УИД: 59RS0004-01-2021-001084-90
Дело № 2а-1599/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием прокурора Мерзлякова А.А.,
представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
представителя заинтересованного лица – Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации г.Перми о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к администрации г.Перми о признании недействующим постановления от 23.12.2016 N 1159 "Об утверждении документации по планировке территории 4 (в том числе в части СТН часть Е1, часть Е2, Е5, И2, часть Д2, Д3, Д4, часть И3, часть И26, часть Ж4, Ж12, часть Ж6, Г4, часть Г5) в Кировском, Дзержинском, Мотовилихинском, Орджоникидзевском, Свердловском районах города Перми" в части установления красных линий в отношении земельных участков по адресам: <Адрес>, кадастровый № и <Адрес> а, кадастровый №, принадлежащих на праве собственности ФИО4 (л.д.34-35 том 1)
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельных участков по адресам: <Адрес>, кадастровый № и <Адрес> а, кадастровый №, на которых расположено домовладение. В состав домовладения входит ограждение длиной 53,6 кв.м, которое отражено в техническом паспорте домовладения от ДД.ММ.ГГГГ под литером 1. Ранее ограждение было деревянным, в дальнейшем переустроено – установлены бетонное основание, кирпичные столбы, профилириованный лист. Постановлением администрации г.Перми от 23.12.2016 N 1159 установлены красные линии в отношении территории на которой расположены данные земельные участки, красные линии проходят по границам указанных земельных участков. Поскольку имеющееся ограждение установлено за границами земельных участков, оно находится на земельном участке за пределами красных линий. Административный истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о размещении на данном земельном участке элементов благоустройства территории без предоставления земельного участка. Решением Департамент земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в размещении объектов, поскольку в соответствии с документацией по планировке территории, испрашиваемый земельный участок сформирован под территории общего пользования, предназначенный для образования земельных участков, в целях размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми отказал во внесении изменений в документацию по планировке территории, поскольку она разработана на основании Генерального плана. Считает оспариваемое постановление незаконным и нарушающим его права, предусмотренные ст.ст.39.33, 39.36 ЗК РФ, в части установления красных линий по границе земельных участков с кадастровыми номерами № и №, поскольку это препятствует размещению объектов благоустройства на земельном участке, относящейся к муниципальной собственности и непосредственно примыкающей к земельным участкам административного истца.
Административный истец о времени и месте судебного заседания извещен судом, в судебное заседание не явился.
Представители административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам административного искового заявления, также поддержали письменные объяснения, в соответствии с которыми на земельном участке между красными линиями и ограждением отсутствуют линейные объекты, размер данной территории не позволяет их там разместить. В то же время территории за ограждением благоустроенная и может быть использована для размещения линейных объектов. А размещение элементов благоустройства на территории, непосредственно прилегающей к земельным участкам административного истца, позволяет улучшить условия проживания и безопасность эксплуатации домовладения, находящегося на участке (л.д.19-20 том 2).
Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании представитель с заявленным административным иском не согласился, поддержав письменные возражения (л.д.54-70, 229 том 1).
Определением суда от 15.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (л.д.141-142 том 1).
Представитель заинтересованного лица – Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в судебном заседании с заявленным административным иском не согласился, поддержав доводы письменных возражений (л.д.1-11 том 2).
Заинтересованное лицо – Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми о времени и месте судебного заседания извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные возражения (л.д. 235-242 том 1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормами Кодекса административного судопроизводства РФ (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка, общей площадью 642 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>, и земельного участка, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес> а (л.д.9-16 том 1).
В соответствии с техническим паспортом домовладения от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по адресу: <Адрес> находится жилой дом с надворными постройками, в том числе имеется деревянное, решетчатое ограждение (л.д.17-21 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о выдаче решения о размещении объектов на земельном участке, цель использования земельного участка – элементы благоустройства для размещения декоративного ограждения (л.д. 17 том 2)
Как следует из схемы предполагаемого использования земельного участка, административным истцом испрашивался земельный участок, площадью 164 кв.м., примыкающий к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, для размещения капитального забора (л.д. 18 том 2).
Решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в размещении объекта, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельных участков № и № экспликации проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации г.Перми от 23.12.2016 N 1159, сформированных под территории общего пользования, предназначенный для образования земельных участков, в целях размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (л.д.22-23 том 1).
Судом также установлено, что постановлением администрации г.Перми от 23.12.2016 N 1159 ""Об утверждении документации по планировке территории 4 (в том числе в части СТН часть Е1, часть Е2, Е5, И2, часть Д2, Д3, Д4, часть И3, часть И26, часть Ж4, Ж12, часть Ж6, Г4, часть Г5) в Кировском, Дзержинском, Мотовилихинском, Орджоникидзевском, Свердловском районах города Перми" утвержден проект планировки и проект межевания территории 4 (в том числе в части СТН часть Е1, часть Е2, Е5, И2, часть Д2, Д3, Д4, часть И3, часть И26, часть Ж4, Ж12, часть Ж6, Г4, часть Г5) в Кировском, Дзержинском, Мотовилихинском, Орджоникидзевском, Свердловском районах города Перми.
Оспариваемое постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 97 ч.2 от 31.12.2016 и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ (здесь и далее - в редакции, действующей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
Согласно ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся:
1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;
2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;
3) иных вопросов планировки территории.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно ч.5 ст.46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Как следует из материалов дела, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена, в установленном законом порядке проведены публичные слушания, составлены заключения о результатах публичных слушаний, опубликованные в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» (л.д.85-109 том 1).
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами в судебном заседании.
Согласно экспликации существующих земельных участков, при разработке документации по планировке территории были учтены принадлежащие ФИО4 земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 700 кв.м, №, площадью 653 кв.м., номера данных участков на плане территории – 1541, 1542 (л.д. 135-136 том 1).
В соответствии с фрагментом карты документации по планировке территории (чертеж №1), по границе земельных участков 1541, 1542 установлены красные линии (л.д.133-134 том1).
Из материалов реестровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами № и № следует, что земельный участок с кадастровым номером №, образованный в порядке перераспределения, совпадает по конфигурации и местоположению с земельным участком с кадастровым номером № (л.д.194, 221 том 1).
Таким образом, красные линии, установленные оспариваемым проектом планировки территории, проходят по границе земельных участков административного истца, территорию земельных участках с кадастровыми номерами № и № не пересекают, что не оспаривается представителями административного истца в судебном заседании.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от 23.12.2016 N 1159, какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены.
Доводы административного истца о нахождении ограждения за границей красных линий не свидетельствуют о нарушении его прав, поскольку ограждение располагается за пределами принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами № и №, какие-либо документы, подтверждающие обоснованность его возведения на земельном участке, не принадлежащем ФИО4, в судебное заседание не представлено.
Ссылка на технический паспорт домовладения от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о законности возведения забора, поскольку технический паспорт подтверждает лишь проведение технической инвентаризации домовладения, при этом в техническом паспорте указано о наличии деревянного, решетчатого ограждения (л.д.17-21 том 1), тогда как спорный объект является капитальным забором, выполненным из кирпича и профнастила, что подтверждается фотографиями (л.д.50-51 тогм 1).
Таким образом, наличие ограждения, возведенного административным истцом на землях общего пользования, не может свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов.
Доводы о незаконности установления красных линий по границе земельных участков, в связи с тем, что на территории между красными линиями и ограждением линейные объекты не располагаются, в то время как снаружи ограждения территории уже благоустроена – имеется тротуар, освещение, подлежат отклонению, поскольку из вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ следует, что проект планировки территории, определяя назначение территорий, исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
В соответствии со ст.23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
Указанными положениями градостроительного законодательства установлен принцип первичности генерального плана по отношению к проекту планировки территории, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности.
Согласно Генеральному плану города Перми, утвержденному Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 N 205, Генеральным планом утверждены две взаимосогласованные части:
1) положение о территориальном планировании;
2) карты территориального планирования.
В соответствии с картой 2.1.1 «Виды улиц и дорог по назначению и картой 2.1.2 «Виды улиц и дорог по расположению Генерального плана <...> является районной с шириной профиля 18-36 метров в то время как оспариваемым проектом планировки территории ширина улицы Заборной радиальной предусмотрена 20 метров (л.д.113-116).
Таким образом, поскольку ширина профиля улицы, ограниченная красными линиями, установлена с учетом минимальных элементов профиля улицы, предусмотренных Генеральным планом города Перми, суд приходит к выводу о соответствии проекта планировки первичному документу территориального планирования – Генеральному плану города Перми.
Ссылка на нарушение прав административного истца невозможностью реализации полномочий, предусмотренных п.п.6 п.1 ст. 39.33, п.3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, также подлежит отклонению, поскольку положения данных статей регулируют процедуру выдачи разрешения на использование свободных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления, но не порождают у административного истца какого-либо исключительного права на использование спорного земельного участка, сформированного под территории общего пользования.
При таких обстоятельствах, поскольку проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации г.Перми от 23.12.2016 N 1159, принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями, с соблюдением процедуры, в том числе по проведению публичных слушаний, по обязательному опубликованию постановлений, соответствуют федеральному законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Согласно положениям части 11 статьи 11 КАС РФ, решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ), в связи с чем суд возлагает на администрацию г.Перми обязанность по опубликованию сообщения о принятом решении в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь», после вступления решения суда в силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к администрации г.Перми о признании не действующим постановления от 23.12.2016 N 1159 "Об утверждении документации по планировке территории 4 (в том числе в части СТН часть Е1, часть Е2, Е5, И2, часть Д2, Д3, Д4, часть И3, часть И26, часть Ж4, Ж12, часть Ж6, Г4, часть Г5) в Кировском, Дзержинском, Мотовилихинском, Орджоникидзевском, Свердловском районах города Перми" – отказать.
Возложить на администрацию г.Перми обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в силу, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>