Дело №2а-1591/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре Тараненко Ю.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
с участием представителя административного истца ФИО1, заместителя прокурора Центрального района г. Кемерово Бобылев Д.А.
19 марта 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии №365 к ФИО2 об удалении наблюдателя из помещения для голосования,
У С Т А Н О В И Л :
Участковая избирательная комиссия №365 обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением об удалении из помещения для голосования ФИО2.
Заявленные исковые требования мотивировала тем, что в помещении для голосования Участковой избирательной комиссии №365 в качестве наблюдателя находится ФИО2, предъявивший направление, выданное доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации СКА – ПМВ
Уведомлением кандидата на должность Президента Российской Федерации СКА полномочия доверенного лица ПМВ отозваны.
Письмом Избирательной комиссии Кемеровской области от 18.03.2018 г. ### вышеуказанная информация доведена до сведения участковой избирательной комиссии. Также сообщено, что документы (направления, уведомления), подписанные ПМВ считаются недействительными.
Учитывая недействительность документов, подтверждающих статус наблюдателя ФИО2, у последнего в соответствии с положениями п.14 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» отсутствует право присутствовать при проведении голосования, подсчёте голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования.
Пользуясь своими полномочиями, предусмотренными п.11.1 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель участковой комиссии предложила ФИО2 покинуть помещение для голосования после 20 часов 00 минут. Однако ФИО2 добровольно покинуть помещение для голосования отказался.
В связи с этим, в соответствии с положениями п.12 ст.69 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», истец просит суд принять решение об удалении ФИО2 из помещения для голосования избирательного участка №365; обратить решение об удалении ФИО2 из помещения для голосования избирательного участка №365 к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца – председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №365 ФИО1, действующая на основании решения №37/538 Территориальной избирательной комиссии Центрального района Кемеровского городского округа, заявленные исковые требования поддержала.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с положениями ст.150 КАС РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, заместителя прокурора Центрального района г. Кемерово Бобылев Д.А., который просил удовлетворить заявленные требования, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования Участковой избирательной комиссии избирательного участка №365 не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:
В соответствии с положениями п.5 ст.239 КАС РФ, избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.
Согласно п.5 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
В соответствии с положениями п.14 ст.69 Федерального закона №19-ФЗ, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основании представленных данными лицами документов.
В соответствии с положениями п.1 ст.73 Федерального закона №19-ФЗ, подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
Аналогичные положения содержаться также в пункте 11.2 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов.
Согласно п.3 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ, с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ, при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При этом согласно п.7 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ, полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В соответствии с положениями п.8 ст.23 Федерального закона №19-ФЗ, наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Судом установлено, что участковая избирательная комиссия №365обеспечивает проведение 18.03.2018 г. голосования на выборах Президента Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ.
Как пояснила в судебном заседании председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №365 ФИО1, в помещении зала для голосования участковой избирательной комиссии №365 на основании ранее предъявленного направления от 16.03.2018 г., выданного ПМВ, являющейся доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации СКА, 18.03.2018 г. находился в качестве наблюдателя ФИО2.
В день голосования 18.03.2018 г. в участковую избирательную комиссию поступили сведения об отзыве кандидатом на должность Президента Российской Федерации СКА доверенных лиц, в числе которых была указана ПМВ, выдавшая направление ФИО2 Указанное обстоятельство также подтверждается представленным суду уведомлением кандидата на должность Президента Российской Федерации от 18.03.2018 г., поданным в ЦИК РФ.
В соответствии с п.5, 6 ст.43 Федерального закона №19-ФЗ, кандидат, политическая партия, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения отозванных доверенных лиц. Информация об отзыве доверенных лиц и о сложении ими своих полномочий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса назначившим их кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или кандидатом, выдвинутым политической партией, назначившей доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а если по жалобам, поданным в связи с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ведется судебное разбирательство, - не позднее дня вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, направление наблюдателю для осуществления наблюдения при проведении выборов 18.03.2018 г. выдано доверенным лицом, чьи полномочия прекращены 18.03.2018 г.
После окончания времени голосования, председатель участковой избирательной комиссии №365 ФИО1 ознакомила ФИО2 с информацией об отзыве доверенных лиц кандидата на должность Президента Российской Федерации СКА и предложила ему завершить работу наблюдателя и покинуть помещение для голосования УИК №365, на что ФИО2 ответил отказом. Данное обстоятельство подтверждается представленным суду актом от 18.03.2018г. (л.д.16) и объяснениями ФИО2, данными им участковому уполномоченному ОП «Центральный» УМВД России по г. Кемерово (л.д.17).
В связи с этим административный истец полагает, что ФИО2 подлежит удалению из помещения для голосования на основании судебного решения в соответствии с положениями п.12 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ и п.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ, как иное лицо, нарушающее законодательство Российской Федерации о выборах.
Суд считает указанные доводы административного истца основанными на неверном толковании закона, а требование о вынесении судебного решения об удалении ФИО2 из помещения для голосования по основаниям п.15 ст.69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями п.12 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.
Согласно п.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ, член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.
Законоположения приведённых норм права представляют собой меру ответственности, которая может быть применена в отношении лиц, обладающих специальным правовым статусом (имеющим права и обязанности, предусмотренные Федеральными законами от 10.01.2003 г. №19-ФЗ и от 12.06.2002 г. №67-ФЗ) и нарушающим при этом законодательство о выборах.
Как установлено п.1 ст.23 Федерального закона №19-ФЗ, на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам. На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 14.2 настоящей статьи (пункт 1.2 ст.23 Федерального закона №19-ФЗ).
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.2 настоящей статьи.(п.1.1 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ).
На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 11.2 настоящей статьи (п.1.2 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ).
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела статус наблюдателя ФИО2 материалами дела не подтверждён, учитывая, что административный ответчик не относится к числу иных лиц, круг которых определён п.1, п.1.2. ст.23 Федерального закона №19-ФЗ, п.1, п.1.1, п.1.2 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ, суд считает, что в отношении ФИО2 не могут быть применены меры в виде удаления из помещения для голосования на основании решения суда, предусмотренные п.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В случае, если лицо, не обладающее правом присутствовать в помещении избирательного участка после окончания голосования, допускает нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и отказывается добровольно покинуть помещение для голосования, в отношении него в целях соблюдения порядка при проведении выборов могут быть применены иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации меры административного воздействия.
С учетом изложенного, оценивая представленные суду доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Участковой избирательной комиссии избирательного участка №365 не подлежащими удовлетворению по заявленным истцом основаниям.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Участковой избирательной комиссии №365 к ФИО2 об удалении административного ответчика из помещения для голосования избирательного участка №365 оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
В мотивированной форме решение изготовлено 19.03.2018 г.
Судья Гречановская О.В.