№ 2а-1596/2020
22RS0068-01-2020-000334-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул 21 июля 2020 года
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.
при секретаре Прилуцкой К.И.
с участием прокурора Опонасенко А.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балабова Владимира Васильевича к Администрации г.Барнаула об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: .... Земельный участок под данным домом предоставлен Балабову В.В. на праве аренды, на основании договора аренды от 20.06.2016 года. Постановлением администрации г. Барнаула № 1494 от 06.09.2019 утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края (далее по тексу Проект панировки). При утверждении проекта планировки административным ответчиком не было учтено фактическое землепользование в районе расположения жилого дома, принадлежащего истцу, красная линия проходит через земельный участок, находящийся в пользовании истца, также красная линия сечет угол и часть стены дома.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Юрьева А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, уточнив требования в части даты оспариваемого нормативного правового акта, указав, что в иске допущена описка, фактически оспаривается Постановление администрации г. Барнаула № 1494 от 06.09.2019 года.
Представитель административного ответчика администрации г. Барнаула Насыров О.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, по основаниям, указанным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, указав, что не оспаривает, что часть земельного участка используемого истцом для эксплуатация дома расположена, согласно оспариваемому постановлению на землях общего пользования в профиле переулка Трудового. В тоже время полагает, что данное обстоятельство не нарушает прав истца, поскольку земельный участок для эксплуатации дома предоставлен ему на праве аренды. Более того, оспариваемым постановлением красная линия наоборот смещена в сторону пер. Трудового, по сравнению с тем как она располагалась ранее и была утверждена в установленном законом порядке. Следовательно, признание незаконным оспариваемого нормативного правового акта не только не восстановит права истца, но и наоборот их ухудшит, поскольку в этом случае будет действовать граница красной линии, утвержденной ранее. Процедура принятия нормативного правового акта соблюдена.
Представитель комитета по строительству, архитектуре и благоустройству г. Барнаула (далее по тексту Комитет) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, указанным в письменном отзыве, пояснил, что в соответствии с Генеральным планом городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденного 30.08.2019 года, земельный участок по адресу .... частично расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – города Барнаула вышеуказанный земельный участок частично расположен на территории общего пользования, территория общего пользования – ул. Кирова поставлена на государственный кадастровый учет в границах, утвержденных красных линий. Расстояние от красной линии в районе пер. Трудового до сети водоснабжения является минимально допустимым, в связи, с чем смещение красной линии не представляется возможным, поскольку приведет к нарушению установленных нормативов.
Привлеченный к участию в деле в качества соответчика Глава города Барнаула Франк В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Поскольку проект планировки территории относится к документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Кодекса), оспариваемый нормативный правовой акт должен соответствовать требованиям статей 42 и 43 Кодекса, регламентирующих порядок его принятия.
Согласно пункта 7 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 6 ст.208 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В судебном заседании установлено, что 06.09.2019 постановлением администрации г. Барнаула № 1494 утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа Баранула Алтайского кря. В настоящее время указанный нормативный акт действует в принятой редакции. В этой связи, срок на его обжалование не пропущен.
В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (ст. 26 ГрК РФ).
Согласно положениям ст.ст. 42, 43 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Статьей 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Согласно положениям ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. При этом общественные обсуждения и публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет е на доработку не позднее через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В соответствии со ст. 54 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, администрация города организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него документации по планировке территории.
Порядок осуществления данной работы регламентирован Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 округа, Порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденным Постановлением Администрации города Барнаула от 08.05.2018 года N823.
Порядок проведение публичных слушаний и общественных обсуждений регламентирован Положением об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", утвержденным Решением Барнаульской городской Думы 30.03.2018 №96.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.Барнаула от 21.07.2014 года № 155 утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года». Согласно данной программы предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.
Во исполнение указанной муниципальной программы 29.12.2016 года Администрацией г.Барнаула принято постановление № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края».
Данное постановление было опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 03.01.2017 года, размещено на официальном сайте Администрации г.Барнаула 29.12.2016 года /л.д.128 /.
Незначительное несоблюдение срока опубликования решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренного ст. 46 ГрК РФ, не является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого акта, влекущим его безусловную отмену. Так, как следует из информации, размещенной на официальном сайте печатного издания «Вечерний Барнаул» газета «Вечерний Барнаул» выходит четыре раза в неделю: во вторник и среду информационные выпуски, в пятницу аналитический, в субботу – выпуск выходного дня. Постановление № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» принято 29.12.2016 года – ближайший выпуск газеты «Вечерний Барнаул» информационного характера – 03.01.2017 года, именно в данном выпуске было опубликовано постановление. На официальном сайте города Барнаула данное постановление опубликовано в день его принятия – 29.12.2016 года.
АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскграждапроект» подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа –города Барнаула.
Согласно п. 3.1 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", утвержденным Решением Барнаульской городской Думы 30.03.2018 №96 решение о проведении общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 3 - 5 пункта 1.4 Положения, принимается в форме приказа комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений.
Постановление главы города Барнаула, постановление администрации города Барнаула, приказ комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений должно содержать наименование проекта, по которому проводятся общественные обсуждения, сроки проведения общественных обсуждений, сведения об инициаторе общественных обсуждений, ответственное лицо за организацию и проведение общественных обсуждений.
12.07.2019 Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула издан приказ № 164 «О проведении общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» /л.д.130 /.
Во исполнение данного приказа Комитетом подготовлено оповещение о начале проведения общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 16.07.2019 года /л.д.135 /, размещено на официальном сайте Комитета 16.07.2019 года. /л.д.134/.
Согласно данному оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с 16.07. по 16.10.2019 года. Указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений. Указаны часы работы экспозиции, а также срок - до 14.08.2019 года, когда можно подать предложения и замечания, определены способы подачи таких предложений и замечаний.
23.07.2019 года на сайте Комитета размещена экспозиция по проекту планировки Установленный ч.8 ст. 5.1 ГрК РФ, п. 3.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", срок соблюден.
Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом от 15.08.2019 года № 186.
По результатам общественных обсуждений принят итоговый документ - Заключение от 15.08.2019 года, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 21.08.2019 года /л.д.148/.
Балабов В.В. в общественных обсуждения участия не принимал.
Постановлением администрации города Барнаула от 06.09.2019 № 1494 ( в пределах установленного 20-ти дневного срока) утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края. Опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 10.09.2019, в пределах установленного 7-ми дневного срока.
Согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В данном случае разработка проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края осуществлялась на основании муниципального контракта № 36, заключенного с АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпронкт» 15.05.2015 года. Таким образом, требования закона, предусмотренные частью 8 статьи 45 ГрК РФ исполнены.
То обстоятельство, что контракт заключен ранее издания Постановления № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края», само по себе не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.Барнаула от 21.07.2014 года № 155 утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года». Согласно данной программы предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования. В связи, с чем 15.05.2015 года был заключен муниципальный контракт на разработку проекта планировки.
Данное обстоятельство никак не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку в любом случае предложения и замечания относительно проекта планировки граждане вправе вносить в период общественных обсуждений, когда проект уже подготовлен.
Существенных нарушений требований ст. 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденного Постановлением Администрации г.Барнаула от 08.05.2018 года N823, Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", утвержденного Решением Барнаульской городской Думы 30.03.2018 №96, не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация г.Барнаула в пределах своей компетенции приняла оспариваемое постановление, процедура его принятия соблюдена.
Установлено, что земельный участок, в границах которого утверждена красная линия оспариваемым нормативно-правовым актом, в собственности истца не находится.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 02.03.2016 года № 80 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 0,0495 га по адресу ул. Кирова, 22 г.Барнаул. Предварительно согласовано предоставление земельного участка Балабову В.В. для эксплуатации жилого дома. При этом, данным распоряжением предусмотрено, что часть земельного участка находится на землях общего пользования /л.д.80/.
20.06.2016 года земельный участок по указанному адресу был предоставлен Балабову В.В. в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации жилого дома в границах, обозначенных в кадастровом паспорте земельного участка.
При постановке земельного участка на кадастровый учет подготовлен межевой план, на котором отражены границы красной линии, проходящей, в том числе, по части земельного участка, в отношении которого определены границы. Указанное согласовано с Балабовым В.В.
Расчет красной линии в районе земельного участка по адресу .... осуществлен (на дату определения границ и предоставления в аренду Балабову В.В.) Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Барнаула 21.08.1997 года и согласован главным архитектором г.Барнаула, сведения о расчете содержатся в книге № 4 красных линий /л.д.209-210/.
Право собственности на расположенный на данном земельном участке жилой дом с учетом реконструкции (строительства пристроя) было признано за Балабовым В.В. на основании решения Центрального районного суда г.Барнаула от 03.05.2017 года в порядке ст. 222 ГК РФ.
На момент признания права собственности в 2017 году часть жилого была расположена за границей красной линии на территории общего пользования, но в границах предоставленного в аренду земельного участка, что подтверждается градостроительной справкой /л.д.34/ дело 2-1393/2017.
Постановлением администрации г. Барнаула № 1494 от 06.09.2019 красная линия утверждена в границах пер. Трудового со смещением в сторону пер. Трудового по отношению к земельному участку, принадлежащему Балабову в.В. на праве аренды, что подтверждается топографической съемкой, сведениями публичной кадастровой карты.
Учитывая изложенное, право истца на эксплуатацию и использование по назначению принадлежащих ему на праве собственности жилого дома, и на праве аренды земельного участка, оспариваемым Проектом планировке не ограничено, следовательно, не нарушено.
Невозможность в будущем получить земельный участок на праве собственности, не может являться основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, принятого уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия.
При этом, суд полагает, что то обстоятельство, что красная линия частично пересекает жилой дом, также не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
В данном случае, суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 06.11.2003г. № 387-о, от 15.07.2010 № 931-о-о, от 25.02.2016 № 242-о ).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (ч.1 ст.30 ГрК РФ, ст.49, глава VIII ЗК РФ, ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (ч.ч.8 и 9 ст.36 ГрК РФ).
При этом, учитывается, что признание незаконным оспариваемого постановления от 06.09.2019 года не приведет к восстановлению каких либо прав истца и изменению координат красных линий и границ территории общего пользования в сторону увеличения размеров земельного участка, находящегося в пользовании истца, рассчитанных Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Барнаула 21.08.1997.
При таких обстоятельствах, требование о признании не законным постановления администрации города Барнаула от 06.09.2019 года № 1494 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края» в части утверждения красной линии в отношении земельного участка, расположенного по адресу .... удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180,360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Балабова Владимира Васильевича о признании не законным постановления администрации города Барнаула от 06.09.2019 года № 1494 « Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула в части утверждения красной линии в отношении земельного участка, расположенного по адресу: .... оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Ю. Кайгородова