Административное дело №2а-220/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Арсеньев 07 февраля 2018 года
Арсеньевский городской суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ворона Н.К.,
с участием помощника прокурора г. Арсеньева Перижогиной Ю.Д, представителя ответчика администрации Арсеньевского городского округа ФИО1 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ диплом № от ДД.ММ.ГГГГ.), ГББ., СЛНССА
при секретаре Васютиной А.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора города Арсеньева в защиту интересов многодетных семей ВЛВ, АТА, АКА, ВЕВ; ГББ, БММ, БГМ, БГМ, БММ; СЛН, СВА, САА, СКА; РВН, РАД, РОД, РФД; СЕВ, ССА, БЕВ, БТВ, СДС к администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа по обеспечению инфраструктурой земельного участка и обязании обеспечить инфраструктурой земельный участок;
установил:
Прокурор г. Арсеньева обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа по обеспечению инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельного участка <данные изъяты> Постановлением администрации АГО от 28.01.2015 №25-па разработана и утверждена муниципальная программа Арсеньевского городского округа «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Арсеньевского городского округа» на 2015-2020г., которой предусмотрена реализация подпрограммы «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и проездами к земельным участкам на территории Арсеньевского городского округа» на 2015-2018 годы, в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными автомобильными дорогами). Администрацией АГО не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов е инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. В части организации электроснабжения и водоснабжения работы администрацией АГО не выполнены, земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой.
В судебном заседании помощник прокурора просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, уточнила требования в части срока с учётом муниципальной программы до 31.12.2020г.
Административный ответчик представитель ФИО1 в судебном заседании по заявленным требованиям возражений не высказала, просила при вынесении решения учесть утвержденные муниципальной программой АГО сроки до 2020г.
Опрошенные в судебном ГББСЛНССА просили удовлетворить административные иски прокурора, понимают, что вопросы обеспечения земельных участков инфраструктурой очень дорогостоящие, сроки указанные в программе реальные для обеспечения участков.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 35 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.
Законом Приморского края от 08.11.2011 №837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, организация в границах городского округа электро - и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.
Аналогичные положения содержатся в ст. 51 Устава Арсеньевского городского округа Приморского края.
На основании п. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В связи с тем, что в Законе Приморского края от 08.11.2011 №837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» отсутствует прямая норма закона, указывающая на обязательность выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно, в таком случае, применить норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
Частью 4 ст. 4 Закона Приморского края от 27.09.2013 №250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» предусмотрено, что формирование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, комплексного освоения территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Кроме того, строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства напрямую предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
Ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Из ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а частью 3 статьи 15 предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства включены: <данные изъяты>
Постановлениями Управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа от <данные изъяты> указанным многодетным семьям предоставлены бесплатно в общую долевую собственность следующие земельные участки: <данные изъяты>
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами тот факт, что предоставленные многодетным семьям для строительства индивидуальных жилых домов земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения), что препятствует реализации собственниками права на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, в том числе строительство индивидуального жилого дома.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» утверждено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков. Во исполнение вышеуказанных норм законодательства постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 28.01.2015 № 25-па разработана и утверждена муниципальная программа муниципальная Программа Арсеньевского городского округа "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Арсеньевского городского округа" на 2015- 2020 годы (далее Муниципальная программа).
Муниципальной программой предусмотрена реализация подпрограммы «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и проездами к земельным участкам на территории Арсеньевского городского округа» на 2015-2018 годы, в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей, под индивидуальное жилищное строительство, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными автомобильными дорогами).
В части организации электроснабжения и водоснабжения работы администрацией Арсеньевского городского округа не выполнены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 №22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, администрация Арсеньевского городского округа, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана провести работы по строительству дорог местного значения, организации электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, в целях защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, на создание необходимых условий для осуществления жилищного строительства и беспрепятственного подключения в последующем жилых домов к инженерно-техническим сетям для получения коммунальных услуг, в связи с чем, административный иск прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетоврению.
Учитывая объем работ, которые административному ответчику необходимо провести для обеспечения инфраструктурой предоставленные многодетным семьям земельные участки (строительство автомобильной дороги местного значения, организация электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), а также согласно разработанной и утвержденной муниципальной программы, в целях обеспечения баланса прав и законных интересов всех участников административного судопроизводства, считает необходимым обязать администрацию Арсеньевского городского округа выполнить вышеуказанные работы согласно предельных сроков установленных в муниципальной программе, т.е. до 31.12.2020г.
На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые заявления прокурора города Арсеньева в защиту интересов многодетных семей ВЛВ, АТА, АКА, ВЕВ; ГББ, БММ, БГМ, БГМ, БММ; СЛН, СВА, САА, СКА; РВН, РАД, РОД, РФД; СЕВ, ССА, БЕВ, БТВ, СДС к администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа по обеспечению инфраструктурой земельного участка и обязании обеспечить инфраструктурой земельный участок удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа по обеспечению инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>
Обязать администрацию Арсеньевского городского округа обеспечить инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>
Обязать администрацию Арсеньевского городского округа сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору г. Арсеньева, а также лицам, в чьих интересах предъявлялся административный иск, в течение одного месяца со дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.К. Ворона