дело № 2а-1598/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Великий Новгород | 15 марта 2018 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,
представителя административного ответчика – комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области – Федотовой О.И.,
представителя заинтересованного лица – ООО «Новосел» – Андреева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Коммунальный сервис» к комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области о признании незаконным приказа от 17 января 2018 года № №,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилось общество с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» (далее также – Общество) с административным иском к комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области о признании незаконным приказа от 17 января 2018 года № №.
В обоснование иска указано, что 30 января 2018 года Обществу из письма, содержащего приказ комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 17 января 2018 года № № «О внесении записей в реестр лицензий Новгородской области», стало известно об исключении из реестра лицензий Новгородской области, содержащего сведения об адресах домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Административный истец просит признать незаконным и отменить данный приказ.
Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью «Новосел».
В судебном заседании представители административного ответчика и заинтересованного лица возражали против удовлетворения административного иска, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным (в материалах дела имеется письменный отзыв административного ответчика). Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 9 января 2016 года между ООО «Коммунальный сервис» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, заключен договор управления данным многоквартирным домом.
Согласно пункту 8.1 данного договора договор заключен на срок 1 год и вступает в силу с 9 января 2017 года. При этом договор может быть продлен на 3 месяца, если:
- большинство собственников помещений на основании решения общего собрания о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК Российской Федерации, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности;
- товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив не зарегистрированы на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом;
- другая управляющая организация, выбранная на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, созываемого не позднее чем через 1 год после заключения договоров управления многоквартирным домом, в течение 30 дней с даты подписания договоров управления многоквартирным домом или с иного установленного такими договорами срока не приступила к их выполнению;
- другая управляющая организация, отобранная органом местного самоуправления для управления многоквартирным домом в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не приступила к выполнению договора управления многоквартирным домом.
ООО «Коммунальный сервис» приступила к выполнению указанного договора управления многоквартирным домом. Органом государственного жилищного надзора были внесены соответствующие сведения в раздел реестра лицензий Новгородской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Коммунальный сервис».
В октябре 2017 года состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в форме заочного голосования, на котором приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО «Коммунальный сервис» и заключении договора с ООО «Новосел». Решения общего собрания оформлены протоколом, составленным 1 ноября 2017 года.
На основании данного протокола 10 января 2018 года между ООО «Новосел» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, заключен договор управления данным многоквартирным домом.
10 января 2018 года ООО «Новосел» обратилось в комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области с заявлением о внесении в реестр лицензий Новгородской области записи об управлении им многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании данного заявления и приложенных к нему документов комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области издан приказ от 17 января 2018 года № № «О внесении записей в реестр лицензий Новгородской области»: внести изменения в раздел лицензий Новгородской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Коммунальный сервис», запись о прекращении управления лицензиатом многоквартирным домом: <адрес> (пункт 1); внести изменения в раздел лицензий Новгородской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Новосел», запись об управлении лицензиатом многоквартирным домом: <адрес> (пункт 2).
Не согласившись с данным приказом от 17 января 2018 года № №, ООО «Коммунальный сервис» 16 февраля 2018 года направило по почте в суд административное исковое заявление с требованием о признании приказа незаконным. Срок обращения с административным исковым заявлением, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюден.
ООО «Коммунальный сервис», обосновывая свои требования, полагает, что комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, получив заявление ООО «Новосел» о внесении в реестр лицензий Новгородской области записи об управлении им многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, обязан был в силу пунктов 5 и 6 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр, вынести решение не о внесении изменений в реестр, а о приостановлении рассмотрения заявления, поскольку имеются противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся с реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
Комитет же государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области полагает, что указанные противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся с реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, отсутствуют, поскольку срок действия договора управления ООО «Коммунальный сервис» многоквартирным домом к моменту вступления в силу договора управления ООО «Новосел» многоквартирным домом истек.
Оценивая доводы сторон, суд отмечает, что в соответствии со статьей 192 ЖК Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1); под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2); лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3); лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана; срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; лицензия не подлежит передаче третьим лицам (часть 4).
Согласно статье 195 данного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: 1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации; 2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.
При этом реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК Российской Федерации).
Определяя основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, статья 198 ЖК Российской Федерации устанавливает, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2); орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр (далее также – Порядок), предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 данного Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 данного Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5).
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 данного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 данного Порядка (пункт 6).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 данного Порядка (пункт 8).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами «г» и «д» пункта 5 данного Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 данного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (пункт 10).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что представленные ООО «Новосел» в комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области заявление о внесении в реестр лицензий Новгородской области записи об управлении им многоквартирным домом и приложенные к нему документы соответствуют условиям, указанным в пункте 5 Порядка.
У комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, действующего на основании Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17 ноября 2016 года № 406, не было оснований для принятия иных решений, кроме как о внесении соответствующих изменений в реестр.
Не было у комитета и оснований для приостановления рассмотрения заявления ООО «Новосел». Противоречия сведений, представленных ООО «Новосел», уже содержащимся с реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, не имели места, поскольку общее собрание собственников помещений в многоквартирном ломе заблаговременно (в октябре 2017 года) приняло решение о смене управляющей организации и срок действия договора управления ООО «Коммунальный сервис» многоквартирным домом к моменту вступления в силу договора управления ООО «Новосел» многоквартирным домом истек. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации в установленном порядке не оспорен и является действующим.
Суд также отмечает, что, по смыслу пунктов 7, 10, 17 Порядка, приостановление рассмотрения заявления лицензиата при наличии противоречивых сведений осуществляется в целях запроса органом государственного жилищного надзора необходимых материалов и информации у обоих лицензиатов для устранения данных противоречий. После получения этих материалов и информации орган государственного жилищного надзора обязан принять решение либо о внесении изменений в реестр, либо об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
Принятие в настоящее время судебного решения, как того требует административный истец, о признании незаконным приказа комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, что повлекло бы за собой обязание комитета повторно рассмотреть заявление ООО «Новосел» или обязание принять решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО «Новосел» и направить соответствующие запросы обоим лицензиатам, лишено какого бы то ни было смысла, поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела обоими лицензиатами (ООО «Коммунальный сервис» и ООО «Новосел») уже представлены все возможные с их стороны документы и информация, связанные с управлением спорным многоквартирным домом, и анализ данных документов и информации показывает правомерность вынесенного комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области решения о внесении изменений в реестр.
Нарушение процедуры рассмотрения заявления ООО «Новосел» и порядка принятия по нему решения судом не установлено.
Таким образом, в удовлетворении административного иска ООО «Коммунальный сервис» надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» к комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области о признании незаконным и отмене приказа от 17 января 2018 года № № «О внесении записей в реестр лицензий Новгородской области» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области | И.А. Ионов |
Решение принято в окончательной форме 19 марта 2018 года.