ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1591/2021 от 30.08.2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1591/2021

УИД 54RS0001-01-2021-001427-24

Поступило: 26.02.2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Катющик И.Ю.,

при секретаре Матвеевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование, что прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска в рамках исполнения поручения прокуратуры г. Новосибирска проведена проверка соблюдения департаментом транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее - ДТ и ДБК) требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Дзержинского района города Новосибирска.

В ходе проведенных прокуратурой Дзержинского района и отделом ГИБДД УМВД России по городу Новосибирску проверок установлено, что:

на ... в районе дома № ... (пересечение проезжих частей ... и ...) пешеходные светофоры, регулирующие движение пешеходов на пересечении улиц ... и ..., установлены с нарушениями требований п. 7.4.10 ГОСТ Р 52289-2019 (размещены на расстоянии более 5 м. от края проезжей части, и на расстоянии более 1 м от границы пешеходного перехода);

на пешеходных переходах через ... перед пересечением с ... дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без применения щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленного цвета, чем нарушен п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019;

не обустроен в соответствии с требованиями пешеходный переход, расположенный через ... в районе ..., (ширина данного пешеходного перехода составляет менее 4 м., дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены друг напротив друга), чем нарушен п. 6.2.17, п.5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019;

отсутствует светофорный объект с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе, расположенном через проезжую часть ул. ... в районе дома №..., чем нарушен п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019;

не обустроены в соответствии с требованиями остановочные пункты <данные изъяты> (для остановки автобусов и троллейбусов), расположенные по четной и нечетной сторонам ... в районе дома №... (по четной стороне ... на остановочном пункте - высота посадочной площадки относительно остановочной составляет менее 20 см., по нечетной стороне ул. ... на остановочном пункте - высота посадочной площадки относительно остановочной составляет менее 20 см., размещена на расстоянии менее 5 м. от границы пешеходного перехода), чем нарушен п. 5.3.3.8 п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007;

основной дорожный знак 1.23 и повторные дорожные знаки 1.23 совместно с 8.2.1 установлены без применения щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на участке, проходящей вдоль территории детского учреждения <данные изъяты> по адресу: ..., при движении со стороны ул. ... и со стороны ..., чем нарушен п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019;

отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.17 (над левой полосой) на остановочных пунктах ... (для остановки трамваев), расположенных по четной и нечетной сторонам ... в районе ..., чем нарушен п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019;

на пешеходном переходе, расположенном через ... в районе дома ..., дублирующие дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью установлены в нарушение требований п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 (размещены ближе оси крайней правой полосы относительно края проезжей части).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ДТ и ДБК получено 2 предписания ... и ... для устранения недостатков с контрольным сроком исполнения 30 суток. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение предписаний ДТ и ДБК привлечен к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.

Кроме того, при осмотре ДД.ММ.ГГГГ участков дорог по улицам ... и ... выявлены следующие нарушения:

на пересечение улиц ... и ... отсутствуют дорожные знаки 5.15.2 и 5.15.6 (п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019);

на пересечение улиц ... и ... на пешеходном переходе дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без применения щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019).

на пересечение улиц ... и ... отсутствует дорожный знак 2.4 (п.5.3.6 ГОСТ Р 52289 - 2004).

За неисполнение ранее выданных предписаний ДТ и ДБК привлечен к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.

Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска. Согласно п. 2.1 указанного Положения одной из основных задач Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Прокурор указывает, что ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска не принято должных мер к соблюдению требований законодательства, касающегося содержания дорог, дорожных знаков в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Бездействие мэрии г. Новосибирска ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. Неисполнение ответчиком требований закона по надлежащему содержанию дорог на территории Дзержинского района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

02.08.2021 года судом принято к производству уточнение административных исковых требований на основании совместно проведенной прокуратурой Дзержинского района и отделом ГИБДД УМВД России по городу Новосибирску повторной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Дзержинского района.

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, выразившееся в не устранении указанных нарушений, и возложить обязанность по их устранению.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Дзержинского района г. Новосибирска Исаева И.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом уточнения, поддержала полностью, полагала, что с учетом объема выявленных недостатков при вынесении решения должен быть установлен шестимесячный срок для выполнения требований законодательства.

Представитель административного ответчика Сапронова Н.Е. возражала относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 118-120), указав, что в настоящее время в Порядок содержания автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска вносятся изменения, согласно которым постановлением мэрии города Новосибирска на администрации могут быть возложены функции по организации работ по содержанию автомобильных дорог IB и II категорий и автомобильных дорог иных категорий е наличием маршрутов регулярных перевозок. В развитие этих изменений в бюджете города Новосибирска па 2021 год затраты на содержание автомобильных дорог всех категорий переданы администрации Дзержинского района города Новосибирска. На сегодняшний день Устав муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 1» (МКУ «ДЭУ № 1») зарегистрирован в ИФНС, сторонами уже подписан перечень улично-дорожной сети Дзержинского района, передаваемый МКУ «ДЭУ № 1» на содержание МКУ «Дзержинска» с 01.01.2021 года. Ненадлежащее исполнение администрацией Дзержинского района своих обязанностей по содержанию вверенной им территории Дзержинского района не влечет за собой возложение на ответчика не свойственных ему функций. Таким образом, в части исполнения исковых требований департамент является ненадлежащим ответчиком.

Представителем заинтересованного лица администрации Дзержинского района г. Новосибирска Саперовой Н.В., не явившейся в судебное западение, будучи надлежащим образом извещенной, представлены возражения на административное исковое заявление (л.д. 83-86), из которых следует, что указанные в исковом заявлении автомобильные дороги, относятся к автомобильным дорогам с наличием маршрутов регулярных перевозок. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, именно на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и его подведомственные учреждения возложено исполнение всех перечисленных в иске действий.

Представитель заинтересованного лица МБУ «ГЦОДД», представитель которого Малицкий С.М. в судебном заседании полагал, что частично требования заявлены обоснованно, усматривается, что МБУ «ГЦОДД» является муниципальным бюджетным учреждением и выполняет задания, установленные структурным подразделением мэрии г. Новосибирска в соответствии с предметом и видами деятельности, предусмотренными уставом. В компетенцию МБУ «ГЦОДД» не входит самостоятельное принятие решений о том, каким образом и где размещать те или иные технические средства организации дорожного движения, элементы обустройства автомобильных дорог.

Представители заинтересованных лиц МКУ «Дзержинка», Отдела ГИБДД Управления МВД России и МКУ «ДЭУ № 1» не явились, извещались надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

По смыслу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Часть 1 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, то есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ч.1 ст.13 указанного Федерального закона) и осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п.1 ч.1 ст.13).

Указанные функции на территории г. Новосибирска осуществляет департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (п.2.1 Положения о департаменте, утвержденного Решением Городского совета г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ...). ДТиДБК мэрии г.Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии г. Новосибирска, который от имени мэрии осуществляет полномочия в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст ГОСТ Р 52289-2019 - Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации Дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (далее - ГОСТ Р 52289-2019) введен в действие с 01 апреля 2020 года. Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

Пунктом 7.4.10 ГОСТ Р 52289-2019 определено, что расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м, при наличии обочин это расстояние увеличивают на ее ширину. Расстояние от ближнего края проезжей части до светофора, установленного над проезжей частью, должно быть не менее 1,5 м, если число полос в данном направлении не более одной, и не менее 4 м, если число полос не менее двух. При обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на расстоянии до 5 м от края проезжей части. Пешеходный светофор устанавливают на расстоянии не более 1 м от правой границы пешеходного перехода по ходу движения пешеходов на противоположной стороне проезжей части.На протяжении одной дороги высота установки транспортных светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.

В соответствии с п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 знаки, изготовленные с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290 применяют на дорогах (участках дорог) с числом полос четыре и более, на кривых в плане с радиусом менее допустимого, на пересечениях с железными дорогами в одном уровне, пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, участках дорог с расстояниями видимости в плане или профиле менее минимальных значений (таблица 4), на мостовых сооружениях с шириной проезжей части, равной или менее ширины проезжей части дороги, в местах проведения дорожных работ.

Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, следует применять: на дорогах (участках дорог) в населенных пунктах с числом полос шесть и более; автомагистралях; участках дорог с искусственным освещением вне населенных пунктов.

При установке над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м предпочтительно применять знаки с использованием световозвращающей пленки типа В. На участках одной дороги с одинаковым числом полос движения следует применять знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки одного типа. Не допускается применять дорожные знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа А, на автомобильных дорогах федерального значения. На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.

На основании п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части, при этом знак 5.19.1 устанавливают на такой разделительной полосе, если по ней организовано пешеходное движение вдоль проезжей части или пешеходный переход пересекает две и более разделительные полосы. Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. На регулируемых перекрестках, с диагональными пешеходными переходами, знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают только на внешних границах пешеходных переходов, расположенных по периметру перекрестка. При совмещении искусственной неровности и пешеходного перехода знак 5.19.1 допускается устанавливать совместно со знаком 5.20 по 5.6.31. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 следует дублировать по 5.1.6.

На основании п. 7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводят, если: наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления, на дороге с односторонним движением - с числом полос три и более; посадка и высадка пассажиров осуществляется в зоне остановочного пункта маршрутных транспортных средств с проезжей части или посадочной площадки, расположенной на ней. В населенном пункте вне зоны действия знака 1.23 светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе допускается не вводить, если этот пешеходный переход находится между соседними регулируемыми пешеходными переходами, расположенными между собой на расстоянии 600 м и менее.

Пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 установлено, что на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе. На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают: слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам; над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам. При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки. На дорогах с тремя и более полосами для движения во встречном направлении допускается дублирование временных дорожных знаков на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2, при ее отсутствии временные знаки дублируются слева от проезжей части. В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.

В соответствии с п. 5.6.22 ГОСТ Р 52289-2019 знаки 5.15.1 "Направления движения по полосам" и 5.15.2 "Направления движения по полосе" применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие только разворот, запрещают левый поворот. Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний. Действие знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства. Основные знаки устанавливают в начале разделения полос движения разметкой 1.1. Каждый из знаков 5.15.2 располагают над серединой полосы, для которой он предназначен. Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 устанавливают на дорогах, имеющих перед перекрестком три полосы, знак 5.15.2 - три полосы и более для движения в данном направлении. На других дорогах предварительные знаки допускается устанавливать при необходимости. Знак 5.15.1 вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех, а в населенных пунктах - не более двух полос движения в данном направлении, допускается размещать справа от дороги, при этом устанавливают и предварительный знак 5.15.1. Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии от 50 до 150 м до места установки основных знаков. При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 знаки 4.1.1 - 4.1.6 не применяют.

Требования ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее - 50597-2017) направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Так в силу п. 6.2.1 ГОСТ Р 52605-2006 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

Из материалов дела следует, что в целях устранения нарушений, выявленных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при надзоре за дорожным движением на территории Дзержинского района г. Новосибирска, департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска вынесены предписания №..., №... (л.д. 21, 23).

Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска были составлены протоколы об административных правонарушениях, согласно которым административный ответчик не выполнил в установленный срок предписания ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, а также ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 24-27).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Отделения ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску капитаном полиции ФИО1 совместно с помощником прокурора района была проведена повторная проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Дзержинского района, в ходе которой вновь установлено нарушения требований закона по надлежащему содержанию дорог на территории Дзержинского района (л.д. 177).

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком доказательств устранения указанных в акте проверки нарушений не представлено.

Исходя из того, что состояние указанных в акте проверки дорог не соответствует требованиям ГОСТ, это свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, вследствие чего создается реальная угроза для жизни и здоровья, причинения ущерба пользующихся ею граждан, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами вышеназванного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В части 2 статьи 1 Устава города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ...) закреплено, что город Новосибирск является муниципальным образованием и наделен Законом Новосибирской области от 02 июня 2004 года №200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» статусом городского округа.

Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, который от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска, является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.3).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является структурным подразделением мэрии г. Новосибирска и осуществляет полномочия мэрии г. Новосибирска в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории г. Новосибирска.

Основными задачами департамента, в числе прочего, является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2.1); участие в создании, размещении и обустройстве объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии (п.3.14.5); осуществление иных функций в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска (п.3.19); осуществление в пределах компетенции управления и контроля деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (п.3.4.2).

В соответствии с п. 3.3 Положения основными функциями Департамента являются совместно с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, дорожными и иными заинтересованными организациями разработка программ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также мероприятий по их реализации.

Пунктом 6 Положения определено, что финансовое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новосибирска.

Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в целях реализации своих полномочий иного юридического лица, которому делегированы соответствующие полномочия по содержанию и ремонту улично-дорожной сети само по себе не исключает обязанности органа местного самоуправления по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает безопасности дорожного движения на них, осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог.

Следовательно, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является надлежащим ответчиком по делу и именно департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска за счет средств бюджета города Новосибирска надлежит принять меры к организации выполнения работ по приведению дорожной сети в соответствие с требованиями ГОСТ 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017.

Кроме того, регламентом разграничения полномочий между департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и администрацией Дзержинского района г. Новосибирска по исполнению полномочий по комплексному содержанию автомобильных дорог и проездов общего пользования местного значения и элементов их обустройства в границах Дзержинского района города Новосибирска предусмотрено, что к полномочиям департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска относятся:

- разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов;

- проведение оценки уровня удержания и оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также их элементов;

- установка недостающих дорожных знаков и таблиц индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета и пр.;

- установка недостающих барьерных ограждений;

- восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий (л.д. 115-127).

В свою очередь, МКУ г. Новосибирска «Городской центр организации дорожного движения» является муниципальным бюджетным учреждением, выполняет задания, установленные структурным подразделением мэрии города Новосибирска, в соответствии с предметом и видами деятельности, предусмотренными Уставом.

Согласно пункту 2.1-2.2 Устава основными целями деятельности МБУ «ГЦОДД», среди прочего, являются организация и обеспечение безопасности дорожного движения в части изготовления, установки, содержания технических средств организации дорожного движения.

Учреждение осуществляет функции заказчика, в частности, по установке дорожных знаков и конструкций с дорожными знаками, по проведению работ по установке остановочных пунктов.

Функции и полномочия учредителя в отношении МБУ «ГЦОДД» осуществляет, в том числе, Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.

Вместе с тем, в компетенцию МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» не входит самостоятельное принятие решений о том, каким образом и где размещать те или иные технические средства организации дорожного движения и элементы обустройства автомобильных дорог.

На праве оперативного управления за данным юридическим лицом спорные участки дороги не закреплены, самостоятельными властно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями данное юридическое лицом не наделено, технических заданий в отношении выявленных нарушений данному юридическому лицу ранее не выдавалось, в связи с чем, его бездействие не может быть установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не принято должных мер к соблюдению требований законодательства, касающегося содержания дорог, дорожных знаков в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. Неисполнение ответчиком требований закона по надлежащему содержанию дорог на территории Дзержинского района нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц на безопасность дорожного движения.

В силу статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В нарушение указанной нормы административным ответчиком не представлено доказательств устранения установленных нарушений в области дорожного законодательства.

Таким образом, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об обязании Департамента транспорта и дорожно-благоустратительного комплекса мэрии города Новосибирска устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и автомобильных дорогах и установлении срока исполнения решения в соответствии с ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом фактических обстоятельств дела

С учетом характера, объема работ по устранению выявленных нарушений и сроков их выполнения, социальной значимости нарушений в области безопасности дорожного движения, суд полагает разумным и целесообразным установление ответчикам срок для устранения выявленных нарушений - в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования в части устранения недостатков, не установленных в справке от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат ввиду устранения указанных нарушений во внесудебном порядке, что сторонами не оспаривалось.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Дзержинского района города Новосибирска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска:

- на ..., в районе дома № ... (пересечение проезжих частей ... и ...), пешеходные светофоры, регулирующие движение пешеходов на пересечении улиц ... и ... установить в соответствии с требованиями п. 7.4.10 ГОСТ Р 52289-2019;

- в соответствии с требованиями п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на пешеходных переходах через ... перед пересечением с ... с применением щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленного цвета;

- обустроить в соответствии с требованиями п. 6.2.17, п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 пешеходный переход, расположенный через ..., в районе дома №... по ...;

- в соответствии с п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 обустроить пешеходный переход, расположенный через проезжую часть ул. ... в районе дома №..., светофорным объектом с применением вызывной фазы для движения пешеходов;

- на участке дороги, проходящей вдоль территории детского учреждения <данные изъяты> по адресу: ул. ..., при движении со стороны ул. ... и со стороны ... основной дорожный знак 1.23 и повторные дорожные знаки 1.23 совместно с 8.2.1 установить в соответствии с требованиями п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019, с применением щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто- зеленого цвета;

- на пешеходном переходе, расположенном через ул. ... в районе дома №..., установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью, в соответствии с требованиями п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019;

- на пересечение улиц ... и ... установить дорожные знаки 5.15.2 и 5.15.6 в соответствии с требованиями п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 зависимости от интенсивностей транспортных потоков;

- в соответствии с требованиями п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 на пересечении улиц ... и ... на пешеходном переходе установить дорожные знаки 5.19.1 (2) с применением щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.

Установить административному ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Решение изготовлено в окончательной форме 08 сентября 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-1579/2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.

Судья И.Ю. Катющик