: присвоен статус «архивный», так как данный объект недвижимости признан дублем объекта недвижимости с кадастровым номером 44:09:160230:101. Объект недвижимости с кадастровым номером снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Судом установлено, что административному ответчику с 27.09.2007 на праве собственности принадлежит ? доля нежилого здания с кадастровым номером площадью 177,6 кв.м., расположенного по адресу: (л.д. 23-26).

Согласно налоговому уведомлению № 37478159 от 16.07.2018 (л.д. 85-86) Серову А.А. инспекцией произведено начисление налога за 2017 год на два объекта недвижимости: с кадастровым номером и

Впоследствии, объекту недвижимости с кадастровым номером присвоен статус «архивный», так как данный объект недвижимости признан дублем объекта недвижимости с кадастровым номером .

В связи с этим, инспекцией был произведен перерасчет налога и взамен налогового уведомления № 37478159 от 16.07.2018 направлено налоговое уведомление № 77494219 от 14.09.2018, где отражен объект с кадастровым номером с предоставлением по нему налоговой льготы, в связи с применением Серовым А.А. упрощенной системы налогообложения. (л.д. 96)

Впоследствии налоговым органом было установлено, что ране Приказом Департамента имущественных и земельных отношений -од от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в который был включен объект недвижимости, расположенный по адресу: кадастровым номером , в связи с чем, льгота была предоставлена неправомерно в отношении объекта с кадастровым номером

До устранения дублей объектов недвижимости Управлением Росреестра по Костромской области, во избежание двойного налогообложения налог на имущество в отношении объекта с кадастровыми номерами и налоговым органом не производился, что отражено в налоговом уведомлении № 27649533 от 20.08.2019. (л.д. 94-95)

Объект недвижимости с кадастровым номером 44:09:160230:194 снят с кадастрового учета 16.11.2020. (л.д. 55-56)

В 2020 году при уточнении актуального кадастрового номера объекта Серову А.А. в соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ был произведен перерасчет налога за 2017-2019 годы, что отражено в налоговом уведомлении № 31471027 от 03.08.2020. Сумма начисленного налога составила 17 031 руб. (л.д. 92-93)

Налоговым органом было учтено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: кадастровым номером включен в перечень, утвержденный Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области № 91-од от 27.12.2017 г., № 120-од от 27.12.2018 г., об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно налоговая льгота по налогу на имущество индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения не предоставляется и подлежит налогообложению в порядке, установленном для объектов, включенных в перечень.

Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц (далее - налог) осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом; перерасчет в отношении налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.

Учитывая, что административный ответчик в спорные периоды являлся плательщиком налога и налог в отношении соответствующего объекта недвижимости не уплачивался, суд приходит к выводу, что налоговый орган произвел перерасчет налога за период 2017-2019 г. в отношении объекта недвижимости без применения налоговой льготы и выставил его к уплате правомерно.

В силу п. 2.1 ст. 52 НК РФ предусмотрен запрет на осуществление перерасчета сумм ранее исчисленного налога, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанного налога.

Перерасчет налога, проведенный в связи с ошибочным применением налоговой льготы в отношении объекта налогообложения за 2017 год и начисление налога за 2018-2019 годы, по которому ранее не предъявлялся налог к уплате, является правомерным, поскольку налог по данному объекту недвижимости ответчиком не уплачен.

Доводы административного ответчика о двойном начислении налога на один объект недвижимости под разными кадастровыми номерами и : находящийся по адресу: , являются необоснованными, как и его ссылка на то, что на основании решения Макарьевского районного суда Костромской области от 23.10.2015 признана недействительным регистрационная запись о праве собственности Серова А.А. на объект недвижимости по адресу: , под кадастровым номером .

Объект недвижимости с кадастровым номером снят с кадастрового учета 16.11.2020. (л.д. 55-56)

Решением Макарьевского районного суда Костромской области от 23.10.2015 (дело № 2-391/2015) погашена и признана недействительным регистрационная запись о праве общей совместной собственности Серова Александра Александровича и ФИО1 на указанный объект недвижимости (л.д. 61-65), в то время предметом спора в данном деле является обоснованность начисления налога на имущество в отношении ? доли объекта недвижимости по адресу: , под кадастровым номером

Перерасчет налога за 2017-2019 годы произведен налоговым органом с учетом всех обстоятельств.

Оснований для освобождения от уплаты налога на имущество Серова А.А. на спорный объект недвижимости в связи с применением им упрощенной системы налогообложения в настоящее время не имеется, поскольку согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

До настоящего времени здание с кадастровым номером включено в перечень, утвержденный приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области: в 2017 году приказ 84-од от 29.12.2016, в 2018 году приказ № 91-од от 27.12.2017, в 2019 году приказ № 120-од от 27.12.2018. Сведений об исключении объекта недвижимости из Перечня на момент рассмотрения дела суду не представлено.

Согласно пунктам 1. 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговое уведомление № 31471027 от 03.08.2020 направлено Серову А.А. 02.10.2020. (л.д. 6-8)

В связи с неуплатой начисленных сумм налога в установленный срок, в адрес Серова А.А. 11.02.2021 направлено требование № 8638 от 03.02.2021 об уплате налога со сроком исполнения до 30.03.2021. (л.д. 9-10)

В связи с не исполнением обязанности по уплате сумм налогов, указанных в требовании от 03.02.2021, налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. 23.08.2021 мировым судьей судебного участка № 40 Макарьевского судебного района был вынесен судебный приказ № 2а-874/2021 о взыскании с Серова А.А. задолженности по налогу физических лиц в сумме 17 029 руб. 62 коп., который был отменен по заявлению Серова А.А. определением мирового судьи от 14.09.2021 (л.д.11).

24.02.2022 УФНС России по Костромской области направило исковое заявление о взыскании с Серова А.А. недоимки по налогу. (л.д. 22)

Таким образом, налоговым органом соблюдены сроки и порядок обращения в суд на взыскание с ответчика задолженности по налогам.

Расчет размера налога представлен административным истцом в материалы дела (л.д. 4-7, 49-50) соответствует требованиям закона, арифметически верен.

Администрирование налога на имущество физических лиц осуществляется налоговыми органами в соответствии с главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории Костромской области Законом № 18-6-ЗКО от 29.10.2015 установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области: от 29.12.2016 № 84-од, от 27.12.2017 № 91-од, от 27.12.2018 № 120-од объект недвижимости с кадастровым номером на налоговые периоды 2017 - 2019 гг. включен в Перечень и подлежит налогообложению в порядке, установленном для объектов, включенных в Перечень.

Решением Совета депутатов городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района от 24.11.2015 № 319 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с 01.01.2017 установлена ставка налога в размере - 0,5 процента.

Таким образом, налоговым органом ответчику правомерно было произведено исчисление налога на имущество физических лиц за 2017 - 2019 годы с применением ставки налога в размере 0,5% в соответствии с Решением Совета Депутатов городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района от 24.11.2015 № 319.

Сумма задолженности составила 17 029 руб. 62 коп. до настоящего времени налогоплательщиком не уплачена.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Управления ФНС России по Костромской области.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований истца, на основании ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 681 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области к Серову Александру Александровичу о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

Взыскать с Серова Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: , в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 17 029 (семнадцать тысяч двадцать девять) рублей 62 коп.

Взыскать с Серова Александра Александровича госпошлину в сумме 681 (шестьсот восемьдесят один) рубль в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.З. Вишняков

Решение в окончательной форме принято 06 июня 2022 г.