ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1596/2021 от 18.08.2021 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2021 года

Дело № 2а-1596/2021

УИД 51RS0021-01-2021-001600-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2021 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Селигеевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Шевчук Наталье Александровне о взыскании задолженности по обязательным платежам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шевчук Н.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В обоснование требований указано, что, согласно абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога.

Налоговым органом в соответствии с налоговым уведомлением № 71217252 от 22.08.2019 был исчислен подлежащий уплате налогоплательщиком транспортный налог за 2018 год в размере 408,00 руб.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с тем, что налогоплательщиком не уплачен транспортный налог в установленный срок, налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ были начислены пени, а также в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ направлено требование № 7420 по состоянию на 26.06.2020 об уплате налога в сумме 408,00 руб. и пени в сумме 16,62 руб. со сроком исполнения до 20.11.2020, а также требование № 10055 от 29.06.2020, в которое включена пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 0,19 руб., которые в установленный срок административным ответчиком не исполнены.

Кроме того, Шевчук Н.А. в период с 13.02.2012 по 24.11.2016 была зарегистрирована в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя.

Имела задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 16 141,71 руб., пени, начисленные за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 3 393,29 руб.

Данная недоимка погашена 17.12.2020 в результате погашения задолженности по исполнительным документам в рамках дела № 5-917/2020.

Пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В адрес ответчика направлялись требования:

- № 95817 от 20.09.2017, включая пени по ОМС в сумме 609,63 руб., исчисленные за период с 17.05.2017 по 19.09.2017;

- № 258686 от 13.11.2017, включая пени по ОМС в сумме 437,73 руб.;

- № 96947 от 18.12.2017, включая пени по ОМС в сумме 173,42 руб.;

- № 98655 от 17.04.2018, включая пени по ОМС в сумме 233,67 руб.;

- № 100960 от 25.07.2018, включая пени по ОМС в сумме 221,71 руб.;

- № 10055 от 29.06.2020, включая пени по ОМС в сумме 173,66 руб.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога и пени, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 22.01.2021 отменен. Следовательно, срок для подачи данного административного заявления истекает 22.07.2021.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 408,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 16,81 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 0,19 руб., пени, начисленные за просрочку платы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, образовавшуюся до 01.01.2017, в размере 2 024,32 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Шевчук Н.А. надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не прибыла. Представила возражения, в которых указала, что с доводами административного истца не согласна, поскольку полагает, что срок обращения с заявлением о взыскании задолженности пропущен.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В п. 6 ст. 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В п.п. 1, 2 и 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, приказом УФНС России по Мурманской области от 19.04.2019 № 04-02/64@ функции по урегулированию задолженности физических лиц на территории Мурманской области с 30.04.2019 переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области (п. 1).

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области Инспекция взыскивает в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам, предъявляет в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика.

Таким образом, МИФНС России № 9 по Мурманской области является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу.

Из материалов дела следует, что Шевчук Н.А. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Административный ответчик в 2018 году являлся собственником следующих объектов налогообложения: транспортного средства *** (дата регистрации права 15.09.2018), транспортного средства *** (дата регистрации права 27.11.2018).

Данные сведения представлены в налоговый орган регистрирующим органом в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ.

Налоговым органом в соответствии с налоговым уведомлением № 71217252 от 22.08.2019 был исчислен подлежащий уплате налогоплательщиком транспортный налог за 2018 год на сумму 408,00 руб. Срок уплаты до 02.12.2019.

Вышеуказанное налоговое уведомление направлено налогоплательщику, что подтверждается соответствующим списком от 10.09.2019.

Суд соглашается с произведенным расчетом транспортного налога, поскольку он составлен арифметически верно, с учетом представленных сведений регистрирующим органом в порядке ст. 85 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик знал об обязанности произвести уплату транспортного налога за определенный налоговый период. В налоговом уведомлении отражены сумма налога к уплате по объектам налогообложения, налоговая ставка, количество месяцев владения в году, сумма исчисленного налога.

В срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ, налогоплательщик налог не уплатил.

За неуплату сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В связи с неуплатой транспортного налога по указанному уведомлению в срок, установленный п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ, в адрес административного ответчика направлено требование № 7420 по состоянию на 26.06.2020, в котором была указана как сумма налога, подлежащая уплате – 408,00 руб., так и сумма пени, подлежащая уплате - 16,62 руб.

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику выставлялось требование № 10055 по состоянию на 29.06.2020 об уплате, в которое были включены пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 года в сумме 0,19 руб., исчисленную за период с 26.06.2020 по 28.06.2020 со сроком уплаты до 23.11.2020. Данная сумма налогоплательщиком также не уплачена.

С учетом изложенного, суд полагает заявленные требования о взыскании недоимки по транспортному налога и пени подлежащими удовлетворению.Разрешая требование о взыскании пени, начисленные за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, образовавшуюся до 01.01.2017, суд руководствуется следующим.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.

Согласно главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагается в том числе, и функция по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе, возникшей с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Как установлено судом, ответчик в период с 13.02.2012 по 24.11.2016 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком обязательных страховых взносов, включая взносы на обязательное медицинское страхование.

В соответствии со ст.20 Федерального закона № 250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с Порядком обмена информацией Пенсионным фондом Российской Федерации произведена передача информации о задолженности плательщиков страховых взносов в Федеральную налоговую службу для проведения процедуры взыскания, в том числе, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 16 141,71 руб., пени, начисленные за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 3 393,29 руб.

Неуплата налога в установленный законом срок влечет за собой начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения по уплате.

Данная недоимка погашена налогоплательщиком 17.12.2020.

Согласно п.1 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога и пени является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате.

В адрес налогоплательщика налоговым органом направлялись следующие требования:

- № 95817 от 20.09.2017, включая пени по ОМС в сумме 609,63 руб., исчисленные за период с 17.05.2017 по 19.09.2017;

- № 258686 от 13.11.2017, включая пени по ОМС в сумме 437,73 руб.;

- № 96947 от 18.12.2017, включая пени по ОМС в сумме 173,42 руб.;

- № 98655 от 17.04.2018, включая пени по ОМС в сумме 233,67 руб.;

- № 100960 от 25.07.2018, включая пени по ОМС в сумме 221,71 руб.;

- № 10055 от 29.06.2020, включая пени по ОМС в сумме 173,66 руб.

При этом в каждом из указанных требований налогоплательщику предлагалось при наличии разногласий в части начисления соответствующих пеней провести сверку расчетов начисленных пеней.

Указанные требования исполнены не были, за сверкой Шевчук Н.А. не обращалась.

Установив, что Шевчук Н.А. не исполнила в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по обязательным платежам, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области от 09.12.2020 вынесен судебный приказ № 2а-3990/2020, который отменен определением от 22.01.2021 в связи с возражениями административного ответчика относительно его исполнения.

Оценивая доводы административного ответчика о том, что налоговым органом пропущен срок на обращение за судебной защитой, суд исходит из следующего.

Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П).

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Из представленных материалов следует, что судебный приказ о взыскании с Шевчук Н.А. задолженности по обязательным платежам выдан 09.12.2020 мировым судьей судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В связи с изложенным, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск. Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

Установлено, что определением мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области от 22.01.2021 в связи с поступившими письменными возражениями Шевчук Н.А. отменен ранее вынесенный судебный приказ от 09.12.2020.

Началом течения срока обращения в суд с административным исковым заявлением являлось 22.01.2021, в соответствии с положениями п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ установленный законом шестимесячный срок для такого обращения истекал 22.07.2021.

Административный иск направлен налоговым органом в суд 20.05.2021, то есть в пределах установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока обращения в суд.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление к Шевчук Н.А. подано инспекцией в суд в установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ срок.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-290, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Шевчук Наталье Александровне о взыскании задолженности по обязательным платежам, – удовлетворить.

Взыскать с Шевчук Натальи Александровны, ***, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 408,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 16,81 руб., пени, начисленные за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, образовавшуюся до 01.01.2017, в размере 2 2024,32 руб.

Взыскать с Шевчук Натальи Александровны государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий О.С. Петрова