Дело №2а-159/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2017 года п.Чернянка
Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Юденковой Т.Н.,
при секретаре Ерохиной А.В.,
с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 30.06.2017 года, представителя административного ответчика ОМВД России по Чернянскому району, административного ответчика начальника отдела ОВМ ОМВД России по Чернянскому району ФИО3,
в отсутствие административного ответчика начальника Управления по вопросам миграции УМВД России ФИО4, представителя административного ответчика УМВД России по Белгородской области, Управления по вопросам миграции УМВД по Белгородской области, о времени и месте судебного разбирательства уведомленных своевременно и надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к начальнику Управления по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области ФИО4, Управлению МВД России по Белгородской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области, начальнику отдела по вопросам миграции ОМВД России по Чернянскому району ФИО3, ОМВД России по Чернянскому району Белгородской области о признании неправомерными действий должностных лиц,
установил:
ФИО1 является гражданской Узбекистана. 28.06.2012 г. в УФМС по Белгородской области она получила вид на жительство сроком на 5 лет. В марте 2017 г. она обратилась к начальнику ОВМ ОМВД России по Чернянскому району с заявлением о продлении вида на жительство в Российской Федерации. 24.04.2017 г. Россоловская была приглашена на прием к начальнику ОВД ОМВД России по Чернянскому району, где ей сообщили, что она должна прибыть 28.04.2017 г. в Управление по вопросам миграции в г.Белгород с целью сдачи всех документов на продление вида на жительство в РФ. В Управлении по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области у нее не приняли документы ввиду пропуска срока для подачи документов.
Дело инициировано административным иском ФИО1, которая с учетом измененных исковых требований просит суд восстановить срок подачи документов на продление вида на жительство в Российской Федерации.
Обязать ФИО1 в течение 5 рабочих дней по вступлению решения суда в законную силу предоставить документы на продление вида на жительство в Управление по вопросам миграции УМВД по Белгородской области. Обязать Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области принять и рассмотреть документы (заявление) ФИО1 на продление вида на жительство в Российской Федерации по вступлению решения в законную силу в установленный ФЗ №115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель поддержали измененное административное исковое заявление. Считают, что срок был пропущен по уважительной причине.
Административный ответчик начальник отдела ОВМ ОМВД России по Чернянскому району, представитель административного ответчика ОМВД России по Чернянскому району ФИО3 с требованиями Россоловской в части восстановления срока подачи документов на продление вида на жительство в РФ согласна.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст.218Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.3 ст.62Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является гражданкой Республики Узбекистан (л.д. 24,25).
С 28.06.2012 года до 25.06.2017 года ФИО1 зарегистрирована ТП в Чернянском районе МО УФМС России по Белгородской области в г.Шебекино по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 24).
Решением от 25.06.2012 года №002458 ФИО1 выдан вид на жительство в РФ сроком до 25.06.2017 года.
Пунктами 3,5 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Из указанных законоположений следует, что по окончании срока действия вида на жительство в целях продления его срока, иностранный гражданин не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, обращается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 22.04.2013 N215 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации. В пунктах 143, 148 Административного регламента установлено, что, основанием для начала административной процедуры является подача в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина заявления о продлении срока действия вида на жительство (приложение N 6 к Административному регламенту). Заявление о продлении к рассмотрению не принимается: при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных; если срок действия вида на жительство составляет менее 2 месяцев. Из указанных положений Административного регламента следует исчерпывающий перечень отказа от принятия заявления к рассмотрению.
Между тем, из показаний административного истца, данных в судебном заседании, следует, что Россоловская до истечения двухмесячного срока действия вида на жительство обратилась в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Чернянскому району с заявлением и необходимыми документами о продлении срока действия вида на жительство. Начальником отдела ФИО3 было сообщено Россоловской о необходимости прибыть 28.04.2017 г. к 09 час.в Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области для оформления документов на временное и постоянное проживание иностранных лиц.
28.04.2017 г. Управлением по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области ФИО1 было отказано в приеме документов по причине пропуска срока.
Таким образом, сам факт своевременного выражения волеизъявления истца на продление срока действия вида на жительство на территории Российской Федерации имел место быть.
Кроме того, из объяснений административного истца следует, а административным ответчиком начальником отдела ОВМ ОМВД России по Чернянскому району ФИО3 обратного не доказано, что она была неправильно информирована начальником отдела ОВМ ОМВД России по Чернянскому району о дате сдачи документов в Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области. В связи с этим она не имела объективной возможности подать заявление в установленные сроки, что свидетельствует об уважительности причин пропуска срока.
Действовавший в прежней редакции «Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», утвержденный Приказом ФМС РФ №41 от 29 февраля 2008 года, предусматривал возможность принятия заявления о продлении срока действия вида на жительство в случае пропуска срока его подачи по уважительным причинам (п.107).
В действующей редакции указанный Административный регламент такой возможности не предусматривает.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 04 ноября 1950 г.) и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Исходя из общеправовых принципов, с целью обеспечения разумного баланса интересов гражданина и государства, сам по себе формальный пропуск срока подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство на территории Российской Федерации не может являться основанием для погашения соответствующих прав иностранного гражданина.
При этом учитывается, что указанный срок законом не определен как пресекательный, и носит технический характер, поскольку в соответствии с «Административным регламентом…» предназначен для осуществления миграционной службой необходимых проверочных мероприятий в отношении иностранного гражданина (направление запросов и т.п.).
Таким образом, в конкретных (исключительных) случаях уважительные причины пропуска срока подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство должны приниматься во внимание, во избежание неоправданного умаления прав иностранных граждан.
Поскольку ФИО1 своевременно выразила намерение продлить срок действия вида на жительство, о чем свидетельствует факт обращения в ОВМ ОМВД России по Чернянскому району, сбор всех необходимых документов, а пропущенный срок обращения с заявлением в Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области является незначительным, что не повлекло существенных препятствий для проведения проверочных мероприятий в оставшийся срок, срок подачи документов на продление вида на жительство в Российской Федерации подлежит восстановлению.
Также суд при решении вопроса о восстановлении срока для подачи документов учитывает тот факт, что на территории Российской Федерации у ФИО1 в собственности имеется жилой дом по <адрес>, где она намерена постоянно проживать, она фактически с 2009 года проживает на территории РФ, границу не пересекала, что подтверждается сведениями ФМС России, кроме того на территории РФ у нее проживают дочь, внучка и сын, которые являются гражданами РФ. (л.д. 23).
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Восстановить ФИО1 срок подачи документов на продление вида на жительство в Российской Федерации.
Обязать ФИО1 в течение 5 рабочих дней по вступлению решения суда в законную силу предоставить документы на продление вида на жительство в Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области.
Обязать Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области принять и рассмотреть документы (заявление) ФИО1 на продление вида на жительство в Российской Федерации по вступлению решения в законную силу в установленный ФЗ №115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Чернянский районный суд.
Судья Т.Н.Юденкова