ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15/2022 от 31.01.2022 Юкаменского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2а-15/2022

УИД 18RS0029-01-2021-000649-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фефиловой О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике) обратилась в Юкаменский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц и пени. В обоснование исковых требований указано, что налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) ФИО1 не исполнена обязанность, установленная в ст.57 Конституции РФ об уплате законно установленных налогов и сборов. Согласно ст.57 Конституции РФ, п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с главой 31 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога.

Расчёт земельного налога за 2015 год (произведение налоговой базы - кадастровой стоимости объекта, доли в праве, налоговой ставки, периода владения):

Налоговый

период

(год)

Налоговая база (кадастровая стоимость)

(руб.)

Доля в праве

Налоговый

вычет

(руб.)

Налоговая

ставка

(%)

Количество месяцев владения в году/12

Повышающий

коэффициент

Размер налоговых льгот (руб.)

Сумма

исчисленного налога (руб.)

<данные изъяты>; ОКТМО <данные изъяты>; код ИФНС 1837

<адрес>

2015

25523 834

1/251

0,30

12/12

305,00

Расчёт налога за 2015 год произведен в налоговом уведомлении 66807528 от 12.09.2016. Сумма транспортного налога не уплачена в части 305,00 руб. Направление налогового уведомления налогоплательщику 21.09.2016 подтверждается реестром почтовых отправлений №6.

Расчёт земельного налога за 2016 год (произведение налоговой базы - кадастровой стоимости объекта, доли в праве, налоговой ставки, периода владения):

Налоговый

период

(год)

Налоговая база (кадастровая стоимость)

(руб.)

Доля в праве

Налоговый

вычет

(руб.)

Налоговая

ставка

(%)

Количество месяцев владения в году/12

Повышающий

коэффициент

Размер налоговых льгот (руб.)

Сумма

исчисленного налога (руб.)

<данные изъяты>; ОКТМО <данные изъяты>; код ИФНС 1837

<адрес>

2016

25523 834

1/251

0,30

12/12

305,00

Расчёт налога за 2016 год произведен в налоговом уведомлении 57961435 от 20.09.2017. Сумма земельного налога не уплачена в части 305,00 руб. Направление налогового уведомления налогоплательщику 06.10.2017 подтверждается реестром почтовых отправлений №487976.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. На основании ст.ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пени:

1) №16492 от 26.11.2018 с указанием суммы задолженности по обязательным платежам и срока её уплаты в добровольном порядке. В установленный в требовании срок - 17.01.2019 налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженности в сумме недоимки 305,00 руб., и пени 27,19 руб. за 2016 год. Требование об уплате налога направлено в адрес налогоплательщика по почте простым письмом, что подтверждается списком простых почтовых отправлений №3 от 13.12.2018. Сумма задолженности по налогам и пени на дату подачи заявления в суд не оплачена и учитывает все переплаты.

2) №8842 от 22.11.2017 с указанием суммы задолженности по обязательным платежам и срока её уплаты в добровольном порядке. В установленный в требовании срок - 25.01.2018 налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженности в сумме недоимки 305,00 руб., и пени 33,66 руб. за 2015 год. Требование об уплате налога направлено в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом с уведомление о вручении, что подтверждается реестром заказных почтовых отправлений №3 от 01.12.2017. Сумма задолженности по налогам и пени на дату подачи заявления в суд не оплачена и учитывает все переплаты.

Взыскание сумм по указанному в тексте заявления требованию проводилось в соответствии с главой 11.1 КАС РФ. Определением мирового судьи судебного участка Красногорского района от 24.06.2021 №2А-329/2021 судебный приказ о взыскании задолженности по указанному в тексте заявления требованию отменён в связи с возражениями налогоплательщика. Срок на обращение в суд в рамках приказного производства исчисляется по истечении 3-х лет с момента наступления срока уплаты 25.01.2018 по требованию №8842 от 22.11.2017, срок на обращение в суд не пропущен налоговым органом.

Административный истец просит взыскать с налогоплательщика ФИО1 ИНН <данные изъяты> задолженность в размере 670,85 руб., в том числе недоимку 610,00 руб. и пени 60,85 руб. Земельный налог с физических лиц в размере 610,00 руб. по КБК 18210606043102100110, ОКТМО <данные изъяты> и пени по земельному налогу в размере 60,85 руб. по КБК 18210606043101000110 ОКТМО <данные изъяты> перечислить на р/с <***> в Отделение - НБ Удмуртская Республика банка России//УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике ИНН <***>/КПП 183701001) БИК 019401100, номер счёт получателя (номер казначейского счёта) 03100643000000011300.

Согласно п.3 ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

В связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20000 рублей, дело рассмотрено в порядке главы 33 КАС РФ (в порядке упрощенного производства) без проведения устного разбирательства.

Согласно п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. №42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства» решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 КАС РФ, в любой из дней в пределах данного срока. При этом лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия данного решения.

Изучив письменные материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Статья 57 Конституции РФ, п.1 ст.3 НК РФ и п.1 ст.23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (п.3).

Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с главой 31 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно абз.3 п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговые ставки установлены Решением Совета депутатов МО «Васильевское» Красногорского района от 27 ноября 2014 г. №89 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Васильевское» 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Налогоплательщику принадлежит 1/251 доля в праве на земельный участок по адресу: <адрес>, - кадастровый номер <данные изъяты>, ОКТМО <данные изъяты>.

Расчёт земельного налога за 2015, 2016 годы (произведение налоговой базы - кадастровой стоимости объекта, доли в праве, налоговой ставки, периода владения):

Налоговый

период

(год)

Налоговая база (кадастровая стоимость)

(руб.)

Доля в праве

Налоговый

вычет

(руб.)

Налоговая

ставка

(%)

Количество месяцев владения в году/12

Повышающий

коэффициент

Размер налоговых льгот (руб.)

Сумма

исчисленного налога (руб.)

<данные изъяты>; ОКТМО <данные изъяты>; код ИФНС 1837

<адрес>

2015

25523 834

1/251

0,30

12/12

305,00

<данные изъяты>; ОКТМО <данные изъяты>; код ИФНС 1837

<адрес>

2016

25523 834

1/251

0,30

12/12

305,00

Сумма налога к уплате составляет 305,00 руб. за 2015 год и 305,00 руб. за 2016 год.

В связи с неоплатой сумм налога за 2015 год и за 2016 год в установленный срок за период со 02.12.2016 по 21.11.2017 и за период со 02.12.2017 по 25.11.2018 начислена сумма пени за каждый день просрочки в размере 33,66 руб. за 2015 год и в размере 27,19 руб. за 2016 год.

Сумма земельного налога и пени не оплачены административным ответчиком.

Расчёт сумм налогов был произведён налоговым органом в соответствии с п.2 ст.52, п.1 ст.362, п.3 ст.396, п.1 ст.408 НК РФ в налоговых уведомлениях №66807528 от 12.09.2016 и №57961435 от 20.09.2017.

На основании ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику - административному ответчику своевременно направлялись требования об уплате земельного налога №8842 от 22.11.2017 и №16492 от 26.11.2018.

В установленный срок требования административного истца исполнены не были.

В связи с неоплатой суммы налогов в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени по земельному налогу.

Сумма задолженности по налогам и пени сформирована на дату подачи заявления в суд.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей на момент обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике в судебный участок Красногорского района УР с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пеней и подлежащей применению при рассмотрении настоящего дела) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что налоговый орган - административный истец в соответствии с главой 11.1 КАС РФ в установленный срок обратился к мировому судье судебного участка Красногорского района Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы задолженности и пени по земельному налогу, в связи с чем мировым судьей судебного участка Красногорского района УР ФИО2 21.06.2021 был вынесен судебный приказ №2А-329/2021, не согласившись с которым, административный ответчик обратился с заявлением о его отмене, указав, что возражает против его исполнения.

Определением мирового судьи судебного участка Красногорского района Удмуртской Республики Е.С.Ю. от 24.06.2021 №2А-329/2021 судебный приказ о взыскании задолженности по указанному требованию был отменён в связи с возражениями налогоплательщика.

Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

02.12.2021 от Межрайонной ИФНС России №2 по УР в Юкаменский районный суд УР поступило административное исковое заявление к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени в размере 670,85 руб.

Установлено, что задолженность по земельному налогу, а также пени, начисленные за неуплату налога в установленный срок, административным ответчиком не погашены.

При этом срок обращения в суд с административным иском налоговым органом не пропущен, поскольку обращение в Юкаменский районный суд УР последовало в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей судебного участка Красногорского района УР определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, административный истец обратился с настоящим иском в пределах предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ шестимесячного срока, установленного для подачи административного искового заявления, исчисляемого со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст.84 КАС РФ).

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к выводу, что процедура взыскания земельного налога соблюдена: налоговые уведомления и требования об уплате налогов направлены в адрес ФИО1 с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Расчет земельного налога и пеней проверен судом и признается правильным; ФИО1 расчет не оспаривается, недоимка по налогу не погашена, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

В связи с чем требования административного истца о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц и пеней подлежат удовлетворению в полном объеме.

Частью 1 ст.114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом взысканной суммы составляет 400 руб.

Согласно положениям абз.10 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеет в данном случае приоритетное значение, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), что отражено в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Следовательно, с ФИО1 в доход в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц и пени удовлетворить полностью.

Взыскать с ФИО1, ИНН <данные изъяты>, в доход бюджета на расчетный счет <***> в Отделение - НБ Удмуртская Республика банка России//УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике ИНН <***>/КПП 183701001) БИК 019401100, номер счёт получателя (номер казначейского счёта) 03100643000000011300 земельный налог с физических лиц в размере 610,00 руб. по КБК 18210606043102100110, ОКТМО <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере 60,85 руб. по КБК 18210606043101000110 ОКТМО <данные изъяты>, а всего на общую сумму в размере 670 (Шестьсот семьдесят) рублей 85 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: О.В. Фефилова