ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-159/19 от 08.07.2019 Юстинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-159/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июля 2019 года п. Цаган Аман

Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Пашнанова С.О., при секретаре Тюрбеевой К.У., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Юстинского районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация ЮРМО РК) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что решением Юстинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах М.Г.М, к Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации ЮРМО РК (далее – Межведомственная комиссия) о признании заключения и акта обследования незаконными удовлетворены. На Межведомственную комиссию администрации ЮРМО РК возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Юстинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия (далее – Юстинский РОСП УФССП России по РК) на Межведомственную комиссию наложен исполнительский сбор в размере 50000 руб. Указывает, что истцом были приняты все необходимые меры к исполнению судебного решения, однако дважды на назначенные заседания данной комиссии не явился представитель пожарного надзора. Кроме того, истцу также отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Просит суд освободить Межведомственную комиссию от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Представители Межведомственной комиссии администрации ЮРМО РК и Юстинского РОСП УФССП России по РК, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства , суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (части 1 и 3).

Согласно положениям п. 6 ст. 112 указанного Закона должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст. 112 указанного Закона предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок – для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.

Как установлено судом, постановлением главы администрации Юстинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из п. 1.1, 2.1 положения о Межведомственной комиссии следует, что данная комиссия создается при администрации Юстинского РМО РК, состав которой утверждается постановлением главы администрации Юстинского РМО РК.

Решением Юстинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах М.Г.М, удовлетворены, заключение от ДД.ММ.ГГГГ и акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии признаны незаконными, на Межведомственную комиссию возложена обязанность в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Юстинского РОСП УФССП России по РК возбуждено исполнительное производство в отношении Межведомственной комиссии администрации Юстинского РМО РК по исполнительному листу серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Межведомственной комиссии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку должником добровольно в установленный срок требования исполнительного документа не были исполнены, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Юстинского РОСП УФССП России по РК было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Вместе с тем, как усматривается из представленных суду протоколов заседаний Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Юстинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ не проведено в виду отсутствия обязательного члена комиссии – представителя пожарного органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности.

При этом, согласно упомянутому решению Юстинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ, одним из оснований признания незаконными заключения о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности для проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования данного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных Межведомственной комиссией, явилось нарушение п.7 вышеуказанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому участие представителя пожарного органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности, при обследования жилого дома является обязательным.

Истцом в адрес судебного пристава-исполнителя Юстинского РОСП УФССП России по РК ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлялось письмо о том, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием кворума Межведомственной комиссии (отсутствовал член комиссии – начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Яшкульскому и Юстинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия ФИО2), заседание комиссии перенесено. Доводы истца об извещении указанного надзорного органа подтверждаются представленными стороной истца материалами дела.

При таких данных суд полагает, что выводы о виновном неисполнении должником законного требования, содержащегося в решении суда, являются преждевременными.

Кроме того, из письма Финансового управления администрации Юстинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из бюджета Юстинского района предусмотрены различные расходы (оплата заработной платы, оплата коммунальных платежей, софинансирование строительства и т.д.), однако расходы на оплату исполнительского сбора бюджетом не предусмотрены.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что представленные в судебном заседании доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что администрацией Юстинского РМО РК принимались необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, что в силу ст.401 Гражданского кодекса РФ является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Юстинского районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Юстинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Юстинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 12 июля 2019 года.

Председательствующий С.О. Пашнанов