ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1593/2016 от 03.11.2016 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 03 ноября 2016 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Братского районного суда административное дело № 2а-1593/2016 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (далее МИФНС России № 15 по Иркутской области) обратилась в Братский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

В обоснование административного искового заявления указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС России № 15 по Иркутской области по месту нахождения своих транспортных средств. Ответчик являлся собственником транспортного средства: <данные изъяты> с 10.02.2009 по 28.12.2012. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007 № 53-оз должнику транспортный налог был начислен за 2012 год в сумме 4 880 руб.

Об уплате вышеуказанного налога ФИО1 был своевременно оповещен уведомлением: *** с указанием срока уплаты задолженности 05.11.2013.

В настоящее время согласно данным КРСБ у налогоплательщика имеется задолженность в сумме 5347,43 руб.,в том числе:

1. По транспортному налогу в размере 4880,00 руб.

В связи с тем, что в установленный срок налог в полном размере не был уплачен, налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени *** от 15.11.2013, с указанием срока уплаты 10.01.2014.

2. По пени по транспортному налогу за период с 07.11.2012 по 31.10.2013 в размере 467,43 руб.

В связи с тем, что пени не были уплачены, налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени *** от 13.06.2013, с указанием срока уплаты 29.07.2013, *** от 15.11.2013, с указанием срока уплаты 10.01.2014.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

12.07.2016 МИФНС России № 15 по Иркутской области направила административное исковое заявление о взыскании задолженности с ФИО1 в Братский районный суд Иркутской области, 28.07.2016 определением Братского районного суда административное исковое заявление было оставлено без движения.

Административное исковое заявление было направлено административному ответчику заказным письмом с уведомлением, на момент поступления определения в МИФНС России № 15 по Иркутской области не располагало сведениями о получении ФИО1 административного искового заявления. Согласно данных сайта «Почта России» на момент исполнения определения, состоялась 1 неудачная попытка вручения заказного письма адресату – 16.07.2016. Определением от 12.08.2016 Братский районный суд возвратил в МИФНС России № 15 по Иркутской области административное исковое заявление о взыскании задолженности.

Полагают, что административный ответчик умышленно уклонялся от получения корреспонденции, так как согласно информации, которой располагает инспекция, ФИО1 проживает по адресу отправки почтовой корреспонденции – ...

Вышеуказанные обстоятельства являются уважительными и достаточными для восстановления пропущенного срока на взыскание задолженности

Административный истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с административного ответчика задолженность в размере 5347,43 руб., в том числе по транспортному налогу в размере 4880 руб., пени по транспортному налогу в размере 467,43 руб.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства извещены судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. Заявления и ходатайства не поступили. Административный ответчик ФИО1 возражения в отношении заявленных требований суду не представил.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В силу п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленныйсрок, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

На основании пункта 3 указанной статьи, решение о взыскании принимается после истечениясрока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанногосрока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случаеналоговыйорган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налоговогоагента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налога является основанием для начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Из представленного налогового уведомления *** следует, что за ФИО1. числится задолженность по транспортному налогу за 2012 год в размере на общую сумму 4880,00 руб. по сроку уплаты до 05.11.2013.

Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области 15.11.2013 в адрес налогоплательщика ФИО1 направлены требования *** от 13.06.2013 с указанием срока уплаты 29.07.2013 и *** от 15.11.2013 с предложением срока уплаты до 10.01.2014.

Определением мирового судьи судебного участка Братского района Иркутской области от 01.02.2016 отменен судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу с ФИО1

12.07.2016 МИФНС России № 15 по Иркутской области направила административное исковое заявление о взыскании задолженности с ФИО1 в Братский районный суд Иркутской области

Определением Братского районного суда Иркутской области от 28.07.2016 административное исковое заявление было оставлено без движения.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 12.08.2016 административное исковое заявление о взыскании задолженности было возвращено.

С учетом изложенного, МИФНС России № 15 по Иркутской области должна была обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев с 01.02.2016, то есть не позднее 01.08.2016.

С настоящим административным исковым заявлением в суд МИФНС N 15 по Иркутской области обратилась 19.10.2016, что видно из штемпеля почтового отделения на конверте.

Таким образом, налоговым органом пропущен установленный п. 2 ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ срок предъявления в суд заявления о взыскании налога с физического лица.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Оснований для восстановления административному истцусрокадля обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и по штрафам суд не усматривает, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих отсутствие у Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области возможности своевременно обратиться в суд с иском о взыскании недоимки по налогу, суду не представлено.

Факты оставления заявления без движения, возвращения заявления о взыскании платежей и санкций административному истцу в течение процессуального срока не прерывают и не могут служить основанием для восстановления установленного законом срока для обращения в суд.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области отказать в иске к ФИО1 о восстановлении срока на взыскание задолженности, взыскании задолженности в сумме 5347 руб. 43 коп., в том числе по транспортному налогу в размере 4880 руб., по пени по транспортному налогу в размере 467 руб. 43 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.А. Паршина