***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2021 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хрусталевой Т.Б., при секретаре судебного заседания Сенотрусовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ***а-1590/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате транспортного налога, налога на имущество, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 584 руб., сумму пени в размере 8,84 руб., начисленную за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год, сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1520 руб., сумму пени в размере 23 руб., начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1520 руб., сумму пени в размере 24,14 руб., начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, всего 3679,98 руб.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1*** получил доступ к личному кабинету налогоплательщика. С *** по *** административный ответчик являлся собственником квартиры по адресу: г. Иркутск, ***. Налог на имущество физических лиц за 2017 год не уплачен. Кроме того, административный ответчик является собственником автомобилей Мазда Бонго, г/н *** с ***, Хонда Стрим, г/н *** с *** (в розыске с 2007 г. по настоящее время. Транспортный налог налогоплательщиком не уплачен. Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области в адрес налогоплательщика направлено требование в отношении задолженности по оплате налога на имущества физических лиц за 2017 г. и транспортного налога за 2017, 2018 гг. Требования не исполнены. Межрайонная ИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени, вынесен судебный приказ, который в дальнейшем отменен административным ответчиком.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству пояснял, что автомобиль Хонда Стрим находится в угоне по настоящее время, а на автомобиль Мазда Бонго обращено взыскание в рамках исполнительного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В этом случае, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 названной статьи).
Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физического лица установлены ст. 409 НК РФ, в связи с чем налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиком – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговом периодом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры по адресу: г. Иркутск, *** период с *** по ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В этой связи, а также в соответствии со ст. 400 НК РФ, ФИО1 является плательщиком налога на имущество.
Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области в адрес ФИО1 через личный кабинет направлено налоговое уведомление *** от *** с требованием об уплате, в том числе налога на имущество в размере 584 руб. в срок до ***, которое было получено ***, что подтверждается скрин-шотом личного кабинета.
Однако, обязанность по уплате указанного налога ответчиком не исполнена и доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в его адрес направлено требование от ****** об уплате, в том числе налога на имущество физического лица в размере 584 руб., пени на указанную недоимку в размере 8,84 руб. со сроком уплаты до ***, что подтверждается списком почтовых отправлений *** от ***.
До настоящего времени, как указывает административный истец, данное требование ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. 359 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником автомобилей:
- Мазда Бонго, г/н *** с ***,
- Хонда Стрим, г/н *** с ***.
В этой связи, а также в соответствии со ст. 357 НК РФ, ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области в адрес ФИО1 через личный кабинет направлено налоговое уведомление *** от *** с требованием об уплате, в том числе транспортного налога за 2017 г. в размере 1520 руб. в срок до ***, которое было получено ***, что подтверждается скрин-шотом личного кабинета.
Кроме того *** в адрес ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление *** от *** с требованием об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1520 руб. в срок до ***.
Однако, обязанность по уплате указанного налога ответчиком не исполнена и доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в его адрес заказным письмом направлены требования:
- от ****** об уплате, в том числе транспортного налога за 2017 г. в размере 1520 руб., пени на указанную недоимку в размере 23 руб. со сроком уплаты до ***, что подтверждается списком почтовых отправлений *** от ***;
- от ****** об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1520 руб., пени на указанную недоимку в размере 24,14 руб. со сроком уплаты до ***, что подтверждается списком почтовых отправлений *** от ***.
До настоящего времени, как указывает истец, данные требования ответчиком в полном объеме не исполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 3 ст. 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что *** мировым судьей судебного участка № *** Ленинского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС № 19 по Иркутской области недоимки по налогу на имущество с физических лиц в размере 584 руб., пени – 8,84 руб., по транспортному налогу с физических лиц в размере 3040 руб., пени – 47,14 руб.
*** указанный выше судебный приказ отменен по заявлению должника, на основании определения мирового судьи судебного участка № *** Ленинского района г. Иркутска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №*** Ленинского района г. Иркутска.
Межрайонная ИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с настоящим иском ***, о чем свидетельствует штамп входящей регистрации Ленинского районного суда г. Иркутска, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ, налоговой инспекцией не пропущен, т.к. административный иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа с учетом того, что срок начал течь с *** (п. 3 ст. КАС РФ) и закончился ***, то есть иск подан в установленный законом срок.
Не пропущен Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области и срок обращения к мировому судье судебного участка № *** Ленинского района г. Иркутска, поскольку как указано выше, в адрес ответчика направлялись требования:
-*** об оплате налога на имущество за 2017 г. в размере 584 руб., пени – 8,84 руб., транспортного налога за 2017 год в размере 1520 руб., пени 31,84 руб., срок исполнения требования до ***,
- *** об оплате транспортного налога за 2018 г. в размере 1520 руб., пени 24,14 руб., срок исполнения требования до ***.
Сумма задолженности по оплате налога превысила 3000 руб. после формирования требования ***, то есть с *** (срок исполнения требования *** установлен до ***), следовательно, к мировому судье с рассматриваемыми требованиями истец обязан был обратиться до *** (02.04.2020+6 месяцев).
Как следует из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС №19 Иркутской области обратилась ***, то есть в установленный законом срок.
Сведений об исполнении административным ответчиком требований налогового уведомления и налогового требования в полном объеме в материалы дела не представлено.
Согласно представленному расчету, задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 г. составляет 584 руб.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 584 руб.
Согласно сведениям ОТН и РАМТС ГИБДД от *** автомобиль Хонда Стрим, г/н ***, находится в розыске за ОП-4 МУ МВД России «Иркутское» с *** по настоящее время.
Согласно представленным налоговым уведомлениям, расчету административным истцом предъявлены требования о взыскании транспортного средства только за автомобиль Мазда Бонго, г/н ***.
В ходе судебного разбирательства административный ответчик ссылался на то, что на автомобиль Мазда Бонго, г/н ***, обращено взыскание в рамах исполнительного производства, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с него налога.
Вместе с тем, согласно ответу УФССП по Иркутской области от *** в базе данных АИС ФССП России по Иркутской области в период с 2011 года по настоящее время сведения о наложении ареста и обращении взыскания на автотранспортные средства ФИО1 : Мазда Бонго, г/н *** отсутствуют. В период с 2011 года на исполнении в Управлении в отношении ФИО1 находилось 10 исполнительных производств, на общую сумму задолженности 11807,58 руб., которые в настоящее время окончены. Предоставить информацию по исполнительным производствам, находящимся на исполнении до 2011 года, не представляется возможным в истечением сроков хранения, предусмотренных инструкцией по делопроизводству ФССП России и уничтожением исполнительных производств в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от ******.
Из ответа на запрос суда Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от *** следует, что за период с 2009 по 2012 г. представить запрашиваемые сведения и документы не представляется возможным по причине истечения сроков хранения документов по реализации движимого арестованного имущества должников, установленные приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием хранения».За период с 2013 г. по настоящее время указанное в запросе арестованное в рамках исполнительного производства движимое имущество (Мазда Бонго, г/н ***), принадлежащее ФИО1, в Территориальное управление не передавалось.
Таким образом, довод ФИО1 об отсутствии основания для взыскании транспортного налога за 2017, 2018 гг. за автомобиль Мазда Бонго, г/н *** голословным, надлежащими доказательствами не подтвержден.
Учитывая, что автомобиль Мазда Бонго, г/н *** зарегистрирован на ответчике, с заявлением о снятии с регистрационного учета в органы ГИБДД в установленном законом порядке не обращался, в связи с чем, оснований для освобождения ответчика от оплаты транспортного налога за указанный автомобиль не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 1520 руб., за 2018 год -1520 руб.
Налоговые органы как следует из пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Принимая во внимание, что задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. и по транспортному налогу за 2017, 2018 г. в установленные законом сроки в полном объеме ответчиком не оплачена, Межрайонная ИФНС России № 19 по Иркутской области правомерно начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 8,84 руб., за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 г. в размере 23 руб., за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 г. в размере 24,14 руб.
Размер пеней рассчитан правильно, проверен судом, ответчиком не оспорен, в связи с чем с ФИО1 подлежат взысканию пени в заявленном ко взысканию размере.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход муниципального образования «г. Иркутск» подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 584 руб., сумму пени в размере 8,84 руб., начисленную за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год, сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1520 руб., сумму пени в размере 23 руб., начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1520 руб., сумму пени в размере 24,14 руб., начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «г. Иркутск» госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Б. Хрусталева
Мотивированное решение составлено ***.