ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15/2021 от 20.04.2021 Ильинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-15/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2021 года пос. Ильинский

Ильинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пономарицыной Я.Ю.,

при секретаре судебного заседания Михайловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 с требованием о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 023 рубля 05 копеек.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик в 2015 году являлся собственником недвижимого имущества и в соответствии со ст.ст. 45, 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц и обязан своевременно и в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога. ФИО1 начислен налог на имущество за 2015 год по адресу: <адрес>, по сроку уплаты 01.12.2016 в сумме <данные изъяты> руб. В адрес ответчика направлено налоговое уведомление от 06.08.2016 на уплату налогов. Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ произведена уплата в сумме <данные изъяты> руб. налога на имущество за 2015 год. В связи с уточнением данных по налоговой ставке (с 0,5 % на 2 % по иным объектам), согласно Решению депутатов Ильинского сельского поселения № 77 от 19.11.2014, Инспекцией произведено доначисление имущественного налога за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., которое начислено по сроку уплаты 30.01.2019. В адрес ответчика направлено налоговое уведомление от 22.11.2018 на уплату налогов, получено через личный кабинет. Налогоплательщиком произведена полная уплата налога на имущество 2015 год в сумме <данные изъяты> руб. по судебному приказу № 2а-2240/2019 от 09.10.2019 (отмена 06.12.2019), то есть после установленного срока уплаты: 17.11.2016 в сумме <данные изъяты> руб., 26.11.2019 в сумме <данные изъяты> руб. Ответчик в установленный срок налог на имущество за 2015 год не уплатил, в связи с чем начислены пени по налогам. Пени начислены по налогу на имущество 2015 год за период с 31.01.2019 по 26.11.2019 в сумме 3 023,05 руб. Инспекцией выставлены требования на уплату пени: от 26.06.2019 со сроком добровольного погашения до 27.08.2019; от 27.06.2019 со сроком добровольного погашения до 28.08.2019; от 28.06.2019 со сроком добровольного погашения до 29.08.2019; от 29.11.2019 со сроком добровольного погашения до 31.12.2019. Требования получены через личный кабинет налогоплательщика, не исполнены. Сумма 3 000 рублей превысила в требовании от 29.11.2019 со сроком добровольного погашения до 31.12.2019. Инспекция обратилась со взысканием 21.04.2020, то есть в установленный законодательством срок (30.06.2020). Мировым судьей судебного участка № 1 Ильинского судебного района Пермского края на основании заявления Инспекции от 21.04.2020 вынесен судебный приказ № 2-720/2020 о взыскании налогов, пени с ответчика. 02.06.2020 мировым судьей судебный приказ отменен.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.

Административный ответчик ФИО1, представитель административного ответчика ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями не согласны.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1). Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2).

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно положениям ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (п. 1). В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4).

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым, введена глава 32 - «Налог на имущество физических лиц». Согласно названной главе налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (п. 2 ст. 399 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 404 НК РФ, в силу Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действующая до31.12.2020, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента - дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.

Согласно п. 4 ст. 406 НК РФ, в силу Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действующая до31.12.2020, в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

Согласно п. 2 решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района Пермского края от 19.11.2014 № 77 «Об установлении на территории Ильинского сельского поселения налога на имущество физических лиц» установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, расположенных в пределах муниципального образования Ильинское сельское поселение, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1), налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч. 2), направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3).

В силу п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что в 2015 году у ФИО1 находились в собственности объекты недвижимости: здания по адресу: <адрес>

- кадастровый , площадь 1013,9 кв.м.;

- кадастровый , площадь 353,2 кв.м.

Также в 2015 году в собственности ФИО1 находилось помещение, кадастровый , площадь 27,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 29-31).

Административному ответчику начислен налог на данное имущество за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек, а также начислен земельный налог в размере <данные изъяты> рублей, всего к уплате <данные изъяты> рублей, направлено налоговое уведомление от 06.08.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 (л.д. 12).

Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ требование инспекции ФИО1 было исполнено, уплачена сумма начисленного налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек, в назначении платежа указано: «Перечислен налог на имущество за 2015 год» (л.д. 45).

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик надлежащим образом исполнила свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год, что подтверждается выпиской Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Пермскому краю (л.д. 15, 16).

Вместе с тем на основании налогового уведомления от 22.11.2018 налогоплательщику был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год и доначислен налог в размере <данные изъяты> руб. со сроком уплаты не позднее 30.01.2019 (л.д. 13).

В связи с неуплатой административным ответчиком налога на имущество физических лиц за 2015 год по платежному поручению от 22.11.2018, Инспекцией начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 31.01.2019 по 26.11.2019 в сумме 3023,05 рублей.

Инспекцией выставлены требования об уплате пени по налогу на имущество физических лиц: от 26.06.2019 со сроком добровольного погашения до 27.08.2019 на сумму 1 501,06 рублей (л.д. 6); от 27.06.2019 со сроком добровольного погашения до 28.08.2019 на сумму 10,47 рублей (л.д. 7); от 28.06.2019 со сроком добровольного погашения до 29.08.2019 на сумму 10,48 рублей (л.д. 8); от 29.11.2019 со сроком добровольного погашения до 31.12.2019 на сумму 1 501,04 рубля (л.д. 9).

Вместе с тем, согласно решению Ильинского районного суда Пермского края от 19.01.2021 по делу № 2а-26/2021, вступившим в законную силу 20.02.2021, постановлено: в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц отказать.

Решением суда установлено, что на основании налогового уведомления от 22.11.2018 налогоплательщику был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере <данные изъяты>. со сроком уплаты не позднее 30.01.2019, и при поступлении ДД.ММ.ГГГГ денежных средств по налоговому уведомлению от 27.06.2019 (в назначении платежа указано: «Перечислен налог на имущество за 2018 год») Инспекцией был засчитан налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб. Недостающая сумма по доначисленному налогу за 2015 год в размере <данные изъяты> руб. была зачтена Инспекцией из имеющейся у ФИО1 переплаты.

Судом указано, что направление МИФНС России № 9 по Пермскому краю части налога, оплаченного ответчиком ДД.ММ.ГГГГ по требованию об уплате налога на имущество за 2018 год в общем размере <данные изъяты> руб. на погашение задолженности по доначисленному налогу за 2015 год по сроку уплаты 30.01.2019, незаконно. Признано, что налог на имущество за 2018 год ФИО1 уплачен в полном объеме, соответственно недоимка по налогу на имущество по доначисленному налогу за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб. осталась неизменна. Решение вступило в законную силу, истцом не обжаловалось.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств Налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П, изложена правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.

Как указано выше, решением Ильинского районного суда Пермского края от 19.01.2021 по делу № 2а-26/2021, вступившим в законную силу 20.02.2021, постановлено отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц. Каких-либо доказательств, подтверждающих принудительное взыскание с ответчика задолженности по доначисленному налогу за 2015 год в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, учитывая, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, то оснований для взыскания с ФИО1 пеней, начисленных на недоимку по доначисленному налогу за 2015 год, у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц отказать.

На решение суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края.

Судья Я.Ю. Пономарицына