ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15/2016 от 18.08.2016 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2016 года <адрес>

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего – судьи Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Володиной Е.С.,

с участием прокурора – Дедина А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пименова Д.М. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <дата> «Об отказе Пименову Д.М. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> возложении обязанности на окружную избирательную комиссию зарегистрировать Пименова Д.М. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу «<данные изъяты> на выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

Пименов Д.М. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <дата> «Об отказе Пименову Д.М. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> возложении обязанности на окружную избирательную комиссию зарегистрировать Пименова Д.М. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> на выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением окружной избирательной комиссии Пименову Д.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в связи с предоставлением недостаточного количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. В качестве доказательства, подтверждающего то обстоятельство, что сведения об избирателе внесены не самим лицом и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа <данные изъяты> принято во внимание заключение специалиста – эксперта от <дата>. Однако, данное заключение специалиста не содержит информации о том, что был сопоставлен почерк, которым внесены сведения об избирателях в подписные листы, с почерком лиц, наделенных правом осуществлять сбор подписей избирателей, и не может являться доказательством, свидетельствующим о том, что сведения об избирателях в подписных листах внесены не лицом, осуществляющим сбор подписей.

В судебном заседании Пименов Д.М. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> по доверенности Черкасов Д.В. возражал относительно удовлетворения административного искового заявления, указывая на законность принятого постановления.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Дедина А.С., указавшего на отсутствие нарушений окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> при вынесении оспариваемого постановления, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

Частью 2 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что для проверки соблюдения требований, указанных в части 1 настоящей статьи, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

На основании пунктов 6, 7, 8, 11 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи, подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им в подписной лист собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом, подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи

В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия в течение суток с момента его принятия выдает кандидату копию решения с изложением оснований отказа. Основанием отказа является для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке (пункт 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Судом установлено, что <дата> Пименов Д.М. представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа <данные изъяты> документы для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в том числе подписные листы с <данные изъяты> подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.

Согласно протоколу случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Пименовым Д.М., от <дата> для проверки отобрано <данные изъяты> подписи из <данные изъяты> (номер папки - 5).

Из итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом Пименовым Д.М., составленного <дата>, по результатам проверки <данные изъяты> подписей, отобранных посредством случайной выборки, выявлено <данные изъяты> недостоверных (недействительных) подписей, что составило <данные изъяты> % недостоверных (недействительных) подписей от числа подписей, необходимых для регистрации.

В ведомости проверки подписных листов №1 указано, что <данные изъяты> подпись признана недействительной в связи с тем, что сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (код нарушения 15), 3 – содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 13), 1 - неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 11), 180 – сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (код нарушения 37).

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <дата> Пименову Д.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей.

Вывод о недействительности <данные изъяты> подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, подтверждены представленными суду доказательствами.

Из заключения специалиста – старшего эксперта ЭКЦ МВД по <данные изъяты>С.Э.В. от <дата>, входившего в состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, следует, что рукописные записи сведений об избирателях в строках №№1-10 в подписном листе № - выполнены одним лицом и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист; в строки №1 в подписном листе № - внесены исправления; в строках №№ 1-10 в подписном листе № - сведения об избирателях и о лице, осуществлявшем сбор подписей, выполнены не лицом, осуществлявшим сбор подписей, а другим лицом.

Из показаний эксперта С.Э.А. допрошенного в судебном заседании, следует, что исследование подписных листов проводилось им на основании существующей традиционной методики почерковедческой экспертизы, при этом использовалось техническое средство - лупа, при исследовании были сопоставлены почерки в подписных листах с почерками лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, включенных в список, по результатам проведенного исследования были сделаны только категорические выводы об имеющихся нарушениях.

Эксперт С.Э.В. имеет диплом государственного образца, обладает правом самостоятельного производства почерковедческих экспертиз, достаточный опыт работы по производству таких экспертиз, работает в должности старшего эксперта ЭКЦ МВД по <данные изъяты>, что подтверждается имеющимися в материалах дела дипломом от <дата>, свидетельством на право самостоятельного производства судебных экспертиз служебных удостоверением , в связи с чем оснований сомневаться в его квалификации и объективности у суда не имеется.

Оценив показания эксперта С.Э.В. в совокупности с данными, полученными при исследовании судом подлинных подписных листов, а также с содержанием ведомости проверки подписных листов как относимые и допустимые доказательства, суд приходит к выводу о наличии нарушений в проверенных подписных листах, которые обоснованно послужили основанием для признания окружной избирательной комиссией <данные изъяты>%) подписей недостоверными (недействительными) от числа подписей, необходимых для регистрации, по основаниям: <данные изъяты> подпись - в связи с тем, что сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (код нарушения 15), 3 – содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 13), 1 - неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 11), 180 – сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (код нарушения 37).

Нарушений порядка проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, установленного статьей 49 Федерального Закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", влекущих признание решения избирательной комиссии незаконным, не установлено.

В связи с изложенным, оспариваемое постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <дата> «Об отказе Пименову Д.М. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «<данные изъяты> является законным, а заявленные Пименовым Д.М. требования удовлетворению не подлежат.

Доводы Пименова В.М. о том, что при исследовании подписных листов экспертом не был сопоставлен почерк, которым внесены сведения об избирателях в подписные листы, с почерком всех лиц, наделенных правом осуществлять сбор подписей избирателей, и не может являться доказательством, свидетельствующим о том, что сведения об избирателях в подписных листах внесены не лицом, осуществляющим сбор подписей, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права. В силу частей 11, 12 статьи 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Каждый подписной лист с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата, должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Из анализа выше указанных норм законодательства следует, что внесение сведений об избирателях в подписной лист и его заверение должно осуществляться одним сборщиком подписей; возможность внесения сведений об избирателях в подписной лист иным сборщиком подписей, не заверяющим конкретный подписной лист, законом не допускается. Таким образом, избирательным законодательством предусмотрен порядок внесения сведений в подписной лист самим избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, и заверения подписного листа сборщиком подписей, а нарушение данного порядка влечет в силу пунктов 8, 11 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" признание подписей недействительными. В связи с изложенным, необходимость сопоставлять почерк, которым внесены сведения об избирателях в подписные листы, с почерком всех лиц, наделенных правом осуществлять сбор подписей избирателей, у эксперта отсутствовала.

Руководствуясь статьями 180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Пименова Д.М. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <дата> «Об отказе Пименову Д.М. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> возложении обязанности на окружную избирательную комиссию зарегистрировать Пименова Д.М. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> на выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение пяти дней со дня принятия решения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено 20 августа 2016 года.